Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Швабе-Ростов-на-Дону" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Центр охраны материнства и детства г. Сочи" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка медицинского изделия (Облучатель фототерапевтический для новорожденных), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинского изделия" (извещение N 0318300538022000021) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует "Описание объекта закупки", а именно: Заказчиком неверно указан код ОКПД2 и излишне детализированы требования к техническим характеристикам товара.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Центр охраны материнства и детства г. Сочи" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Поставка медицинского изделия (Облучатель фототерапевтический для новорожденных), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинского изделия" (извещение N 0318300538022000021).
Начальная (максимальная) цена контракта - 587 760,00 руб.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п.15) ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Ч.1 ст.14 Закона о контрактной системе гласит, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
На основании ч.2 ст.14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
В соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.42 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Заказчиком в извещении электронного аукциона установлены следующие ограничения:
Ограничения |
1 Запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона N 44-ФЗ Дополнительная информация к ограничению отсутствует |
||||||||
|
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Разделу "Описание объекта закупки" Заказчику требуется к поставке следующий товар:
N п/п |
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Код по ОКПД 2/Код позиции КТРУ** |
Товарный знак |
Ед. изм. |
Кол-во |
Требования, установленные в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие) |
|
Наименование показателя, ед.изм. показателя |
Описание, значение |
||||||
1 |
Облучатель фототерапевтический для новорожденных |
26.60.13.190 |
|
штука |
1 |
Аппарат состоит из кювеза, расположенного на мобильной стойке |
соответствие |
Мобильное основание на колесах с антистатическим покрытием |
соответствие |
||||||
Количество колес, шт |
не менее 4 |
||||||
Количество колес с блокировкой (тормозом), шт |
не менее 2 |
||||||
Аппарат оснащен рукояткой для удобного открытия |
соответствие |
||||||
Свето-поглощающие окна для наблюдения за новорожденным |
наличие |
||||||
Во внутренней части аппарата расположено ложе для новорожденного |
соответствие |
||||||
Ложе состоит из съемного свето-пропускающего гамака и каркаса-держателя |
соответствие |
||||||
Панель управления |
наличие |
||||||
Дисплей |
наличие |
||||||
Отображение на дисплее оставшегося времени фототерапии |
соответствие |
||||||
Отображение на дисплее температуры внутри аппарата |
соответствие |
||||||
Отображение на дисплее температуры кожи пациента |
соответствие |
||||||
Наличие функции паузы |
соответствие |
||||||
Возможность прерывания сеанса фототерапии |
соответствие |
||||||
Визуальный сигнал при окончании сеанса фототерапии |
соответствие |
||||||
Наличие функции изменения интенсивности фототерапии |
соответствие |
||||||
Наличие функции программирования продолжительности фототерапии |
соответствие |
||||||
Таймер измерения срока службы ламп |
наличие |
||||||
Наличие сигналов тревог и предупреждений |
наличие |
||||||
Наличие системы вентиляции |
наличие |
||||||
Кабель питания |
наличие |
||||||
Наличие системы охлаждения электрических компонентов прибора |
наличие |
||||||
Высота аппарата, мм |
не более 1 600 |
||||||
Ширина аппарата, мм |
не более 780 |
||||||
Длина аппарата, мм |
не более 780 |
||||||
Вес аппарата, кг |
не более 81 |
||||||
Электропитание, Вт/ Гц |
220/50-60 |
||||||
Возможность дезинфекции наружной и внутренней поверхности аппарата |
Наличие |
||||||
Количество фототерапевтических ламп, шт |
не менее 16 |
||||||
Расположение фототерапевтических ламп по кругу внутри кювеза |
соответствие |
||||||
Свет ламп - голубой |
соответствие |
||||||
Диапазон длины световой волны, нм |
не менее 420-480 |
||||||
Фототерапевтическое воздействие на всю поверхность тела (экспозиция 360 градусов) |
соответствие |
||||||
Срок службы ламп, часов |
не менее 20 000 |
||||||
Свето-поглощающие гамаки, шт |
не менее 10 |
||||||
Размеры гамака (Д х Ш), мм |
не менее 580 х 380 |
||||||
Максимальная нагрузка на гамак, кг |
не менее 10 |
||||||
Защита для глаз, шт |
не менее 1 |
||||||
Датчик температуры воздуха, шт |
не менее 1 |
||||||
Датчик температуры кожи, шт |
не менее 1 |
||||||
Сетевой кабель, шт |
не менее 1 |
||||||
Гарантийный срок на товар, месяцев |
не менее 12 |
На основании п.в) ч.3 ПП N878 становить, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является одно из следующих условий: наличие сертификата о происхождении товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами (далее - сертификат по форме СТ-1), - для целей осуществления закупок радиоэлектронной продукции, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены:
до 30 июня 2022 г. включительно - в отношении радиоэлектронной продукции, кроме продукции, указанной в абзаце третьем настоящего подпункта, страной происхождения которой являются государства - члены Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации);
до 31 декабря 2022 г. включительно - в отношении радиоэлектронной продукции, являющейся медицинским изделием и классифицируемой в рамках следующих кодов в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014: 26.60.13.190.
