Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в
с участием представителей МА МО Остров Декабристов (далее - Заказчик); ООО "Спутник" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 4594-ЭП/22 от 17.02.2022) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку покрывала детского стеганного в упаковке в 2022 году (извещение N 0172300012522000009) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 08.02.2022 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300012522000009.
Начальная (максимальная) цена контракта - 143 460,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика по основаниям, изложенным в жалобе.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
1.В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый электронный аукцион относится к конкурентному способу закупки при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 17.02.2022 N ИЭА1 комиссией по осуществлению закупок заказчика принято решение об отклонении заявки общества с ограниченной ответственностью "Спутник" (далее также - Общество) на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной систем в связи с непредставлением Заявителем в заявке на участие в закупке характеристик предлагаемого участником закупки товара, соответствующих показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Требования к товарам, которые поставляются Заказчику установлены Заказчиком в Приложении N 2 Технического задания "Требования к значениям показателей (характеристик) поставляемых товаров, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика.".
Наименование объекта закупки |
Показатель (характеристика) объекта закупки |
Значение показателя (характеристики) |
Количество, шт. |
Покрывало детское стеганое |
Длина |
Не менее 140 см, не более 150 см |
180
|
|
Ширина |
Не менее 100 см, не более 110 см |
|
|
Тип ткани |
Натуральная |
|
|
Вид материала |
ткань стеганная |
|
|
Состав ткани |
100% хлопок (бязь), наполнитель полиэфирное волокно/синтепон, плотность не менее 120 гр/м2 |
|
|
Описание |
Изделие цельное, без надставок, без швов посредине. Края обработаны окантовочной лентой в цвет изделия. Шириной не менее 32 мм. Расцветка - Цветная с детским рисунком. Цвет и рисунок по согласованию с Заказчиком. |
|
|
Соответствие качеству |
Ткань произведена в соответствии с ГОСТ 29298-2005. Устойчивость окраски ткани особо прочная - в соответствии с ГОСТ 29298-2005. |
2.2. Каждая единица изделия должна иметь вшитый ярлык с информацией о размере, ткани, наименовании фирмы-изготовителя, знаки по уходу за изделием, наименование страны-изготовителя, фирменное наименование, местонахождение (адрес) изготовителя, обозначение стандарта или технического документа, обязательным требованиям которого соответствует изделие, наименование изделия, артикул изделия, размеры, сырьевой состав, информация по уходу, дата изготовления.
2.3. Каждое детское покрывало должно быть индивидуально упаковано в ПНД пакет с клеевым клапаном и вложенным в него флаером с поздравительным текстом, согласованным с Заказчиком.
2.4. Детское покрывало должно иметь красочный флаер. Размер флаера: длина не менее 297 мм, ширина не менее 210 мм. Цветность не менее 4+0, плотность не менее 120 гр.\м2. Макет вкладыша должен быть согласован с Заказчиком.
2.5. Дата изготовления покрывала детского стеганного - не ранее 2021 года.
При этом согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в закупке.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявки. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить предложение в отношении объекта закупки в соответствии с потребностями Заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Не установление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Извещение об осуществлении закупки содержит инструкцию по заполнению заявки, которая регламентирует следующий порядок предоставления сведений в отношении значений показателей:
"Значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование, содержать слова "не менее_", "не более_", т.е. должны быть конкретными.
При подаче сведений участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, описание товара, наименования показателей) в соответствии с обозначениями, установленными в Приложении N 1 к описанию объекта закупки".
Комиссией УФАС отмечено, что подобные определения могут приводить к неоднозначному толкованию установленных требований к характеристикам товаров, так как использованное в требованиях то или иное слово может рассматриваться субъективно как участником закупки, так и Заказчиком.
В указанных обстоятельствах, с учетом положений инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, Комиссия УФАС констатирует, что аукционная комиссия Заказчика имела достаточные основания для признания, вышеуказанных конкретных показателей товара, соответствующими потребностям Заказчика. Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что довод жалобы обоснован, установлено нарушение ст. 49 Закона о контрактной системе. Также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссией выявлено нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2.Пунктом 10 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" установлены запреты на:
допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень);
допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
Анализ извещения об осуществлении закупки показал, что в извещении об осуществлении закупки Заказчиком установлены соответствующие запреты:
"Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
Закупаемые в рамках рассматриваемой закупки товары включены в соответствующий перечень, утвержденный Постановлением (п. 2 Перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд).
При этом подпунктом "б" пункта 3 постановления N 616 установлено, что при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд соответствующий запрет не устанавливается в случае закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 19-21, 28, 50, 142 и 145 перечня).
В соответствии с извещением об осуществлении закупки стоимость одной единицы товара составляет 797,00 руб., суммарная стоимость - 143 460,00 руб.
Таким образом, Комиссией установлено, что Заказчиком был неправомерно установлен запрет на допуск товаров в соответствии с постановлением N 616.
При указанных обстоятельствах в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС констатирует нарушение Заказчиком ч.3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 14, 42, 49 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спутник" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ст. 49, ч.3 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 февраля 2022 г. N 44-731/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2022