Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Тетериной О.В.- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заказчика - Администрации Шипуновского района Алтайского края: Пирошков Д.Ф.;
от ЗАО проектно-изыскательский институт "Алтайводпроект": Рерих Т.М.;
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края": не явился, уведомлен;
в рамках проведения внеплановой документарной проверки и рассмотрения обращения Заказчика - Администрации Шипуновского района Алтайского края о включении сведений о ЗАО ПИИ "Алтайводпроект" в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта, заключенного по результатам закупки N 0817200000319001373 "Выполнение проектно-изыскательных работ по объекту "Инженерно- защитные сооружения для водоотведения и водопонижения поверхностных и грунтовых вод на территории с. Шипуново Шипуновского района Алтайского края", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
28.02.2022 г. в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Заказчика - Администрации Шипуновского района Алтайского края (далее- Заказчик, Администрация) о включении сведений о ЗАО ПИИ "Алтайводпроект" (далее- Общество, Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков по факту в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта, заключенного по результатам закупки N 0817200000319001373 "Выполнение проектно-изыскательных работ по объекту "Инженерно- защитные сооружения для водоотведения и водопонижения поверхностных и грунтовых вод на территории с. Шипуново Шипуновского района Алтайского края".
03.03.2022 г. состоялось заседание Комиссии с использованием средств видеоконференцсвязи.
Представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с графиком выполнения работ, проектные работы в установленный срок не были выполнены, в связи с чем, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Представитель ЗАО ПИИ "Алтайводпроект" представила письменные пояснения, просила не включать Общество в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку Подрядчик совершал действия, направленные на выполнение условий контракта, а срыв произошел по вине Заказчика.
Рассмотрев представленные документы, и обращение Заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам:
28.02.2019 г. в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), Заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000319001373 "Выполнение проектно-изыскательных работ по объекту "Инженерно- защитные сооружения для водоотведения и водопонижения поверхностных и грунтовых вод на территории с. Шипуново Шипуновского района Алтайского края". НМЦК составила 6 797 012,50 руб.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 28.3.2019 г. 2 заявки были признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе.
Победителем было признано ЗАО ПИИ "Алтайводпроект" с предложенной ценой контракта 6 113 661,80 руб.
Согласно части 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
15.04.2019 г. между Администрацией Шипуновского района Алтайского края и ЗАО ПИИ "Алтайводпроект" был заключен контракт N Ф. 2019.157038 на выполнение работ по условиям которого, Подрядчик обязуется собственными силами и (или) привлеченными силами своевременно выполнить на условиях контракта проектные и изыскательские работы по объекту "Инженерно-защитные сооружения для водоотведения и водопонижения поверхностных и грунтовых вод на территории с. Шипуново Шипуновского района АК и сдать результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат.
Согласно приложению N2 к контракту, изыскательные и проектные работы должны быть выполнены подрядчиком до 31.08.2019 г., 01.09.2019 г. проект должен был быть сдан на государственную экспертизу, а на 31.12.2019 г. установлен срок окончания работ по контракту.
Согласно пункту 3.2.1 контракта заказчик обязан по запросу подрядчика в течение дней предоставить запрашиваемую информацию, необходимую для производства работ, рамках контракта. В случае отсутствия запрашиваемой информации уведомить подрядчика невозможности предоставления.
Согласно пункту 1.9 задания на проектирование "Правоустанавливающие документы на земельный участок или объект" - заказчику необходимо оформить земельные участки и поставить их на кадастровый учет в соответствии с действующим законодательством.
В силу пункта 1.13 задания на проектирование "Сбор исходных данных" - необходимая исходная информация, имеющаяся у заказчика, предоставляется исполнителю бесплатно.
