рассмотрев жалобу ООО "ЛОГИСТИКГРУПП" (далее - Заявитель) на действия МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" при проведении электронного аукциона: "Работы по сносу зданий и сооружений: "Снос самовольно возведенных объектов недвижимого имущества и демонтаж некапитальных строений" ул. МОПРа, 4 в Центральном внутригородском округе г. Краснодара" (извещение N 0318300577622000011) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что условия технического задания и проекта контракта содержат нарушения положений Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
17.02.2022 г. Заказчиком - МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" проводился электронный аукцион: "Работы по сносу зданий и сооружений: "Снос самовольно возведенных объектов недвижимого имущества и демонтаж некапитальных строений" ул. МОПРа, 4 в Центральном внутригородском округе г. Краснодара" (извещение N 0318300577622000011).
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 704 470,15 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Объект закупки
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Файл "Проект контракта.rar" содержит:
"График производства работ СНОСЫ МОПР 4.docx";
"Техническое задание сносы МОПР 4.docx", где Заказчиком в п. 5 установлены "Общие требования к выполняемым работам", а именно: "Мусор должен вывозиться на специализированный полигон. Исполнитель обязан предоставить талоны (справки), с отметкой специализированной организации, осуществляющей приемку отходов";
"Проект контракта СНОС самовольные МОПР.doc", где Заказчиком установлено: "п.4.2.8 Вывезти мусор на полигон для размещения отходов. Исполнитель обязан предоставить талоны или справки, с отметкой организации, осуществляющей приемку отходов".
Вместе с тем, установление данного требования противоречит действующему законодательству в сфере обращения с отходами.
В соответствии с ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - закона 89-ФЗ) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 закона 89-ФЗ приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются в следующей последовательности:
максимальное использование исходных сырья и материалов;
предотвращение образования отходов;
сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
обработка отходов;
утилизация отходов;
обезвреживание отходов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления":
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
Таким образом, хранение представляет собой складирование с целью последующего захоронения, утилизации, обезвреживания.
Утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация);
Обработка - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
Обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду
Таким образом, приоритетными являются те виды обращения с отходами: обработка отходов, утилизация отходов и обезвреживание отходов, которые призваны обеспечить максимальное вовлечение отходов во вторичное использование и сократить количество отходов захораниваемых на объектах размещения, при этом размещение (хранение и захоронение отходов) не входит в число приоритетных направлений.
В соответствии с ч. 8 ст. 12 закона 89-ФЗ, захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, установлен Распоряжением Правительства "Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается" от 25.07.2017 N 1589-Р.
В документации Заказчиком не установлен закрытый исчерпывающий перечень видов отходов при выполнении работ по сносу, в составе отходов могут быть в том числе отходы, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается. Чаще всего на практике это отходы, в состав которых входят такие полезные компоненты как - древесина, пластмасса, стекло, метал черный, бумага, резина, пленка полимерная. По данным видам отходов, в силу ч. 8 ст. 12 закона 89-ФЗ и Распоряжением Правительства от 25.07.2017 N 1589-Р подлежит осуществлять соответствующую обработку и последующую утилизацию.
Кроме того, в законодательстве Российской Федерации в области обращения с отходами отсутствует норма права, обязывающая передавать отходы только на размещение.
Следует учитывать, что размещение отходов является негативным воздействием. Обработка отходов представляет собой сортировку отходов методом отделения полезных фракций из отходов. Полезные фракции в дальнейшем отправляют на утилизацию, а оставшиеся хвосты отправляют на захоронение. Таким образом, в результате обработки снижается масса отходов, которые в дальнейшем передаются на размещение, тем самым снижается негативное воздействие на окружающую среду. Утилизация представляет собой вторичное использование отходов, что тоже в свою очередь снижает негативное воздействие на окружающую среду. В результате обезвреживания отходы полностью уничтожаются, что исключает негативное воздействие и их дальнейшее размещение.
Таким образом, установленное в Техническом задании требование исключает возможность передачи на обработку и утилизацию отходов, содержащих полезные компоненты, и ведет к обязанности передачи таких отходов, для размещения на объекте размещения, что недопустимо, так как ведет к нарушению положений закона 89-ФЗ и Распоряжения Правительства от 25.07.2017 N 1589-Р.
ГОСТ Р 57678-2017 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация строительных отходов" содержит понятия:
3.2 строительные отходы: Отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных и других коммуникаций.
