Резолютивная часть решения оглашена "05" марта 2022 года.
В полном объеме решение изготовлено "10" марта 2022 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель комиссии - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Агаурова А.Э.,
в присутствии (после перерыва) представителей:
ТОГБУЗ Уваровская ЦРБ" - _
комитета государственного заказа Тамбовской области - _
заявителя ООО "Техноимпорт" - _
в отсутствие заявителя ООО "Сириус", уведомленного о времени и дате рассмотрения дела N 068/06/42-120/2022 надлежаще,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу ООО "Сириус" (далее - Заявитель, Общество) (вх. от 28.02.2022 N 1242) на действия ТОГБУЗ "Уваровская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских кроватей функциональных (извещение N 0164200003022000208) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (далее - Уполномоченный орган) 21.02.2022 на сайте единой информационной системы в сфере закупок опубликовал извещение N 0164200003022000208 на поставку медицинских кроватей функциональных.
Организатор совместного аукциона, заказчик - ТОГБУЗ "Уваровская ЦРБ".
Совместная закупка проводится для следующих учреждений здравоохранения Тамбовской области: Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Уваровская центральная районная больница", Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Моршанская центральная районная больница", Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения ''Городская больница им. С.С.Брюхоненко города Мичуринска'', Государственное бюджетное учреждение здравоохранения ''Тамбовская областная клиническая больница имени В.Д Бабенко''.
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 380 100,00 руб.
Дата и время окончания подачи заявок - 01.03.2022 в 07:00 часов.
Заявитель, считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратился с жалобой в Тамбовское УФАС России.
Заказчик, Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в ее удовлетворении.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы Заявителя, письменные пояснения Заказчика, Уполномоченного органа, заслушав представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1. Заявитель полагает, что документации соответствует только одна модель закупаемой кровати - КФО-1э производства ООО "МФ "Омета", сочетающая в себе всю совокупность требований, предъявленных Заказчиком к закупаемому товару, что ограничивает конкуренцию.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе, к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Из части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Также следует отметить, что в соответствии со ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Исходя из положений законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Заказчику в рамках названного Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. А вышеуказанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы объективно, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Извещение о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу ч. 2 ст. 437 ГК РФ должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
В силу ст. 506 ГК РФ, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Предметом рассматриваемого электронного аукциона является - поставка медицинских кроватей функциональных, в связи с чем, участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющиеся производителями требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающий требованиям извещения электронном аукционе и удовлетворяющей потребностям заказчика.
Кроме того, также следует отметить, что заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в извещении об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям извещения об электронном аукционе.
На заседании Комиссии Тамбовского УФАС России представители Заказчика пояснили, что совокупности требований к товару (медицинских кроватей функциональных) удовлетворяют товары как минимум двух производителей: ООО "МФ "Омета" КФО-1э, Lojer ScanAfia X S-480, что подтверждается представленными коммерческими предложениями:
- ООО "Мега" (исх. от 09.02.2022 N М09-02);
- ООО "Омега" (исх. от 31.01.2022 N ОМ-21);
- ИП Сальников В.Ю. (исх. от 28.01.2022 N 2385);
- Медицинское объединение Отдел медицинской техники (исх. от 27.01.2022 N 6146).
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что Заявителем не представлено доказательств того, что действия заказчика по установлению требований к товару являются для него или других участников закупки непреодолимыми и необоснованно ограничивают количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя признается необоснованным.
2. Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик помимо характеристик, указанных в КТРУ применил дополнительные характеристики, при этом, в нарушение п. 6 Правил использования каталога отсутствует обоснование необходимости использования данных характеристик.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее помимо указанной в части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе информации, информацию о наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно п. 5 Правил Заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Пунктом 6 Правил установлено: в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Таким образом, Правила использования каталога в безусловном порядке обязывают заказчиков использовать описание товара и его характеристики в случае их включения в позицию КТРУ закупаемого товара. Также указанные Правила допускают использование заказчиками дополнительной информации и характеристик сверх установленных в КТРУ, но с соблюдением требований ст. 33 Закона о контрактной системе и п. 6 Правил.
Согласно извещению об осуществлении закупки поставке подлежат медицинские кровати функциональные (код по КТРУ 32.50.50.190-00002324).
В приложении N2 к документации об аукционе Заказчиком установлены технические требования (описание объекта закупки) (далее - Техническое задание).
Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что Заказчиком в Техническом задании по позициям 3.1-5.8 включены характеристики, отсутствующие в позиции КТРУ 32.50.50.190-00002324. Вместе с тем, обоснования установления дополнительных характеристик Заказчиком в Техническом задании не приведено.
Таким образом, в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 5 ч. 1 ст. 42, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сириус" обоснованной в части отсутствия в извещении об осуществлении закупки обоснования необходимости установления дополнительных требований к закупаемому товару.
2. Признать Заказчика - ТОГБУЗ "Уваровская ЦРБ" нарушившим п. 5 ч. 1 ст. 42, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по делу N 068/06/42-118/2022, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу N 068/06/42-118/2022 соответствующему должностному лицу Тамбовского УФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.
Председатели комиссии В.В. Иванов
Члены комиссии Н.Е. Козлова
А.Э. Агаурова
Исп. Агаурова А.Э., тел. 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 10 марта 2022 г. N 068/06/42-120/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2022