Между тем, согласно пояснениям представителя Подрядчика, Заказчиком обязанность по предоставлению Подрядчику исходных данных для проектирования надлежащим образом не исполняло, что повлекло за собой невозможность выполнения работ по контракту в установленный срок:
19.04.2019 г. ЗАО ПИИ "Алтайводпроект" направило в адрес Заказчика на электронную почту admship@mail.ru следующие запросы о предоставлении информации о наличии/отсутствии в границах земельного отвода (участка) объекта строительства:
а) родовых поместий, мест традиционного проживания, закрепленных мест традиционной хозяйственной деятельности общин коренных малочисленных народов РФ;
б) сведения о рекомендуемых объектах размещения отходов, включенных в государственный реестр размещения отходов;
в) объектов культурного наследия местного значения и их защитных зон;
г) особо охраняемых природных территорий, памятников природы местного значения и их санитарно-защитных зон;
д) участков рекреационного использования (водопользования), зон санитарной охраны курортов, мест туризма, спорта и массового отдыха населения;
е) источников централизованного водоснабжения и размерах зон санитарной охраны;
ж) объектов инженерной защиты (дамбы, водопропускные и иные сооружения); источников организованного сброса сточных вод (канализационных коллекторов); о владельцах имеющихся объектов.
29.04.2019 г. от Администрации поступил ответ, согласно которому на территории с. Шипуново Шипуновского района находятся 4 объекта культурного наследия, входящие в Единый государственный реестр.
06.09.2019 г. от Администрации поступило указание о внесении изменений в объемы работ по объекту: исключить из проекта части территории и включить в проект новую территорию.
Дополнительное задание N2, в котором уточнено объем работ путем включения новой территории, утвержден только 10.09.2019 г.
01.10.2019 г. состоялось рабочее совещание о ходе реализации мероприятия по разработке проектной документации по объекту (на базе Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края), по итогам которого на Администрацию возложена обязанность согласовать технические условия на пересечение ж/д полотна южнее с. Шипуново для пропуска талых и ливневых вод (до 03.10.2019 г.).
21.10.2019 г. от Администрации поступили сведения о наличии/отсутствии красных линий на территории с. Шипуново; об отсутствии разработанных проектов, которые могут пересекаться с проектируемыми трассами каналов; об отсутствии ранее разработанных проектов планировки и проектов межевания. Также предоставлена информация о территориях кадастровых кварталов.
29.10.2019 г. Заказчиком получены технические условия ОАО РЖД (Западно- Сибирская железная дорога) на проектирование и строительство самотеченого коллектора для отвода поверхностных и грунтовых вод, пересекающего железную дорогу на перегоне Шипуново-Поспелиха.
Указанные технические условия переданы подрядчику только 12.11.2019 г.
11.11.2019 г. Подрядчик уведомил Заказчика о том, что в адрес Подрядчика до сих пор не предоставлены технические условия на пересечение железной дороги для пропуска талых и ливневых вод и на проведение работ по строительству отводящего канала вдоль железной дороги. Также подрядчик отдельно отметил, что отсутствие указанных исходных данных препятствует выполнению проектных работ в сроки, предусмотренные контрактом.
Только 13.11.2019 г. Заказчик обратился в Алтайохранкультуру с запросом об объектах культурного наследия, расположенных на испрашиваемом земельном участке.
Письмом от 14.11.2019 г. подрядчик уведомил заказчика о необходимости предоставить технические условия на сброс очищенных талых и дождевых вод в существующий канал в пойме р. Алей.
Только 29.11.2019 г. Заказчиком получены технические условия ОАО РЖД (Западно- Сибирская железная дорога) на прокладку водоотводных сооружений в полосе отвода железной дороги на перегоне Язевка-Сибирская-Шипуново и станции Шипуново.
04.12.2019 г. Подрядчик уведомил Заказчика о том, что в адрес подрядчика так и не были предоставлены технические условия на сброс поверхностных вод в существующий канал. Также уточнено, что ведется работа по согласованию изменений в технические условия, предоставленные РЖД (в виду невозможности их исполнения).
05.12.2019 г. Заказчиком получен ответ Алтайохранкультуры, в котором указано, что заказчик работ обязан обеспечить проведение и финансирование историко-культурной экспертизы земельного участка.
13.12.2019 г. на основании накладной N 63 от 09.12.2019 Подрядчик передал, а Заказчик принял техническую документацию (6 позиций).
18.12.2019 г. Подрядчик уведомил Заказчика о том, что для подачи проектной документации на государственную экспертизу подрядчику необходимо получить оригинал доверенности, а также письмо Алтайохранкультуры об отсутствии на территории проектирования объектов культурного наследия - также указано, что данное письмо можно получить после проведения заказчиком историко-культурной экспертизы путем археологической разведки в соответствии с письмом Алтайохранкультуры от 05.12.2019 г.