Примечание - В Федеральном классификационном каталоге отходов [13] строительные отходы помещены в разделах классификатора "8 00 000 00 00 0 ОТХОДЫ СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕМОНТА".
3.3 отходы строительства и сноса: Отходы (за исключением высоко- и чрезвычайно опасных) от сноса, разборки, реконструкции, ремонта или строительства зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и промышленных объектов, объединенные в единую группу [3].
Раздел 4 "Общие требования к обращению со строительными отходами" ГОСТ Р 57678-2017 гласит:
- строительные отходы должны направляться на переработку и утилизацию при условии наличия в регионе перерабатывающих предприятий, а также территорий, отсыпка или рекультивация которых указанными отходами разрешена;
- сбор строительных отходов осуществляется раздельно по их видам, классам опасности и другим признакам с тем, чтобы обеспечить их переработку, обезвреживание, использование в качестве вторичного сырья или удаление.
- утилизация, обезвреживание, захоронение строительных отходов осуществляются с учетом наилучших доступных технологий в соответствии со строительными, санитарными нормами и правилами. Предусматривается применение бетона, щебня, кирпичного боя, песка, грунта при изготовлении щебеночной смеси и частичное применение в качестве изоляционного материала на полигонах твердых бытовых отходов. Остальные составляющие строительных отходов, являющиеся вторичным сырьем, подлежат сдаче на перерабатывающие предприятия.
Согласно части 1 статьи 55.31. "Осуществление сноса объекта капитального строительства" Градостроительного кодекса РФ снос объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства.
Согласно части 3 статьи 55.31. ГрК РФ, в процессе сноса объекта капитального строительства принимаются меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, предусматривается устройство временных ограждений, подъездных путей, осуществляются мероприятия по утилизации строительного мусора.
Таким образом, следует ввод, что проектом организации работ по сносу должны быть предусмотрены меры направленные на предупреждение причинения вреда окружающей среде, в том числе мероприятия по утилизации строительного мусора.
Следовательно, нормативно нет обязательства о передаче отходов для размещения на полигон, напротив должны быть предусмотрены комплексные мероприятия о любом возможном законном способе, в пропорциональной зависимости от вида отходов.
Извещение содержит перечень прикрепленных документов: "Обоснование НМЦК.rar", "Проект контракта.rar", "Описание объекта закупки МОПР 4.docx", "ЭД Требования к содержанию, составу заявки и инструкция по ее заполнению.docx".
Файл "Описание объекта закупки МОПР 4.docx" содержит
4 |
Объем работ и затрат, составляющих предмет контракта |
Проектно-сметная документация
|
Проектом организации демонтажных работ 065П/21-ПОД "Демонтаж 6-ти этажного здания по ул. МОПРа, 4 в г. Краснодар" предусмотрено:
Страница 20 - раздел "9.3 Утилизация отходов"
После завершения демонтажных работ строительная площадка убирается.
При строительстве возможны следующие виды твердых отходов:
- остатки металла, строительный мусор вывозятся на свалку, Ферратэк.
Страница 25 - раздел "14.СВОДНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СХЕМА"
Вывоз мусора осуществляется по следующей схеме, которая уточняется на стадии ППР по заключенным генподрядчиком договорам:
- строительный мусор - полигон ТБО х. Копанской - 25,5 км.
- арматура - Ферратек - 6,5 км.
- монолитного бетон - полигон ТБО х. Копанской.
То есть, проектом, в виду наличия различных видов отходов, предусматриваются такие виды деятельности по обращению с отходами как: сортировка, обработка отходов, передача на утилизацию. Вместе с тем, в проекте контракта, в нарушение проекта организации работ по сносу, содержится обязанность о передаче отходов исключительно для размещения на полигоне.
Также, раздел "19.ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ПЕРИОД СТРОИТЕЛЬСТВА" проекта организации работ по сносу содержит указания:
Контроль за выполнением мероприятий по охране природы и состоянием окружающей среды при строительстве осуществляется руководителями подрядных организаций.
Контроль за состоянием природной среды в районах ведения строительно-монтажных работ производится в соответствии с предписаниями местных органов Росприроднадзора и Санэпидемслужбы.
Перечисленные мероприятия должны быть конкретизированы при разработке следующих стадий проектирования и уточнены в ППР, разрабатываемым генподрядчиком.
Таким образом, Заказчиком нарушены положения ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 2 ст. 42, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЛОГИСТИКГРУПП" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 2 ст. 42, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 4 марта 2022 г. N 124/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2022