Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ОлимпСтройПроект" (далее - ООО "ОлимпСтройПроект", заявитель): не участвовали, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика федерального казенного учреждения "Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" Федерального дорожного агентства (далее также - ФКУ Упрдор "Вилюй", заказчик) не участвовали, уведомлены надлежащим образом, представлены письменные пояснения;
рассмотрев посредством жалобу ООО "ОлимпСтройПроект" на действия (бездействия) заказчика ФКУ Упрдор "Вилюй" при проведении открытого конкурса в электронной форме на проектные и изыскательские работы по объекту: "Ремонт автомобильной дороги А-331 "Вилюй" Тулун-Братск-Усть-Кут-Мирный-Якутск на участке км 1045+900- км 1048+800, Республика Саха (Якутия)" (извещение N 0316100000621000070), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ОлимпСтройПроект" на заказчика.
Из сути жалобы ООО "ОлимпСтройПроект" следует, что заказчик неправомерно признал участника закупки ООО "ОлимпСтройПроект" уклонившимся от заключения контракта.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из представленных письменных пояснений заказчика следует, что с жалобой не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1. Извещение N 0316100000621000070 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" - 21.12.2021 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 508 310,00 руб.;
4. На участие в закупке подана единственная заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
5. 03.02.2022 года подведены итоги открытого конкурса в электронной форме, согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, заключается контракт с единственным участником закупки - ООО "ОлимпСтройПроект".
6. 18.02.2022 заказчиком опубликован протокол отказа от заключения контракта с участником закупки ООО "ОлимпСтройПроект".
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "ОлимпСтройПроект" необоснованной на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Порядок заключения контракта по итогам электронной процедуры определен статьей 83.2 Закона о контрактной системе.
Частями 2 - 8 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено следующее.
В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры (часть 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе).
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива) (часть 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе).
В случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов (часть 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе).
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи (часть 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе).
В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица (часть 6 статьи 83.2 Закона о контрактной системе).
В течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика (часть 7 статьи 83.2 Закона о контрактной системе).
Согласно части 8 статьи 83.2 Закона о контрактной системе с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
Из жалобы заявителя следует, что заявитель оформил через Банк "PECO Кредит" независимую гарантию N РКБ-115623/22 от 03.02.2022 (далее - независимая гарантия) которая была включена в реестр независимых гарантий под номером 0СХ11435193127220022.
07.02.2022 Заказчик разместил проект контракта для подписания на электронной торговой площадке ТЭК-Торг.
14.02.2022 ООО "ОлимпСтройПроект" подписал государственный контракт в электронной форме и приложил документ об обеспечении исполнения контракта - независимую гарантию NРКБ-115623/22 от 03.02.2022 банка "РЕСО Кредит".
Также из жалобы заявителя следует, что 16.02.2022 на электронную почту пришло от Заказчика уведомление об отказе в принятии независимой гарантии N 468/09 от 16.02.2022.
В соответствии с частью 5 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчик рассматривает поступившую банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
Из представленных письменных пояснений заказчика следует, что в соответствии с частями 5, 6, 7 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчик рассмотрел поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта независимую гарантию и принял решение об отказе в принятии независимой гарантии на следующих основаниях.
Пунктом 19 извещения об осуществлении закупки, п.п. 18.1.1 - 18.1.15 конкурсной документации, п.п. 2.1 - 2.11 проекта государственного контракта (раздел VII конкурсной документации) в соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчик установил требование обеспечения исполнения контракта. Рекомендуемая форма банковской гарантии, обеспечивающей исполнение контракта, представлена в п. "б" раздела V конкурсной документации.
Размер обеспечения исполнения государственного контракта установлен в размере 10% от начальной (максимальной) цены государственного контракта: 150 831 (Сто пятьдесят тысяч восемьсот тридцать один) рубль 00 копеек.
Кроме этого, в связи с установлением в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 2.8 извещения, пункте 5 Информационной карты конкурсной документации, пункте 10.1 проекта государственного контракта требований к гарантии качества товара, работы, услуги, а также к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), заказчиком п.19 извещения об осуществлении закупки, п.п. 18.2.1 - 18.2.9 конкурсной документации, п.п. 2.12 - 2.14 проекта государственного контракта предусмотрено требование обеспечения гарантийных обязательств. Обеспечение гарантийных обязательств в соответствии с ч.7.1 ст. 94 Закона о контрактной системе предоставляется до оформления документа о приемке выполненной работы (ее результатов). Согласно п.2.12 проекта государственного контракта Подрядчик предоставляет обеспечение гарантийных обязательств за 10 дней до исполнения заключительного этапа, а не в одновременно с обеспечением исполнения контракта.
