Резолютивная часть решения оглашена 05.03.2022
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу общества с ограниченной ответственностью "СИЛКВЭЙ" (далее - заявитель, ООО "СИЛКВЭЙ", общество) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги проезд по д.Подвязье Александровского района Владимирской области (N закупки 0128200000122000255).
04.03.2022 в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 05.03.2022.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/22-111/2022 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "СИЛКВЭЙ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение ремонта автомобильной дороги проезд по д.Подвязье Александровского района (N закупки 0128200000122000255).
Заявитель полагает, что заказчиком нарушены требования статьи 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок в части определения начальной (максимальной) цены контракта, а именно, в соответствии с приложением N2 к извещению о проведении электронного аукциона "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" указано, что для ремонта автомобильной дороги, предусмотрено исправление профиля оснований щебеночных: с добавлением нового материала, с использованием щебня марки по прочности М400, ФССЦ-02.2.05.04.-1687 (фракция 10-20 мм); ФССЦ-02.2.05.04-1767 (фракция 20-40 мм).Также в жалобе заявитель указал, что ближайший к месту производства работ карьер производящий такой щебень находится в пос. Мелехово Ковровского района Владимирской области. В технической части к индексам пересчета сметной стоимости строительно-монтажных работ выполняемых на территории Владимирской области к уровню цен сметно-нормативной базы ФЕР-2001 текущая стоимость щебня М400 складывается из средней сметной цены на материальные ресурсы в текущем уровне цен с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов определенных в соответствии с транспортной схемой поставки материалов до г. Владимира. Согласно данной схеме, расстояние перевозки для щебня марки М400 из поселка Мелехово, составляет 95 км.
Местом проведения работ является д.Подвязье Александровского района Владимирской области, расстояние от места производства щебня М400 до места производства работ составляет 201 км., таким образом, по мнению заявителя, заказчик не включает в смету на ремонт автомобильной дороги проезд по д.Подвязье Александровского района Владимирской области стоимость доставки щебня М 400 до места производства работ, тем самым значительно удешевляя стоимость необходимого для производства работ материала.
В дополнении к жалобе заявитель указал, что в описании объекта закупки не указаны никакие данные и параметры, а в качестве характеристик не указаны требования к качеству. Кроме того, отсутствует описание технических характеристик и текущего состояния ремонтируемого участка дороги, что является нарушением статьи 33, статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Исходя из изложенного, заявитель просит приостановить процедуру размещения закупки до рассмотрения настоящей жалобы по существу, признать жалобу обоснованной и провести внеплановую проверку.
Представитель заказчика выразил мнение о необоснованности жалобы, пояснив, что при формировании и обосновании начальной (максимальной) цены контракта руководствовался статьей 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Сам факт состоявшихся торгов с несколькими участниками и понижение начальной цены контракта, по мнению, представителя заказчика, говорит о наличии конкурентной среды и максимальной цены контракта с возможностью понижения.
Более того, локальный сметный расчет по закупке прошел проверку в ГУП ВО "Областное проектно-изыскательское архитектурно-планировочное бюро".
Кроме того, описание объекта закупки составлено в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Исходя из вышеизложенного, заказчик считает, что нарушений законодательства при подготовке и утверждении документации об электронном аукционе не допущено и жалоба ООО "СИЛКВЭЙ" удовлетворению не подлежит.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
24.02.2022 на официальном сайте в единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение N 0128200000122000255 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги проезд по д.Подвязье Александровского района Владимирской области.
Частью 1 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 4 настоящего Федерального закона, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Пункт 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок гласит о том, что контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения:
- плановых проверок в отношении субъектов контроля (за исключением банков, государственной корпорации "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций) при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок;
- внеплановых проверок в отношении субъектов контроля;
Часть 4 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусматривает, что контроль в отношении операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа.
Пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок определено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, а также закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Вышеуказанные положения статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок свидетельствуют о том, что к полномочиям контрольного органа в сфере закупок (каковым является территориальный антимонопольный орган) не относится проведение проверки надлежащего исполнения заказчиком требований законодательства РФ к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта.
Данные полномочия в соответствии с частями 8, 9 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок делегированы органам государственного (муниципального) финансового контроля.
Контрольный орган в сфере закупок лишь констатирует факт наличия в закупочной документации обоснования начальной (максимальной) цены контракта, которая и имеется в рассматриваемом электронном аукционе на выполнение ремонта автомобильной дороги проезд по д.Рыкулино Александровского района Владимирской области.
На основании изложенного, довод заявителя относительно начальной максимальной цены контракта, признан необоснованным.
2. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Статья 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок гласит, что заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки представлено заказчиком в приложение N1 к извещению о проведении электронного аукциона.
Рассмотрев описание объекта закупки комиссия полагает, что в аукционной документация не содержится в полной мере информация относительно функциональных, технических и качественных характеристик объекта закупки, что является нарушением статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, контрольный орган пришел к выводу о том, что описание объекта закупки и условия исполнения контракта по электронному аукциону на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги проезд по д.Подвязье Александровского района Владимирской области, не носит объективный характер, не отражает условия подлежащих выполнению работ, не позволяет установить результат работ, который должен быть достигнут сторонами при исполнении контракта, что может привести к отказу хозяйствующего субъекта от участия в торгах ввиду неясности объекта закупки.
Таким образом, данный довод заявителя находит свое подтверждение и является обоснованным.
С учетом изложенного, рассматриваемая аукционная документация требует внесения соответствующих изменений в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок и приведения требований заказчика в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу "СИЛКВЭЙ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги проезд по д.Подвязье Александровского района Владимирской области (N закупки 0128200000122000255) частично обоснованной (в части довода относительно описания объекта закупки).
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3.Выдать в отношении заказчика, единой комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4.Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 5 марта 2022 г. N 033/06/22-111/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.03.2022