резолютивная часть решения объявлена 09.03.2022 г.
Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по организации и осуществления контрольного мероприятия (далее - Инспекция) в составе:
на основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 01.10.2020 г. N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила), Инспекция, проведя внеплановую проверку на предмет соответствия действий Государственного казенного учреждения Кабардино-Балкарской Республики "Управление дорожного хозяйства" (далее - Заказчик) и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона N0104200003622000003 "Выполнение работ по капитальному ремонту подъезда от а/д Дейское -Н. Курп-граница с РСО-Алания к сел. В. Курп и Н. Курп км 0+000 - км 6+650, км 18+190 - км 21+650 (1-я очередь км 5+940 - км 6+650, км 18+190 - км 21+650) с последующим содержанием в течение 2022-2025 годов" для нужд Кабардино-Балкарской Республики" (далее - Аукцион, Закупка),
Установила:
Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР в рамках внеплановой проверки по закупкам национальных проектов установила следующее.
01.02.2022 г. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) (наименование и адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - АО "ЕЭТП", http://roseltorg.ru ) был размещен электронный аукцион N0104200003622000003 "Выполнение работ по капитальному ремонту подъезда от а/д Дейское -Н. Курп-граница с РСО-Алания к сел. В. Курп и Н. Курп км 0+000 - км 6+650, км 18+190 - км 21+650 (1-я очередь км 5+940 - км 6+650, км 18+190 - км 21+650) с последующим содержанием в течение 2022-2025 годов" для нужд Кабардино-Балкарской Республики" с начальной (максимальной) ценой контракта 138 942 081,53 руб. В извещении указано: дата и время начала срока подачи заявок - 01.02.2022 16:56; Дата и время окончания срока подачи заявок - 09.02.2022 г. 11:00; Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 09.02.2022 г.; Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 11.02.2022 г.; Размер обеспечения заявки - 6 947 104,08; Размер обеспечения исполнения контракта - 5 %; Срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта): Капитальный ремонт автомобильной дороги с момента заключения государственного контракта по 31 октября 2022 года включительно. Содержание автомобильной дороги с 1 ноября 2022 года по 31 декабря 2025 года включительно.
1.Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу ч.2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации, в данном конкретном случае в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП N2571).
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно п.17 ПП N2571 при проведении конкурентных процедур по ремонту, содержанию автомобильной дороги, к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, подтверждающиеся наличием опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1)опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей.
При этом документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт (акты) выполненных работ, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Вместе с тем, извещение в нарушение п.12 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе не содержит исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.
При этом факт того, что указанные сведения направляются Заказчику Оператором ЭТП, не освобождает Заказчика, Уполномоченный орган от прямой обязанности включения в извещении такой информации, так как все участники закупки должны быть осведомлены о перечне документов, необходимых для участия в аукционе.
2. Проект государственного контракта не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Так пунктом 8.7 проекта государственного контракта установлено:
"8.7. За каждый факт неисполнения либо ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом и перечисленных ниже, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), Заказчиком начисляется штраф в размере:
В 2022 году - ___________ рублей, что составляет ___ процентов цены этапа Контракта;
В 2023 году - ___________ рублей, что составляет ___ процентов цены этапа Контракта;
В 2024 году - ___________ рублей, что составляет ___ процентов цены этапа Контракта;
В 2025 году - ___________ рублей, что составляет ___ процентов цены этапа Контракта:
- в случае неприбытия уполномоченного представителя Подрядчика для участия в составлении акта о выявленных в период гарантийного срока эксплуатации дефектах Объекта в сроки, установленные Заказчиком;
- при установлении Заказчиком нарушений по качеству работ, выполняемых Подрядчиком на Объекте и подтвержденных соответствующими документами, в том числе заключением эксперта;
- за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение требований ОДМ 218.6.019-2016 "Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ" при выполнении работ;
- за представление документов, указанных в пунктах 5.1.5-5.1.7, 5.1.10 настоящего Контракта, содержащих недостоверные сведения, либо их непредставление или представление таких документов с нарушением установленных сроков;
- за неисполнение или исполнение с нарушением сроков требований, указанных в предписании Заказчика".
Пунктом 5.1.5. проекта государственного контракта установлено, что подрядчик обязан: 5.1.5. В срок не более 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, представить Заказчику:
а) декларацию о принадлежности субподрядчика к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации и заверенную печатью (при наличии печати);
б) копию договора (договоров), заключенного с субподрядчиком, заверенную Подрядчиком.
5.1.6. В случае замены субподрядчика на этапе исполнения Контракта на другого субподрядчика представить Заказчику документы, указанные в 5.1.5. настоящего Контракта, в течение 5 дней со дня заключения договора с новым субподрядчиком.
5.1.7. В течение 10 рабочих дней со дня оплаты Подрядчиком выполненных обязательств по договору с субподрядчиком представлять Заказчику следующие документы:
а) копии документов о приемке выполненной работы, которые являются предметом договора, заключенного между Подрядчиком и привлеченным им субподрядчиком;
б) копии платежных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств Подрядчиком субподрядчику - в случае если договором, заключенным между Подрядчиком и привлеченным им субподрядчиком, предусмотрена оплата выполненных обязательств до срока оплаты выполненных работ, предусмотренных Контрактом, заключенным с Заказчиком (в ином случае указанный документ представляется Заказчику дополнительно в течение 5 дней со дня оплаты Подрядчиком обязательств, выполненных субподрядчиком).
В соответствии с ч.23 ст.34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Согласно ч.24 ст.34 Закона о контрактной системе указанная в ч.23 ст.34 Закона о контрактной системе информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с ч.24 ст.34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, за указанные нарушения надлежит устанавливать ответственность в виде пени, в соответствии с ч.24 ст.34 Закона о контрактной системе.
Выявленные Инспекцией нарушения, образуют в действиях Заказчика, Уполномоченного органа состав административного правонарушения по ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно сведений ЕИС, по Аукциону заключен контракт от 22.02.2022 г. N1-КРА.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, ПП N1576, Инспекция,
Решила:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, нарушение ч.24 ст.34, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку заключен государственный контракт.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 9 марта 2022 г. N 007/06/99-____/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.03.2022