Резолютивная часть решения оглашена 05.03.2022 г.
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председательствующего Комиссии:
_..заместителя начальника отдела;
членов Комиссии:
_. главного специалиста-эксперта
_..ведущего специалиста-эксперта, на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу Индивидуального предпринимателя _.. на действие комиссии при проведении электронного аукциона на поставку демонстрационного оборудования в рамках реализации регионального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" для нужд МБОУ "Небыловская СШ" (N закупки 0328300058222000001) в присутствии:
представителя заказчика (МБОУ "Небыловская СШ")- _.. (доверенность от 01.03.2022 г. б/н),
представителя заявителя (ИП __.): __.
04.03.2022 г. в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 05.03.2022 г.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/49/113/2022 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
28.02.2022 года во Владимирское УФАС России поступила жалоба Индивидуального предпринимателя _.. (далее - ИП, заявитель) на действие комиссии при проведении электронного аукциона на поставку демонстрационного оборудования в рамках реализации регионального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" для нужд МБОУ "Небыловская СШ" (N закупки 0328300058222000001).
Заявитель в своей жалобе изложил следующее.
ИП была подана заявка на участие в электронном аукционе N 0328300058222000001.
В инструкции отсутствует описание, как заполнять показатель со словом "несколько" и отсутствует запрет на использование слова "несколько". А так же в описании объекта закупки не указаны минимальные и (или) максимальные значения, что бы участник закупки мог определить штатив с каким количеством гнезд для пробирок удовлетворит потребность заказчика.
Таким образом, используя значение показателя "несколько" без указания минимальных и (или) максимальных значений, заказчик вводит в заблуждение участников закупки и не дает точного понимания своих потребностей.
С нарушением части 2 статьи 33 составлено описание по позиции 4 "Набор ОГЭ по химии" по показателю в части "стакан высокий объемом около полулитра (не менее 3 шт.)" Отсутствует инструкция по заполнения показателя "около полулитра". Не указаны минимальные и (или) максимальные значения данного показателя. Участник закупки не имеет возможности определить потребность заказчика (с какого числа начинается и каким заканчивается по мнению заказчика показатель "около полулитра").
Заявка заявителя была отклонена.
Согласно протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
0328300058222000001 от "24" февраля 2022 г. участнику с идентификационным номерам 2 отказано в допуске на основании -непредставление информации и документов, предусмотренных извещением (за исключением п. 2, 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44 ФЗ), несоответствие таких информации и документов требованиям. Пункт 1 части 5 статьи 49 ФЗ-44. В заявке участника закупки отсутствует конкретное значение, предлагаемого к поставке товара, соответствующее показателям, установленным в Описании объекта закупки: -по позиции 4 "Набор ОГЭ по химии" по показателю в части количества гнезд штатива для пробирок отсутствует конкретное значение показателя.
В обоснование правомерности действий аукционной комиссии представитель заказчика пояснила следующее.
В инструкции по заполнению заявок указано: При предоставлении конкретных показателей Товара в заявке участника закупки не допускается указание следующих слов, словосочетаний или знаков: "должен быть", "должно быть", "не менее", "не более", "менее", "более", "не хуже", "хуже", "не лучше", "лучше", "выше", "не выше", "ниже", "не ниже", "меньше", "не меньше", "больше", "не больше", ">", "<", "<", ">", "превышает", "не превышает", "превышать", "не превышать", "или", "+/-", "свыше". Указывается только конкретное, точное и достоверное значение характеристик и функциональных свойств, а также конкретные показатели Товара. Значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование.
В описании позиции 4 закупки "Набор ОГЭ по химии" указано: "Состав должен быть следующий: весы лабораторные электронные 200 г, спиртовка лабораторная, воронка коническая, палочка стеклянная, пробирка ПХ-14 (не менее 10 шт.), стакан высокий с носиком ВН-50 с меткой (не менее 2 шт.), входят цилиндр измерительный 2-50-2 (стеклянный, с притертой крышкой), штатив для пробирок на несколько гнёзд <..>", так как характеристики штатива для пробирок (количество гнезд) отличается у разных поставщиков и не является принципиальным для заказчика. Спецификация закупки, в том числе технические качественные характеристики (функциональные характеристики) товара сформированы заказчиком на основании его потребностей, с учетом Методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей (NТВ-1913/02 от 01.11.2021 г.).
При этом, направляя заявку на участие в аукционе в части описания предлагаемых к поставке товаров участник должен предоставить конкретные показатели, в том числе в данном случае указать конкретное количество гнезд штатива для пробирок. Формулировка "несколько" не является конкретным показателем, в связи с чем заказчиком принято решение об отклонении заявки ИП __
Комиссия заказчика при рассмотрении заявок обязана руководствоваться нормами Закона о контрактной системе в сфере закупок и условиями разработанной утвержденной заказчиком документации. С учетом вышеизложенного, сделать вывод о соответствии заявки с порядковым номером 2 требованиям документации заказчика не представляется возможным.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. п. а п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
члены комиссии по осуществлению закупок:
рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
В соответствии с п. п. а п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе в сфере закупок, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать:
предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
14.02.2022 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0328300058222000001 на поставку демонстрационного оборудования в рамках реализации регионального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" для нужд МБОУ "Небыловская СШ".
