Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
рассмотрев материалы КОГБУЗ "Кировский клинико-диагностический центр" о включении сведений об ИП в Реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
01.03.2022 г. в Кировское УФАС России поступили материалы от КОГКБУЗ "Кировский клинико-диагностический центр" (далее - Заказчик) о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП (далее - Поставщик, ИП) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта от 18.03.2021 г. года N 2434534425721000037 на поставку изделий медицинского назначения (отрез марлевый) (извещение N 0340200003321001282).
Рассмотрение назначено на 09.03.2022 г., стороны извещены по адресам электронной почты. Заказчик направил ходатайство о рассмотрении материалов РНП в отсутствии представителя. Поставщик явку своего представителя не обеспечил.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 1 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В силу ч. 7 ст.104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком представлено обращение о включении ИП в Реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом от исполнения Контракта, в связи с тем, что товар Поставщиком по состоянию на 20.01.2022 г. не поставлен (срок поставки до 24.10.2021 г.), в связи с чем, Заказчик принял решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке, которое направил по электронной почте, разместил в ЕИС, а также направил почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Поставщик направил пояснения, в которых сообщил, что осуществил поставку по заявкам на сумму 105 990,00 руб., не поставлен товар по заявке Заказчика от 13.10.2021 г. из-за повышения цен на сырье, материалы, работы и услуги более чем на 35 %, что привело бы к существенным финансовым потерям и последствиям в виде несостоятельности (банкротства). Обратился к Заказчику с просьбой расторгнуть Контракт по соглашению сторон. Указывает, что при исполнении Контракта действовал добросовестно. Просит не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Документов, подтверждающих указанные факты, Поставщиком не представлено.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
17.02.2021 г. на официальном сайте ЕИС размещено извещение N 0340200003321001282 о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (отрез марлевый). Начальная (максимальная) цена контракта - 807 600,00 руб.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0340200003321001282 от 05.03.2021 г., контракт заключается с ИП
18.03.2021 г. между Заказчиком и ИП заключен контракт N 2434534425721000037 на поставку изделий медицинского назначения (отрез марлевый) по цене 317 962,00 руб. (снижение НМЦК 60 %).
Согласно п. 1.1. Контракта Поставщик обязуется осуществить поставку изделий медицинского назначения (отрез марлевый) (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту), которая является неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить, поставленный Товар.
Согласно п. 2.4. Контракта Поставщик обязан:
2.4.1. Своевременно, надлежащим образом поставить Товар в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту) и условиями настоящего Контракта.
2.4.4. Незамедлительно (в срок не позднее 1 рабочего дня после выявления обстоятельств) письменно информировать Заказчика об обнаружении независящих от Поставщика причин, препятствующих поставке Товара;
В соответствии с п. 3.3. Контракта товар поставляется по заявке Заказчика в течение 10 (десяти) календарных дней с момента направления заявки Заказчиком в ассортименте и количестве, указанном в заявке (заявка передается по средствам факсимильной/электронной связи или иным способом).
В силу п. 11.2. Расторжение Контракта производится по соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
13.10.2021 г. Поставщику по электронной почте отправлена заявка на поставку расходных материалов медицинского назначения согласно Контракту (рулон марлевый тканевый, нестерильный) в количестве 1 000 штук, регламентируемый срок поставки - 23.10.2021 г.
В регламентируемый срок товар не был поставлен.
03.12.2021 г. Заказчик обратился к Поставщику за разъяснениями по поводу сроков поставки товара по заявке от 13.10.2021 г., ответа не получил.
В Претензии N 101 от 13.01.2022 г. Заказчик требует в кратчайшие сроки поставить товар в соответствии с заявкой, сообщает, о своем праве расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в связи с невыполнением Поставщиком условий контракта.