10.03.2020 г. от Заказчика поступило письмо, в котором заказчик просит подрядчика обеспечить проведение историко-культурной экспертизы.
11.03.2020 г. в адрес заказчика со стороны подрядчика направлен ответ, в котором обоснованно указано на то, что проведение историко-культурной экспертизы должно быть выполнено именно Заказчиком, возложение обязанности по проведению такой экспертизы подрядчика контрактом не предусмотрено. При этом указано, что ЗАО ПИИ "Алтайводпроект" готово оказать Заказчику техническое и информационное содействие при заключении договора на археологические исследования.
06.09.2019 г. от Администрации поступило указание изменения в объемы работ по объекту: исключить из проекта части территории и в проект новую территорию.
Дополнительное задание N 2, в котором уточнено объем работ путем включая территории, утвержден только 10.09.2019 г.
20.03.2020 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
07.04.2020 г. Подрядчиком был направлен письменный ответ на уведомление N 259/П/1210 от 20.03.2022 об отказе от исполнения контракта с требованием об отмене приятого решения об одностороннем отказе, с просьбой в кратчайшие сроки провести историк-культурную экспертизу по контракту, результат предоставить в Алтайохранкультуру и Подрядчику для того, чтобы Подрядчик смог сдать проектную документацию на прохождение государственной экспертизы, с уведомлением о приостановлении на основании статьи 721 ГК РФ выполнение работ по контракту до момента получения Администрацией результатов историко-культурной экспертизы.
20.04.2020 г. Заказчиком направлено уведомление об отмене приятого решения об одностороннем отказе, однако, требования письменного ответа от 07.04.2020 г. не выполнены.
25.08.2021. г. Заказчиком был направлен запрос N 259/ПА/2992 с просьбой предоставить результаты выполненных изысканий с актами государственной экспертизы.
26.08.2021 г. Подрядчиком направлено уведомление (исх. 514), согласно которого, Подрядчик сообщил, что по данному контракту были выполнены инженерные изыскания, а проектирование приостановлено до получения дальнейших указаний от Заказчика и возможностью подготовки и направления технических отчетов по выполненным изысканиям в государственную экспертизу, после предоставления пакета документом от Заказчика.
23.11.2021 Заказчиком вновь принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. 259/П/3957), вместо которого по тем же основаниям приято решение от 16.02.2022 г. (исх. 259/П/545).
Согласно пункту 11.1 расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а так же в случае одностороннего отказа от исполнения контракта.
Пунктом 11.2 контракта предусмотрено, что Заказчик вправе приять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по следующим основаниям:
подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работу настолько медленно, что завершение работы к установленному в контракту сроку становится явно невозможным;
во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, и Подрядчик не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от Заказчика;
отступления у Подрядчика (субподрядчика, соисполнителя) лицензии на осуществление деятельности, необходимой для исполнения обязательств по Контракту.
23.11.2021 г. Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
16.02.2022 г. Заказчик вновь принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии Федеральным законом от 02.07.2021 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 12 утратил силу с 1 января 2022 года.
Согласно статье 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее- Закон N 360 ФЗ) в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона)";
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Согласно части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В материалах дела отсутствуют сведения о направлении и получении Подрядчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту в части 6 Закона N 360- ФЗ случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
16.02.2022 г. Заказчик разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу не вступило.
В силу части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направление Заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об ЗАО ПИИ "Алтайводпроект" в реестр недобросовестных поставщиков является преждевременным.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно пункту 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее-Правила), основанием для проведения внеплановой проверки является рассмотрение обращения о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что также предусмотрено пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
- рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом:
- проведение внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона, и с учетом настоящих Правил;
Подпунктом "б" пункта 13 Правил предусмотрено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно пункту а) статьи 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты правительства российской федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов правительства российской федерации", орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверки выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.
На основании изложенного сведения о ЗАО ПИИ "Алтайводпроект" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение и документы, представленные Заказчиком, в рамках проведения внеплановой документарной проверки, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
1. В действиях Заказчика - Администрации Шипуновского района Алтайского края выявлены нарушения статьи 6 Федерального Закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
2. Не включить сведения об ЗАО ПИИ "Алтайводпроект" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 3 марта 2022 г. N РНП-22-91-2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.03.2022