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 297 000,00 рублей.
Согласно протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
0328300058222000001 от "24" февраля 2022 г. участнику с идентификационным номерам 2 отказано в допуске на основании -непредставление информации и документов, предусмотренных извещением (за исключением п. 2, 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44 ФЗ), несоответствие таких информации и документов требованиям. Пункт 1 части 5 статьи 49 ФЗ-44. В заявке участника закупки отсутствует конкретное значение, предлагаемого к поставке товара, соответствующее показателям, установленным в Описании объекта закупки: -по позиции 4 "Набор ОГЭ по химии" по показателю в части количества гнезд штатива для пробирок отсутствует конкретное значение показателя.
Согласно позиции N4 Приложения N 2 к извещению заказчиком установлено следующее:
32.99.53.130 Набор ОГЭ по химии Состав должен быть следующий: весы лабораторные электронные 200 г, спиртовка лабораторная, воронка коническая, палочка стеклянная, пробирка ПХ-14 (не менее 10 шт.), стакан высокий с носиком ВН-50 с меткой (не менее 2 шт.), цилиндр измерительный 2-50-2 (стеклянный, с притертой крышкой), штатив для пробирок на несколько гнёзд, зажим пробирочный, шпатель-ложечка (не менее 3 шт.), флаконы для хранения растворов и реактивов объемом не менее 100 мл (не менее 30 шт.), флаконы для хранения растворов и реактивов объемом не менее 30 мл (не менее 60 шт.), цилиндр измерительный с носиком 1-500 (не менее 2 шт.), стакан высокий объемом около полулитра (не менее 3 шт.), ерши для мытья пробирок (не менее 3 шт.), ерши для мытья колб (не менее 3 шт.), халат белый хлопчатобумажный (не менее 2 шт.), перчатки резиновые химические стойкие, очки защитные, фильтры бумажные (не менее 100 шт.), горючее для спиртовок (не менее 0,33 л), реактивы (не менее 39 химических веществ, предназначенных для составления комплектов реактивов при проведении экзаменационных экспериментов по курсу школьной химии, в том числе алюминий, железо, соляная кислота, метилоранж, фенолфталеин, аммиак, пероксид водорода, нитрат серебра).
Инструкция по заполнению заявок участниками: При предоставлении конкретных показателей Товара в заявке участника закупки не допускается указание следующих слов, словосочетаний или знаков: "должен быть", "должно быть", "не менее", "не более", "менее", "более", "не хуже", "хуже", "не лучше", "лучше", "выше", "не выше", "ниже", "не ниже", "меньше", "не меньше", "больше", "не больше", ">", "<", "", "
", "превышает", "не превышает", "превышать", "не превышать", "или", "+/-", "свыше". Указывается только конкретное, точное и достоверное значение характеристик и функциональных свойств, а также конкретные показатели Товара. Значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование.
В заявке участника с порядковым номером N 2 по данной позиции указано:
Набор ОГЭ по химии, Российская Федерация Кол-во: 1 шт Состав следующий: весы лабораторные электронные 200 г, спиртовка лабораторная, воронка коническая, палочка стеклянная, пробирка ПХ-14 (10 шт.), стакан высокий с носиком ВН-50 с меткой (2 шт.), цилиндр измерительный 2-50-2 (стеклянный, с притертой крышкой), штатив для пробирок на несколько гнёзд, зажим пробирочный, шпатель-ложечка (3 шт.), флаконы для хранения растворов и реактивов объемом 100 мл (30 шт.), флаконы для хранения растворов и реактивов объемом 30 мл (60 шт.), цилиндр измерительный с носиком 1-500 (2 шт.), стакан высокий объемом четыреста мл (3 шт.), ерши для мытья пробирок (3 шт.), ерши для мытья колб (3 шт.), халат белый хлопчатобумажный (2 шт.), перчатки резиновые химические стойкие, очки защитные, фильтры бумажные (100 шт.), горючее для спиртовок (0,33 л), реактивы (39 химических веществ, предназначенных для составления комплектов реактивов при проведении экзаменационных экспериментов по курсу школьной химии, в том числе алюминий, железо, соляная кислота, метилоранж, фенолфталеин, аммиак, пероксид водорода, нитрат серебра).
Комиссия заказчика при рассмотрении заявок обязана руководствоваться нормами Закона о контрактной системе в сфере закупок и условиями извещения о проведении электронного аукциона.
С учетом вышеизложенного, сделать вывод о соответствии заявки участника с порядковым номерам 2 требованиям извещению о проведении электронного аукциона не представляется возможным.
