Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Тетериной О.В.- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Дедова В.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от Заказчика - Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, не явились, к видеоконференции не подключились, уведомлены;
от ООО "Пилигрим" - Миронова Алексея Александровича, Терре Ивана Михайловича путем видеоконференции,
рассмотрев заявление Заказчика - Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула о включении сведений об ООО "Пилигрим", его учредителе, директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки N 0317300301920000797 "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок города Барнаула N1" согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Заказчика - Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, о включении сведений об ООО "Пилигрим" ( далее - Общество, Подрядчик), его учредителе, директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки N 0317300301920000797 "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок города Барнаула N1".
Согласно обращению Заказчика 03.08.2020 г. по итогам электронного аукциона N 0317300301920000797 Заказчиком был заключен контракт с ООО "Пилигрим" на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок города Барнаула N1. Согласно анализу исполненного движения, выполненного МУП "Центртранс" выполнение расписания по автобусному маршруту N 1 в январе 2022 г. составило 24,7% вместо 85%, предусмотренного контрактом. В связи с чем 08.02.2022 г. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Поскольку решение вступило в силу и контракт считается расторгнутым с 25.02.2022 г., Заказчик просит включить сведения об ООО "Пилигрим" в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель ООО "Пилигрим" пояснил, что с осени 2021 г. доходность маршрута N 1 начала снижаться в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки и ростом заболеваемости COVID-19, ужесточением ограничительных мер. Перевод сотрудников на удаленный формат работы сказался на пассажиропотоке, что привело к снижению выручки от перевозок на всех городских маршрутах. Рост цен на ГСМ, запасные части и комплектующие сделали работу на маршруте низкорентабельной, водители уволились и перешли работать в другие отрасли, часть водителей находилась на больничном. Общество неоднократно обращалось к Заказчику с просьбой пересмотреть маршрут для решения проблемы.
Заслушав пояснения Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок объявила перерыв для предоставления Обществом дополнительных документов в подтверждение своей позиции.
После перерыва, изучив материалы дела, представленные Обществом документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
08.07.2020 г. в единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0317300301920000797 "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок города Барнаула N1", а также аукционная документация, основание НМЦК.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.07.2020 г. на участие в закупке было подано две заявки, обе были допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 22.07.2020 г. было подано только одно ценовое предложение, заявка ООО "Пилигрим" была признана соответствующей требованиям аукционной документации.
03.08.2020 г. по итогам электронного аукциона между Комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула и ООО "Пилигрим" был заключен муниципальный контракт N 03173003019200007970001 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок города Барнаула N1.
Согласно п. 1.1, 1.2, 1.3 контракта Подрядчик обязуется выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам (далее - работы) по маршруту, параметры которого установлены приложением N1 к Контракту, а Заказчик принять и оплатить эти работы.
Для выполнения работ используются транспортные средства, характеристики и оборудование, которых соответствуют требованиям, установленным приложением N2 к Контракту.
Объемы работ установлены приложением N3 к Контракту.
Согласно п. 5.3 приложения N 18 к контракту "Техническое задание" Подрядчик обязан обеспечить работу всех транспортных средств на маршрутах с выполнением не менее 85 % от месячного планового значения, в соответствии с расписанием движения транспортных средств, утвержденным Заказчиком. Рейс на маршруте считается невыполненным в случае, когда транспортное средство не отправилось из начального (конечного) остановочного пункта, либо, двигаясь по муниципальному маршруту из начального остановочного пункта, не прибыло в конечный остановочный пункт, а также, двигаясь по муниципальному маршруту из конечного остановочного пункта, не прибыло в начальный остановочный пункт;
Общество предоставило копию письма от 19.10.2020 г. в адрес Заказчика с предложением обслуживания маршрута автобусами среднего и малого класса в виду снижения пассажиропотока из-за противоэпидемических мероприятий, копию письма от 13.05.2021 г. о согласовании сокращения количества автобусов с 16 до 13 единиц, а также с предложением изменения расписания движения маршрута N 1. Также Общество предоставило копии листов о нетрудоспособности своих работников.
08.02.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с ненадлежащим исполнением контракта Подрядчиком, а именно выполнения расписания по автобусному маршруту N 1 в январе 2022 г. только на 24.7% .
Решение Заказчика было получено нарочно директором Общества 14.02.2022 г., размещено в ЕИС.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.2 контракта предусмотрено, что Сторона вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с существенным нарушением другой Стороной условий Контракта, иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, в порядке и сроки, определенные статьей 95 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с пунктом 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
В материалах дела имеются копии писем Заказчика в адрес Подрядчика с требованиями об уплате штрафа за ненадлежащее исполнение контракта в связи с низким процентом выполнения расписания по маршруту ( письмо от 08.02.2022 г., от 08.11.2021 г., от 28.09.2021 г., от 28.04.2021 г., от 11.09.2020 г., от 22.11.2021 г.), а также копия письма МУП "Центртранс" г. Барнаула от 02.03.2022 г. , согласно которому выполнение расписания движения по автобусному маршруту N 1 ООО "Пилигрим" за период с августа 2020 г. по январь 2022 г. не превышало 32.2% ( с указанием процента выполнения по месяцам).
Комиссия не ставить под сомнение право Заказчика принять односторонний отказ от исполнения контракта.
Вместе с тем, по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки обстоятельств дела в каждом конкретном случае.
В соответствии с п. 3 ст. 403 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно Письму ФАС России от 18.03.2020 г. N ИА/21684/20 пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) является обстоятельством непреодолимой силы, территориальным органам ФАС России необходимо учитывать данную позицию при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Указом Губернатора Алтайского края от 31.03.2020 N 44 "Об отдельных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" (в различных редакциях Указа) был введен обязательный режим самоизоляции для граждан в возрасте старше 65 лет, а также лиц, страдающих хроническими заболеваниями бронхолегочной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем. Данным Указом работодателям было рекомендовано в том числе перевести сотрудников на дистанционный режим работы.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" транспортная деятельность (49.3 Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта) была признана одной из отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Комиссия, принимая во внимание распространение новой коронавирусной инфекции, введение Указом Губернатора Алтайского края ограничительных мер по предупреждению распространения данной инфекции, представленные Подрядчиком документы, приходит к выводу, что на надлежащее исполнение контракта Подрядчиком повлияло обстоятельство непреодолимой силы - распространение новой коронавирусной инфекции, повлекшее высокий уровень заболеваемости населения, снижение пассажиропотока, снижение рентабельности работы на маршруте.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
не включать сведения об ООО "Пилигрим" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
|
_____________________________ |
В.Г. Дедов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 5 марта 2022 г. N РНП-22-90/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.03.2022