Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в отсутствии представителей от ИП Меньшикова Р.А., заказчика - МБДОУ ДС N 1 с.им. Полины Осипенко муниципального района им. Полины Осипенко Хабаровского края, уполномоченного органа - Отдел по управлению муниципальными закупками администрации муниципального района им. П. Осипенко Хабаровского края (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Р.А. и материалы дела N 027/06/106-308/2022, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ИП Меньшикова Р.А. на действия заказчика - МБДОУ ДС N 1 с.им. Полины Осипенко муниципального района им. Полины Осипенко Хабаровского края, уполномоченного органа - Отдел по управлению муниципальными закупками администрации муниципального района им. П. Осипенко Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту помещений МБДОУ Детский сад N1 с. им. П. Осипенко, расположенных по адресу: Хабаровский край, район имени Полины Осипенко, село имени Полины Осипенко, ул. Амугньская, д. 70 (извещение N 0122300036522000012).
По мнению заявителя извещение о закупке не содержит дополнительных требований к участникам закупки, а также Заказчиком ненадлежащим образом установлено требование к содержанию заявки, не соответствующее действующему законодательству о контрактной системе.
На основании статьи 99 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам проведения которой установлено следующее.
Извещение N 0122300036522000012 о проведении аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 21.02.2022.
Объект закупки: выполнение работ по текущему ремонту помещений МБДОУ Детский сад N1 с. им. П. Осипенко, расположенных по адресу: Хабаровский край, район имени Полины Осипенко, село имени Полины Осипенко, ул. Амугньская, д. 70.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 542 681,20 рублей.
Извещением о закупке установлены преимущества и требования к участникам:
- Преимущества: преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе.
- Требования к участникам:
1. Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе;
2. Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Ограничения - не установлены.
В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком представлен мотивированный отзыв.
Изучив материалы дела N 027/06/106-308/2022, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 3 "а" Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571) установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
П. 15 Раздела II Приложения к Постановлению N2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям:
Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки |
Дополнительные требования к участникам закупки |
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям |
Работы по текущему ремонту зданий, сооружений |
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства. Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ |
Вместе с тем, в результате проведенной внеплановой проверки Комиссия Хабаровского УФАС России установила, что в нарушение требований ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В части довода об установлении ненадлежащей информации относительно содержания заявки Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующему выводу.
В соответствии ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать: информацию и документы об участнике закупки (п.п. "а" - п.п. "р"), предложение участника закупки в отношении объекта закупки (п.п. "а" - п.п. "д"), предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей части), информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а"- "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Разделом IV извещения о закупке установлены рекомендуемые формы первой и второй части заявки на участие в электронном аукционе для заполнения участниками электронного аукциона.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: Согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки) (форма 1 Раздела IV извещения о закупке).
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе (ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ) должна содержать:
1. Декларация о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ. Указанная декларация представляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.
2. Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
3. копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4. решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой
5. декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки) (форма 2 Раздела IV извещения о закупке).
В соответствии с ч. 5 ст. 43 подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Таким образом, требования к составу заявки, установленные Заказчиком, уполномоченным органом нарушают требования ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба заявителя признается обоснованной.
Учитывая выявленные в ходе проведения внеплановой проверки нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении допущенных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Меньшикова Романа Анатольевича на действия заказчика - МБДОУ ДС N 1 с.им. Полины Осипенко муниципального района им. Полины Осипенко Хабаровского края, уполномоченного органа - Отдел по управлению муниципальными закупками администрации муниципального района им. П. Осипенко Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту помещений МБДОУ Детский сад N1 с. им. П. Осипенко, расположенных по адресу: Хабаровский край, район имени Полины Осипенко, село имени Полины Осипенко, ул. Амугньская, д. 70 (извещение N 0122300036522000012) по доводам, изложенным в ней, обоснованной.
2. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившими требования ч. 6 ст. 31, ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 4 марта 2022 г. N 7-1/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2022