Резолютивная часть оглашена:
04.03.2022 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" обращение ГКУ СО "Комплексный центр социального обслуживания населения Южного округа" (далее - Заказчик) о включении информации об ИП Мансуровой О.М. в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по объекту закупки: Оказание услуг по предоставлению офисных программ и операционных систем для нужд учреждений, подведомственных министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области (извещение N 0142200001321024805, начальная (максимальная) цена контракта - 7 564 700,00 руб.).
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России, поступило обращение Заказчика о включении сведений об ИП Мансуровой О.М. в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно обращению Заказчика, Участник закупки ненадлежащим образом исполнял обязательства, предусмотренные контрактом. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Участнике закупки в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения от Заказчика, и проведя проверку, установила следующее.
26.10.2021 г. в ЕИС было размещено извещение N 0142200001321024805 о проведении закупки на оказание услуг по предоставлению офисных программ и операционных систем для нужд учреждений, подведомственных министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 16.11.2021 N0142200001321024805-3 от 16.11.2021 Заказчиком контракт был заключен с ИП Мансуровой О.М. (дата заключения контракта - 27.11.2021 г.).
Согласно п. 1.1 Контракта, предметом настоящего контракта является: поставка программного обеспечения для нужд ГКУ СО "КЦСОН Южного округа".
На основании п. 1.2. перечень, объем, характеристика (описание), порядок оказания услуг, указываются в Техническом задании (приложение N 1 к Контракту).
В соответствии с Техническим заданием к Контракту, Заказчику требовалось:
N п/п |
Наименование |
Характеристика |
Ед.изм. |
Кол-во |
|
Наименование показателей |
Значение показателей |
||||
1 |
Windows 10 Professional 64 oem |
Редакция |
Professional |
Шт. |
21 |
Выпуск |
10 |
||||
Разрядность |
64 |
||||
Срок действия лицензии |
неограниченно |
||||
2 |
Офисное приложение MICROSOFT Office для дома и бизнеса 2019, Rus, POS карта [t5d-03189-pin или аналогичная] |
Назначение |
Для ПК на базе Windows 10 Pro 64 |
Шт. |
21 |
Браузер |
отсутствие |
||||
Графический редактор |
наличие |
||||
Органайзер |
наличие |
||||
Почтовое приложение |
наличие |
||||
Редактор баз данных |
отсутствие |
||||
Редактор диаграмм |
наличие |
||||
Редактор заметок |
наличие |
||||
Редактор формул |
наличие |
||||
Редактор электронных таблиц |
наличие |
||||
Средство просмотра документов |
наличие |
||||
Средство разработки |
отсутствие |
||||
Текстовый редактор |
наличие |
||||
Управление проектами |
отсутствие |
||||
Срок действия лицензии |
неограниченно |
Срок оказания услуг: с момента заключения контракта по 10.12.2021 г.
Порядок сдачи-приемки оказанных услуг.
Сдача оказанных услуг осуществляется Исполнителем путем направления Заказчику подписанного Исполнителем акта сдачи-приемки оказанных услуг с приложением отчетных документов, подтверждающих исполнение обязательств по контракту.
Из представленных письменных пояснений Заказчика следует, что программное обеспечение передано курьерской доставкой 28.12.2021 г. Платежные документы (акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) N103 от 06.12.2021 г., счет N142 от 06.12.2021 г., товарная накладная N99 от 06.12.2021 г.) предоставлены 28.12.2021 г.
Согласно п. 4.5 Контракта, Заказчик обязан провести экспертизу оказанных услуг в порядке, предусмотренном статьей 94 Закона о контрактной системе.
В ходе проверки предоставленных Исполнителем Лицензий выявлено следующее.
В соответствии с условиями Контракта Исполнитель передает Заказчику на условиях простой (неисключительной) лицензии права на использование программного обеспечения компании Майкрософт, предоставляемое (передаваемое) Заказчику в соответствии с Контрактом. При этом право на использование программного обеспечения компании Майкрософт, в отношении которого предоставляется Лицензия, ограничено пределами, предусмотренными лицензионным соглашением для конечного пользователя.
Согласно разъяснению компании Майкрософт N006 от 21.03.2019 г., свидетельством наличия Лицензий является документ, подтверждающий факт покупки, выданный авторизованным дистрибьютером лицензионного программного обеспечения. К таким документам относятся контракт, платежные документы, акты приема-передачи.
В соответствии с данным разъяснением Заказчиком были направлены запросы авторизованным дистрибьютерам лицензионного программного обеспечения с целью подтверждения лицензионности предоставленных Исполнителем программных продуктов.
Согласно полученным ответам от дистрибьютеров, ключи продуктов, указанные в запросе, не предоставлялись в адрес ИП Мансуровой Ольги Марлисовны.
Исполнителем информация о наименовании дистрибьютера не предоставлена, таким образом легальность поставленного программного продукта находится под сомнением.
Документацией о закупке предусмотрена поставка лицензионного программного обеспечения, а именно: операционная система Windows 10 Professional 64 oem и офисное приложение MICROSOFT Office для дома и бизнеса 2019.
Таким образом, ввиду поставки нелицензионного программного обеспечения, исполнителем нарушено существенное условие государственного контракта.
Заказчик, руководствуясь п.3.2.1.2, п.3.7 Контракта, отказался от приемки лицензий, не имеющих подтверждения подлинности их происхождения, Исполнитель в течение трех рабочих дней с момента получения данного письма по электронной почте должен был предоставить Лицензии, а соответственно и подлинные ключи активации программных продуктов, в количестве 21 шт. с сопроводительными документами, подтверждающими подлинность их происхождения в соответствии с разъяснением компании Майкрософт N006 от 21.03.2019 г.
30.12.2021 г. Заказчиком в адрес Исполнителя направлен мотивированный отказ от исполнения контракта. Исполнитель данный отказ проигнорировал.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании части 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по Согласно части 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно абз. 4 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии с п. 10.8 Контракта, Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа одной из Сторон от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
01.02.2022 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 8 Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Согласно части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
01.02.2022 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было направлено посредством почтовой корреспонденции заказным письмом.
01.02.2022 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу 28.02.2022 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, законодательством для Исполнителя закреплен десятидневный срок на устранение нарушений условий контракта. Однако, ИП Мансурова О.М. указанным правом не воспользовалась, в указанный срок нарушения положений контракта не устранило.
Нарушения со стороны ИП Мансурова О.М. устранены не были, товар не поставлен.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик в результате действий (бездействий) ИП Мансуровой О.М. лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Поставщика.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ИП Мансуровой О.М. выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Поставщиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
Дополнительно необходимо отметить, что сведения об ИП Мансуровой О.М. ранее были включены в реестр недобросовестных поставщиков.
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об индивидуальном предпринимателе Мансуровой Ольге Марлисовне (ИНН: 591153576154, адрес: 618426, Россия, Пермский край, г. Березники, ул. Мира, 24-58) в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Исключить информацию об ИП Мансуровой О.М. из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 10 марта 2022 г. N РНП-63-93
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2022