резолютивная часть решения оглашена 04.03.2022 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе: /// - заместителя руководителя-начальника отдела Управления, ведущего заседание комиссии; /// - ведущего специалиста-эксперта Управления, члена комиссии; /// - специалиста-эксперта Управления, члена комиссии,
в отсутствии представителей заявителя, заказчика и оператора ЭТП, надлежащим образом извещенных о времени, дате и месте рассмотрения,
рассмотрев, жалобу заявителя на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме N0304200018422000014 "Поставка моющих средств" (далее - запрос котировок/закупка), руководствуясь ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении запроса котировок.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе заявителя, письменные пояснения заказчика, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
25.02.2022 г. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru (Наименование и адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" АО "Сбербанк-АСТ", http://www.sberbank-ast.ru) опубликован запрос котировок в электронной форме N0304200018422000014 "Поставка моющих средств" с начальной (максимальной) ценой контракта - 353 562,00 руб. В извещении о проведении запроса котировок в электронной форме: Дата и время начала срока подачи заявок - 25.02.2022 г. 14:57 ч.; Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме - 04.03.2022 г. 17:26 ч; Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме 05.03.2022 г.; Дата проведения запроса котировок в электронной форме 25.02.2022 г.
По мнению заявителя, заказчиком установлены необоснованные дополнительные требования к поставляемому товару.
В пояснении представитель заказчика не согласился с доводом заявителя и сообщил, что при проведении запроса котировок заказчик действовал в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Согласно п.1 и 3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со ст.33 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с извещением к поставке необходимо 10 позиций товаров, в частности: Средство для мытья посуды; Ерш; Средство моющее для стекол и зеркал; Бритва; Порошок стиральный; Порошок стиральный; Сода кальцинированная прочая; Средства моющие прочие; Средства моющие прочие; Средства отбеливающие для стирки.
Заказчиком в ЕИС прикреплен документ к извещению с наименованием "Описание объекта закупки лот 2" (Приложение N 1 к Техническому заданию Описание объекта закупки и инструкция по заполнению заявки Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам товаров согласно первой заявки поставки товаров) на 161 стр., а также инструкция по заполнению заявки на 4 стр.
При проведении всесторонней проверки выявлены несоблюдения положений ст.33 Закона о контрактной системе, а именно в нарушении правил описания объекта закупки в установлении избыточных характеристик.
Согласно п.1 и 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчиком при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
- использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
При этом на заседании Комиссии установлено, что формат требований к товарам, в совокупности с установленной заказчиком инструкцией затрудняют возможность подачи заявки на участие в рассматриваемой закупке.
Более того, была подана 1 заявка на участие в запросе котировок, что также свидетельствует об установлении требований заказчиком, повлекших за собой ограничение количества участников закупки.
При указанных обстоятельствах комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная заказчиком инструкция не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями извещения.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В пункте 5 Правил N 145 указано, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 5 Правил N 145.
Согласно пункту 6 Правил N 145 в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Таким образом, при формировании объекта закупки заказчик должен указать обоснование дополнительных показателей, то есть раскрыть необходимость их наличия с точки зрения целей, которые намерен достичь заказчик при приобретении соответствующего товара.
В извещении о закупке товары отнесены к соответствующим кодам по КТРУ 20.41.32.111-00000011; 32.91.19.130-00000004; 20.41.32.113-00000002; 25.71.12.110-00000002; 20.41.32.121-00000008; 20.41.32.121-00000007; 20.13.43.119; 20.41.32.125-00000007.
В извещении, содержится обоснование необходимости включения в описание товара дополнительных характеристик на 161 стр.
Вместе с тем, данное обоснование не содержит причины необходимости их наличия для удовлетворения потребности заказчика.
Заказчик не обосновал чем обусловлено установление данных показателей и характеристик для достижения результата закупки.
Таким образом, на заседании Комиссии установлено, что в извещении предусмотрен ряд дополнительных характеристик, обоснование необходимости наличия которых фактически отсутствует в извещении, в нарушение ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, п.5, 6 Правил N 145.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Решила:
1.Признать жалобу заявителя обоснованной.
2.Признать в действиях заказчика нарушения ч.6 ст.23, п.1 и 3 ч.2 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3.Выдать заказчику, комиссии заказчика, оператору ЭТП предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседания Комиссии: ///
Члены Комиссии: ///
///
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 10 марта 2022 г. N 007/06/42-144/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2022