Поставщик письмом от 18.01.2022 г. N 1/1И-ФИП сообщил, что, оказывается, поставить товар по заявке Заказчика, поскольку из-за повышения цен на сырье, материалы, работы и услуги более чем на 35 % не может исполнить Контракт без существенных финансовых потерь способных повлечь последствия в виде несостоятельности (банкротства). Просит расторгнуть Контракт по соглашению сторон.
В связи с нарушением условий Контракта 20.01.2022 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от его исполнения.
В силу части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
С 01.01.2022 г. до 01.07.2022 г. ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в ред. ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ) не применяется. Регулирование на указанный период установлено ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
Согласно п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В связи с неисполнением Контракта Поставщиком 20.01.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), в тот же день размещено на сайте ЕИС, направлено в адрес Поставщика по электронной почте по адресу, указанному в Контракте, Почтой России заказным письмом с уведомлением.
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором 61002066057852, - 16.02.2022 г. Решение получено адресатом.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика, является дата вручения Поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления - 16.02.2022 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом Решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 01.03.2022 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 01.03.2022 г.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При этом такими действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений. Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в РНП.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или услуг.
Следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, в случае ненадлежащего исполнения контракта. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права Заказчика относительно условий (выявленные им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
При рассмотрении материалов РНП Поставщик обязан представить доказательства, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения обязательства.
ИП, извещенный о рассмотрении материалов РНП, явку представителя не обеспечил, не представил доказательства и сведения, позволяющие прийти к однозначному выводу об исполнении условий Контракта надлежащим образом. Также не представлены доказательства устранения нарушений условий Контракта в срок, установленный частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе. Цель контракта не достигнута, что свидетельствует о недобросовестных действиях ИП.
Кроме того, при участии в закупке на поставку изделий медицинского назначения (отрез марлевый) действия ИП по значительному снижению НМЦК (60 %) могли привести к ненадлежащему исполнению Контракта.
Заказчик при заключении контракта рассчитывал на поставку изделий медицинского назначения (отрез марлевый), однако, Поставщик не проявил той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства. Объективных доказательств невозможности исполнения контракта в полном объеме и в срок не представлено.
Недобросовестность поведения подтверждается также включением данного поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков (на дату рассмотрения материалов данного дела на сайте ЕИС об ИП размещено 13 записей о включении ИП в реестр недобросовестных поставщиков).
Согласно п.п. б) п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
В данном случае характер допущенного Поставщиком нарушения существенных условий контракта, наличие в его действиях вины, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ИП Применение в рассматриваемом случае соответствующей санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
На основании изложенного, Комиссия Кировского УФАС считает, что сведения об ИП подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст. 99, 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) следующую информацию об индивидуальном предпринимателе:
1) наименование: ИП, (Юридический адрес: 357207, Ставропольский край, г. Минеральные воды, ул. 50 лет Октября, д. 61, кв. 63., Почтовый адрес: 198095, г. Санкт-Петербург, Наб. Обводного канала, д. 118а, лит. Б, БЦ "Перспектива", оф 328), ИНН 263014019233, ОГРНИП 320265100093740;
2) дата окончания подачи заявок электронного аукциона N 0340200003321001282 - 01.03.2021 г., дата подведения итогов электронного аукциона N 0340200003321001282 - 03.03.2021 г., дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта N 2434534425721000037 - 18.03.2021 г.;
3) объект закупки - поставка изделий медицинского назначения (отрез марлевый), цена контракта - 317 962,00 рублей, срок исполнения контракта - 08.04.2022 г;
4) основания и дата расторжения контракта - односторонний отказ Заказчика от исполнения контракта от 20.01.2022 г., вступившее в законную силу 01.03.2022 г.
Дата события (решение об отказе вступило в силу) |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
01.03.2022 |
04.03.2022 |
01.03.2022 |
0 |
01.03.2022 |
09.03.2022 |
09.03.2022 |
0 |
14.03.2022 |
11.03.2022 |
0 |
0 |
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 9 марта 2022 г. N 043/06/104-157/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.03.2022