резолютивная часть решения оглашена 03.03.2022 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствии представителей заявителя, заказчика (ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии) и оператора ЭТП, надлежащим образом извещенных о времени, дате и месте рассмотрения,
рассмотрев, жалобу заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0104300010622000001 "Услуги по чистке и уборке территории г.п.Чегем" (далее - аукцион), руководствуясь ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении аукциона.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе заявителя, письменные пояснения, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
17.02.2022 г. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru (Наименование и адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" АО "Сбербанк-АСТ", http://www.sberbank-ast.ru) опубликован электронный аукцион N0104300010622000001 "Услуги по чистке и уборке территории г.п.Чегем." с начальной (максимальной) ценой контракта - 6 981 315,60 руб. В извещении о проведении аукциона предусмотрено: Дата и время начала срока подачи заявок - 17.02.2022 г. 12:00 ч.; Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 25.02.2022 г. 09:00 ч; Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 25.02.2022 г.; Дата проведения аукциона в электронной форме 28.02.2022 г.
Согласно доводу заявителя, заказчиком при проведении закупки установлены требования к составу и содержанию заявки в недействующей редакции на момент размещения аукциона.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.
В п.1.1 и 1.2 извещения о проведении аукциона установлено: "Первая часть заявки должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
1. Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
2. Декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ;
3. Решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и (или) учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
4. Декларация о принадлежности участника электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки)".
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
После вступления в силу Федерального Закона от 02.07.2021 г. 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требования к составу заявки регламентированы положениями ст.42 и 43 Закона о контрактной системе.
Извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 17.02.2022 г.
При этом, в соответствии с Федеральным Законом от 02.07.2021 г. 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Закон о контрактной системе применяется в соответствии с действующими с 30.12.2021 г. положениями.
Установление требований к участникам закупки в соответствии с недействующей редакцией Закона о контрактной системе нарушают положения п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком в извещении установлены требования в соответствии с недействующей редакцией Закона о контрактной системе. Следовательно, доводы заявителя о необходимости указания в составе заявки конкретных показателей при оказании услуг и об установлении требований в соответствии с недействующей редакцией нашли свое подтверждение.
Также, Комиссией в ходе внеплановой проверки установлено, что в п.1.7 единых требований к участникам закупки установлено: "участник закупки не является офшорной компанией".
Однако, п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе установлено, что участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.
Вместе с тем, требование, установленное заказчиком в п.1.7 единых требований к участникам закупки установлено также в соответствии с недействующей редакцией Закона о контрактной системе.
Внеплановой проверки выявлено, что заказчиком в п.1.10 единых требований к участникам закупки установлена необходимость предоставления декларации о том, что участник закупки относится к субъектам малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организации (в соответствии со ст.30 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе, в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с ч.3 ст. 30 Закона о контрактной системе и такое извещение размещено в единой информационной системе с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта в течение не более чем десять рабочих дней, а если такое извещение размещено в единой информационной системе с 1 января 2023 года, не более чем семь рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч.7 ст.94 Закона о контрактной системе.
Согласно п.14 и 15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе или требование, установленное в соответствии с ч.5 ст.30 Закона о контрактной системе, с указанием в соответствии с ч.6 ст.30 Закона о контрактной системе объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
Однако, согласно извещению о проведении аукциона ограничений и преимуществ для участия в аукционе не установлено. Таким образом, информация об отсутствии ограничений и преимуществ для участия в аукционе, установленная в извещении не соответствует требованиям, установленным заказчиком в п.1.10 единых требований к участникам закупки.
Более того, п.2.6 проекта контракта предусмотрено, что окончательный расчет по Контракту производится в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания сторонами акта приемки выполненных работ по форме КС-2, на основании счета, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3, за полный объём выполненных работ, при отсутствии у заказчика претензий по объему и качеству выполненных работ.
Таким образом, действия заказчика, не установившего информацию о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в извещении о проведении аукциона и неверно установившего обязательного условия об оплате заказчиком оказанной услуги нарушают положения п.14 ч.1 ст.42 и ч.8 ст.30 Закона о контрактной системе, что в свою очередь содержит признаки состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Решила:
1.Признать жалобу заявителя обоснованной.
2.Признать в действиях заказчика нарушения ч.8 ст.30, п.14 ч.1 ст.42, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3.Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору ЭТП предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 5 марта 2022 г. N 007/06/42-124/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2022