Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 5208-ЭП/22 от 24.02.2022) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту фасадов здания по адресу: Санкт-Петербург, пос. Парголово, ул. Шишкина, д.30, литера А (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 16.02.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200215822000001. Начальная (максимальная) цена контракта - 7 421 244, 00 рублей.
В жалобе Заявитель обжалует действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе и выразившиеся в установлении ненадлежащих требований к содержанию заявки на участие в аукционе.
Ознакомившись с информацией, размещенной в ЕИС, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.п. а) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В силу п. 1 ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе, при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
Аналогичные требования установлены Заказчиком в извещении о проведении закупки.
При этом в силу ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе, требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Комиссия УФАС констатирует, что в Приложении к извещению Заказчиком установлены требования к значениям показателей (характеристик) товаров, использующихся при выполнении работ, позволяющие определить соответствие установленным Заказчиком требованиям. Данное приложение содержит описание требований к конкретным показателям таких товаров, как акриловый грунт глубокого проникновения, смесь сухая штукатурная декоративная, грунт-антисептик для минеральных оснований и пр.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что товары, описанные Заказчиком, не подлежат поставке, а будут использоваться при выполнении закупаемых работ, ввиду чего, по его мнению, Заказчиком незаконно установлены требования к составу первой части заявки.
Вместе с тем, исходя из буквального толкования п. 1 ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе следует, что участникам вменена обязанность предоставлять конкретные показатели товаров исключительно в случае их непосредственной поставки, но не использования при выполнении работ.
По мнению Комиссии УФАС, Заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Согласно ст. 506 Гражданского кодекса РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Вместе с тем, из содержания проекта контракта, являющегося частью извещения, следует, что Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по ремонту фасадов здания по адресу: Санкт-Петербург, пос. Парголово, ул. Шишкина, д. 30, литера А (далее - объект) и сдать результат Заказчику, а Заказчик - принять результат и оплатить надлежаще выполненные работы.
Подрядчик выполняет работы в соответствии с локальным сметным расчетом (Приложение N 1 к настоящему контракту), Техническим заданием (Приложение N 2 к настоящему контракту), Информацией о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанная в заявке подрядчика на участие в электронном аукционе (Приложение N 3 к настоящему контракту), а также условиями настоящего контракта, определяющими цену работ и сроки их выполнения, иными условиями настоящего контракта, строительными нормами и правилами, действующими СНиП, техническими условиями и регламентами и законодательством РФ, регламентирующими выполнение такого вида работ, санитарными правилами и нормами, правилами пожарной и электробезопасности с соблюдением законодательства по охране окружающей среды и обеспечения безопасности работ..
При этом, рассматриваемый проект контракта не содержит существенных условий договора поставки, в частности, он не содержит сроков или периодов поставки, места поставки, порядка осуществления приемки поставляемых товаров, что указывает на то, что рассматриваемый договор не носит смешанный характер и по своему содержанию является договором на выполнение работ с использованием товаров.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации Заказчик не вправе требовать от участника закупки указания в заявке конкретных показателей указанных товаров, и надлежащим исполнением требований Закона о контрактной системе является указание в заявке согласия участника закупки на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных извещением.
Таким образом, руководствуясь размещенными в ЕИС документами и сведениями, Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС также отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленное нарушение повлияло на права и законные интересы Заявителя и повлияло на результаты закупки.
Таким образом, в соответствии с п. 3.35 Административного регламента, Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 марта 2022 г. N 44-713/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2022