Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - Заместитель руководителя управления А.А. Овчар, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела А.А. Кириллова, ведущий специалист - эксперт П.М. Зинкеев (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Илир" на действия заказчика - Управление жилищного фонда Администрации г. Норильска (далее - заказчик) уполномоченного учреждения - муниципального казенного учреждения "Управление муниципальных закупок" (далее - уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Услуги физической охраны учреждений заказчика" (далее - электронный аукцион) на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба на действия заказчика, уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона.
Существо жалобы: составление извещения о проведении закупки с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с письмами ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020, N ИА/27895/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы было организовано Красноярским УФАС России в дистанционном режиме, без очного участия представителей заказчика, подателя жалобы посредством интернет-видеоконференции.
Рассмотрение жалобы проведено путем интернет-видеоконференции при участии представителя подателя жалобы на основании доверенности.
Из содержания жалобы следует, что требование Заказчика о наличии у участника закупки круглосуточного дежурного подразделения в населенном пункте, где находятся объекты заказчика, является незаконным, как необоснованно ограничивающим конкуренцию и предоставляющим преимущество частным охранным организациям, которые зарегистрированы в месте нахождения объектов Заказчика по отношению к частным охранным организаций из других городов и регионов. |
Также жалоба содержит довод о том, что заказчик вменяет исполнителю безвозмездное оказание 3 (третьего) вида охранных услуг и готов оплатить, только услуги постовой физической охраны.
Заказчиком представлены пояснения об отсутствии нарушений требований Закона о контрактной системе в составе аукционной документации.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
Заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований указанного Федерального закона.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе следующую информацию: начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 указанного Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта
Согласно пунктам 1, 2 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта.
Деятельность частных охранных организаций в РФ регулируется Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 3 Закона частным охранным организациям разрешено оказание семи видов охранных услуг, перечень которых является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Таким видами услуг являются:
- защита жизни и здоровья граждан;
- охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 указанной части;
- охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
- консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
- обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 указанной части;
- охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 указанного Закона.
Согласно условиям Приложения 1 "Техническое задание" заказчиком установлены следующие виды охранных услуг, подлежащих оказанию: 1) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (п.7 статьи 3 Закона N 2487-1),
2) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий (п.5 статьи 3 Закона N 2487-1), (в случае, если лицензия выдана до 01.01.2021 г.) или выписки из реестра лицензий на указанную деятельность в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа и составленного по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 г. N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий"
Согласно Техническому заданию, проекту контракта Заказчиком к исполнителю предъявлены следующие организационные требования к оказанию услуг.
Для обеспечения качества оказанных услуг и безопасности Исполнитель обязан:
2.4.1. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций Исполнитель обеспечивает прибытие на объект группы быстрого реагирования в срок не более 10 минут с момента поступления сигнала тревоги.
2.4.2. В целях обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных пунктом 2.4.1 настоящего Технического задания Исполнитель:
- обеспечивает выведение (подключение) технических средств (кнопки тревожной сигнализации) на соответствующий пульт централизованного наблюдения или иными средствами связи;
- обязан иметь транспорт, дежурную часть и вооруженную группу быстрого реагирования на территории муниципального образования город Норильск, которая оперативно, в срок, указанный в п. 2.4.1 настоящего Технического задания, прибывает на охраняемый объект при возникновении чрезвычайных ситуаций.
В силу пункта 5.2 ГОСТ Р 59044-2020 состав мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования), используемой для охраны объектов и/или имущества на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, должен состоять не менее чем из двух охранников, которые должны быть вооружены служебным огнестрельным оружием из расчета не менее одного вооруженного охранника на группу, а также должны быть оснащены оборудованием, позволяющим передавать сигнал о ее месте нахождения (месте нахождения транспортного средства) в дежурное подразделение частной охранной организации с круглосуточным режимом работы в режиме реального времени.
Согласно пункту 5.6 ГОСТ Р 59044-2020 - время прибытия мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования) на охраняемый объект с момента поступления сообщения от оперативного дежурного охранной организации должно составлять:
- в городах с населением от 500 тыс. человек - не более 15 мин;
- в городах с населением менее 500 тыс. человек - не более 10 мин,
Таким образом Заказчиком правомерно установлено требование к исполнителю договора для г. Норильска: время прибытия на объект группы быстрого реагирования - не более 10 минут, что не противоречит значениям, установленным ГОСТ Р 59044-2020.
Комиссия делает вывод о необходимости наличия транспорта, дежурной части и вооруженной группы быстрого реагирования на территории муниципального образования город Норильск в связи со сложными климатическими (погодными) условиями, частыми перебоями со связью, в связи с чем соответствующий довод подателя жалобы признается необоснованным.
При этом в соответствии с пунктом 12 Положения о лицензировании установлены лицензионные требования для получения лицензии на оказание 3 (третьего) вида охранных услуг, а именно соискатель лицензии должен иметь: а) штатное расписание, в котором предусмотрено дежурное подразделение с круглосуточным режимом работы и должность специалиста по обслуживанию технических средств охраны; б). собственные либо арендованные средства связи; в). разрешение на использование радиочастот, выданное уполномоченным органом, либо договора об оказании услуг связи, заключенный с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, оказывающим услуги связи на основании соответствующей лицензии (В том числе операторы сотовой связи); пассивные средства защиты; д) собственные либо арендованные транспортные средства; е) заключение о согласовании схемы (описания) расположения на транспортных средствах частной охранной организации специальной раскраски, информационных надписей и знаков в случае использования транспортных средств, имеющих специальную раскраску, информационные надписи и знаки; ж) работников со стажем по монтажу технических средств охраны и пусконаладочным работам;
Таким образом, функция по реагированию на сигнальную информацию технических средств охраны группами быстрого реагирования относится к 3 (третьему) виду услуг, что следует как из наименования вида услуг, закрепленного в статье 3 Закона о частной охранной деятельности, так и из лицензионных требований, установленных для данного вида услуг.
В соответствии с извещением о проведении закупки 3 (третий) вид охранных услуг предметом контракта не является.
Заказчик в извещении о проведении закупки (в том числе в техническом задании) устанавливает требование о предоставлении ему дополнительной услуги в виде принятия мер реагирования на сигнальную информацию с технических средств охраны группой быстрого реагирования.
Во исполнение обязанности по размещению обоснования НМЦК в документации Заказчиком проведены расчеты НМЦК. Комиссией установлено, что расчет НМЦК проведен в соответствии с приказом Росгвардии от 15.02.2021N45.
В расчетах НМЦК показатель СТСО (осуществление работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) принятие соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию). не установлен. Таким образом, Заказчиком не произведен расчет по данному показателю.
Следовательно, услуга по принятию мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны группой быстрого реагирования в НМЦК не включена и оплачена исполнителю не будет.
Таким образом, не установив в извещении о проведении закупки соответствующего вида охранных услуг, являющихся потребностью заказчика, а также не произведя расчет указанных услуг в НМЦК, заказчик фактически вменяет исполнителю оказание 3 (третьего) вида охранных услуг на безвозмездной основе.
Указанные действия заказчика нарушают требования статьи 42 Закона о контрактной системе, связи с чем извещение о проведении закупки подлежит изменению.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу Обшества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Илир" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в извещение о проведении закупки.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.А. Овчар
Члены Комиссии А.А. Кириллова
П.М. Зинкеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 1 марта 2022 г. N 024/06/105-525/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2022