Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от АО "Специализированное строительное управление" на действия комиссии Заказчика - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края при проведении открытого конкурса в электронной форме на осуществление дорожной деятельности (ремонт) на автомобильной дороге регионального или межмуниципального значения Раздольное - Хасан км 114+000 - км 122+290, км 133+789 - км 141+300 на территории Приморского края" в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги" (извещение N 0820500000822000024) (далее - конкурс).
По мнению заявителя, комиссия допустила нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ), так как нарушила порядок рассмотрения вторых частей заявок и составила протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок с нарушением Закона N 44-ФЗ.
Также заявитель указывает в жалобе, что извещение о проведении аукциона не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, т.к. установлены дополнительные требования к участникам закупки с нарушением Закона N 44-ФЗ.
Пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона N 44-ФЗ установлено, что жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Тем самым заявитель был вправе обжаловать извещение о проведении закупки до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Заказчик и уполномоченное учреждение не согласны с доводами жалобы.
Заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Пунктом 1 части 11 статьи 48 Закона N 44-ФЗ установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Согласно протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок комиссия приняла решение о признании вторых частей поданных заявок на участие в закупке соответствующих требованиям извещения об осуществлении закупки.
Вместе с тем, по результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в том числе: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 31 Закона N 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года N 2571 установлено, что при осуществлении закупки предметом которой являются работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги, если начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей установлены следующие дополнительные требования: наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки.
Вместе с тем, не установлено, что опытом исполнения договора, предусмотренным приложением в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается с учетом положений настоящего пункта опыт исполнения участником закупки договора, предметом которого являются поставка одного или нескольких товаров, выполнение одной или нескольких работ, оказание одной или нескольких услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", а также опытом исполнения договора, предусмотренным приложением в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается такой опыт участника закупки за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учетом правопреемства (в случае наличия подтверждающего документа).
Также заказчиком не указано, что договором считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Тем самым заказчиком допущено нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, т.к. установлены дополнительные требования к участникам закупки с нарушением Закона N 44-ФЗ.
Ответственность за вышеуказанное нарушение предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Допущенное заказчиком нарушение не позволило комиссии рассмотреть вторые части заявок на участие в закупке в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ и извещения о проведении закупки.
Доводы заявителя о нарушении порядка составления протокола не подтвердились.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Специализированное строительное управление" на действия комиссии Заказчика - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края при проведении открытого конкурса в электронной форме на осуществление дорожной деятельности (ремонт) на автомобильной дороге регионального или межмуниципального значения Раздольное - Хасан км 114+000 - км 122+290, км 133+789 - км 141+300 на территории Приморского края" в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги" (извещение N 0820500000822000024) необоснованной, т.к. заказчик допустил нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ.
2. Признать, что заказчик допустил нарушение:
- пункта 12 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, т.к. установлены дополнительные требования к участникам закупки с нарушением Закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона N 44-ФЗ, допущенного при проведении закупки.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
5. Не рассматривать доводы жалобы о несоответствии извещения о проведении закупки требованиям Закона N 44-ФЗ, т.к. заявитель был вправе обжаловать извещение о проведении закупки до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 4 марта 2022 г. N 025/06/48-192/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.03.2022