Размер обеспечения гарантийных обязательств установлен в размере 1% от начальной (максимальной) цены государственного контракта: 15 083 (Пятнадцать тысяч восемьдесят три) рубля 10 копеек.
Между тем, представленная независимая гарантия содержит следующие условия:
"1.1. Гарант обязуется на условиях настоящей Гарантии по требованию Бенефициара уплатить Бенефициару денежную сумму в размере, не превышающем сумму, указанную в п.1.2 настоящей Гарантии, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Принципалом своих обязательств по Контракту. Настоящая Гарантия обеспечивает исполнение Принципалом его обязательств перед Бенефициаром по контракту, в том числе, обязательств по возврату авансового платежа (в случае, если аванс предусмотрен Контрактом и выплачен Принципалу), уплате неустоек (пеней, штрафов) , предусмотренных Контрактом, возмещению убытков (при их наличии) (за исключением упущенной выгоды), а также обязательств по обеспечению гарантийных обязательств (пункт включается, если обеспечение гарантийных обязательств предусмотрено документацией о закупке т/или проектом Контракта).
1.2. Сумма, подлежащая уплате Бенефициару по настоящей Гарантии (предел обязательств), не превышает 150 831,00 (Сто пятьдесят тысяч восемьсот тридцать один) рубль 00 копеек."
Также пунктами 2.2., 2.2.3 независимой гарантии определено, что Бенефициар одновременно с Требованием по гарантии направляет Гаранту в составе документов подтверждение факта наступления гарантийного случая в соответствии с условиями Контракта (если требование по Гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения Принципалом обязательств в период действия гарантийного срока). При этом срок действия независимой гарантии согласно п. 1.4 установлен до 31.10.2022 включительно.
Проанализировав банковскую гарантию участника ООО "ОлимпСтройПроект", Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу об обоснованности признания участника уклонившимся от заключения контракта, так как сумма представленной ООО "ОлимпСтройПроект" независимой гарантии обеспечивает, помимо исполнения контракта, также и гарантийные обязательства, при том, что сумма гарантии соответствует только размеру обеспечения исполнения контракта. Данные условия независимой гарантии не соответствуют вышеуказанным требованиям Закона о контрактной системе. Срок действия независимой гарантии установлен с превышением срока исполнения обязательств по контракту на один месяц и заканчивается 31.10.2022, в то время как срок по гарантийным обязательствам составляет 5 лет с даты подписания электронного акта приемки выполненных работ по итогам окончательной приемки, т.е. учитывая срок окончания работ 30 сентября 2022 года (пункт 4.3 проекта контракта), срок действия гарантии должен завершиться не ранее 30.09.2027 года.
Из жалобы ООО "ОлимпСтройПроект" также следует, что 18.02.2022. заявитель предоставил Заказчику посредством электронной почты новую независимую гарантию N619262 от 18.02.2022 с сопроводительным письмом с просьбой произвести замену независимой гарантии.
Между тем, 18.02.2022 Заказчик разместил на сайте информацию о признании заявителя уклонившимся о подписания контракта.
По указанному доводу заявителя, Комиссия антимонопольного органа отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта является основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком.
В соответствии с частью 7 статьи 45 Закона о контрактной системе, в случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
Согласно части 5 статьи 83.2 в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Заявитель указывает, что после размещения заказчиком на сайте информации о признании Заявителя уклонившимся от подписания контракта, предоставил новую независимую гарантию в соответствии с частью 7 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 настоящей статьи. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств.
Следовательно, жалоба ООО "ОлимпСтройПроект" признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
признать жалобу ООО "ОлимпСтройПроект" на действия (бездействия) заказчика ФКУ Упрдор "Вилюй" при проведении открытого конкурса в электронной форме на проектные и изыскательские работы по объекту: "Ремонт автомобильной дороги А-331 "Вилюй" Тулун-Братск-Усть-Кут-Мирный-Якутск на участке км 1045+900- км 1048+800, Республика Саха (Якутия)" (извещение N 0316100000621000070) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 3 марта 2022 г. N 014/06/54.1-270/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2022