Согласно перечню радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлен следующий КОД:
26.60.13.190 |
Дефибрилляторы; |
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно ОКПД 2.
Поскольку присвоение кодов классификатора ОКПД2 конкретным видам товаров на территории РФ официальными документами не регламентируется, Заказчик определяет код ОКПД2 для закупаемого товара самостоятельно исходя из основных параметров и назначения товара.
Заказчику к поставке требуется облучатель с фитотерапевтическим воздействием на всю поверхность тела (экспозиция 360 градусов).
В едином реестре радиоэлектронной продукции Минпромторга России отсутствуют медицинские изделия, соответствующие Описанию объекта закупки (характеристикам).
Заказчиком при размещении извещения электронного аукциона использован ОКПД2 26.60.13.190.
Код ОКПД2 26.60.13.190 расшифровывается следующим образом:
Схема иерархии в классификаторе ОКПД 2 для кода 26.60.13.190: |
- ОКПД 2 (верхний уровень)
|
Заявитель указывает, что Заказчиком не применен КТРУ 26.60.13.180-00000021 "Облучатель верхнего расположения для фототерапии новорожденных".
В указанном КТРУ отсутствуют обязательные характеристики для применения.
Указанный Заказчиком код ОКПД2 26.60.13.190 не имеет соответствующей позиции в КТРУ, а также в КТРУ нет подходящей под требования объекта закупки позиции, таким образом применяемый заказчиком ОКПД2 позволяет указать требуемые характеристики в соответствии с описанием объекта закупки.
В связи с чем, объектом закупки является: код ОКПД2: 26.60.13.190, который максимально отражает потребность заказчика.
Согласно проведенному анализу рынка Заказчиком при формировании начальной (максимальной) цены контракта были получены предложения на поставку товара с аналогичными характеристиками и комплектацией от нескольких поставщиков, проведен запрос цен.
Заказчик в письменных пояснениях указывает, что для сеанса фототерапии новорожденный размещается внутри кювеза в свето-пропускаемом гамаке, так что его кожа находится под действием равномерного светового потока. В зоне гамака поддерживается специальная температура, контролируемая с помощью датчиков.
Такие максимально комфортные условия процедуры для предотвращения билирубиновой энцефалопатии позволяют сократить время ее проведения и, как следствие, снизить деятельность пребывания пациента в стационере (новорожденного).
Облучатели, указанные в жалобе, имеют верхнее расположение.
Под стандартными облучателями верхнего расположения процедура фототерапии занимает несколько суток, а под круговым - до 12 часов, что приводит к значительному уменьшению количества инвазимных и потенциально опасных медицинских вмешательств (катетеризация центральных сосудов, операций заменного переливания крови и т.д.).
Заказчиком при описании объекта закупки не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а указаны только необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара. Описание объекта закупки составлено с учетом потребностей Заказчика.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу N А08-1545/2016 "_Основой задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика, сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре_".
Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам размещения закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников размещения закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников размещения закупки.
Таким образом, установив вышеуказанные требования, Заказчик фактически обозначил конкретные характеристики товара, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности, следовательно, положения документации об электронном аукционе не противоречат Закону о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Швабе-Ростов-на-Дону" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300538022000021).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 2 марта 2022 г. N 115/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2022