Вместе с тем, по результатам проведения внеплановой проверки Комиссия Владимирского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно Приложению N3 к извещению об осуществлении закупки Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению
2.5 |
При формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки: |
1) информация о товаре, предусмотренная пп."а" и "б" п.2 ч.1 ст.43 Федерального закона N 44-ФЗ, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная п/п."а" п.2 ч.1 ст.43 Федерального закона N 44-ФЗ, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком; 2) информация, предусмотренная п/п."а" и "г" п.2 ч.1 ст.43 Федерального закона N 44-ФЗ, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с п.8 ч.1 ст.33 Федерального закона N 44-ФЗ в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства. |
Согласно Приложения N 2 к извещению об осуществлении закупки по позиции N4 указано следующее.
N п/п |
Код по КТРУ или код (ы) по классификатору ОКПД2 (ОК 034-2014) |
Наименование товара (Допускается указание на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент") |
Значение показателей товара |
Технические, качественные характеристики (функциональные характеристики, упаковка) товара | |||
4 |
32.99.53.130 |
Набор ОГЭ по химии |
Состав должен быть следующий: весы лабораторные электронные 200 г, спиртовка лабораторная, воронка коническая, палочка стеклянная, пробирка ПХ-14 (не менее 10 шт.), стакан высокий с носиком ВН-50 с меткой (не менее 2 шт.), цилиндр измерительный 2-50-2 (стеклянный, с притертой крышкой), штатив для пробирок на несколько гнёзд, зажим пробирочный, шпатель-ложечка (не менее 3 шт.), флаконы для хранения растворов и реактивов объемом не менее 100 мл (не менее 30 шт.), флаконы для хранения растворов и реактивов объемом не менее 30 мл (не менее 60 шт.), цилиндр измерительный с носиком 1-500 (не менее 2 шт.), стакан высокий объемом около полулитра (не менее 3 шт.), ерши для мытья пробирок (не менее 3 шт.), ерши для мытья колб (не менее 3 шт.), халат белый хлопчатобумажный (не менее 2 шт.), перчатки резиновые химические стойкие, очки защитные, фильтры бумажные (не менее 100 шт.), горючее для спиртовок (не менее 0,33 л), реактивы (не менее 39 химических веществ, предназначенных для составления комплектов реактивов при проведении экзаменационных экспериментов по курсу школьной химии, в том числе алюминий, железо, соляная кислота, метилоранж, фенолфталеин, аммиак, пероксид водорода, нитрат серебра). |
Комиссия Управления отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в извещении (аукционной документации), но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки.
По окончании срока подачи заявок было подано 4 заявки от участников, с идентификационными номерами: 1, 2, 3, 4.
Согласно протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 0328300058222000001 от "24" февраля 2022 г. участникам с идентификационными номерами: 2, 3, отказано в допуске на основании - непредставление информации и документов, предусмотренных извещением (за исключением п. 2, 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44 ФЗ), несоответствие таких информации и документов требованиям. Пункт 1 части 5 статьи 49 ФЗ-44. В заявке участника закупки отсутствует конкретное значение, предлагаемого к поставке товара, соответствующее показателям, установленным в Описании объекта закупки: -по позиции 4 "Набор ОГЭ по химии" по показателю в части количества гнезд штатива для пробирок отсутствует конкретное значение показателя.
Комиссией УФАС проанализированы спорный показатель: "штатив для пробирок на несколько гнёзд, зажим пробирочный".
В Приложения N 2 к извещению об осуществлении закупки имеется Инструкция по заполнению заявок участниками: При предоставлении конкретных показателей Товара в заявке участника закупки не допускается указание следующих слов, словосочетаний или знаков: "должен быть", "должно быть", "не менее", "не более", "менее", "более", "не хуже", "хуже", "не лучше", "лучше", "выше", "не выше", "ниже", "не ниже", "меньше", "не меньше", "больше", "не больше", ">", "<", "", "
", "превышает", "не превышает", "превышать", "не превышать", "или", "+/-", "свыше". Указывается только конкретное, точное и достоверное значение характеристик и функциональных свойств, а также конкретные показатели Товара. Значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование.
Таким образом, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к выводу, что содержание приведенной заказчиком инструкции не позволяет определить правильный порядок заполнения заявки по спорному показателю, что привело к возникновению у участников закупки ошибок и как следствие, отклонение двух заявок от участников закупки.
Кроме того, Комиссия УФАС проанализирован следующий показатель "стакан высокий объемом около полулитра (не менее 3 шт.)" и пришла к выводу о некорректном указании данного показателя, не позволяющего определить потребность заказчика.
При установленных обстоятельствах Комиссия Владимирского УФАС приходит к выводу, что извещение о проведении электронного аукциона разработано с нарушениями требований частей 1, 2 статьи 33, пункта 1 и пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Указанные действия заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя _.. на действие комиссии при проведении электронного аукциона на поставку демонстрационного оборудования в рамках реализации регионального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" для нужд МБОУ "Небыловская СШ" (N закупки 0328300058222000001) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования частей 1, 2 статьи 33, пункта 1 и пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 5 марта 2022 г. N 033/06/49-113/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.03.2022