Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
в отсутствие:
заявителя общества с ограниченной ответственностью "ЗКАП" (далее - ООО "ЗКАП", заявитель): не участвовали, уведомлены надлежащим образом;
уполномоченного органа Администрации муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрации муниципального образования "Ленский район"): не участвовали, уведомлены надлежащим образом,
от заказчика муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (далее также - МКУ "КИО" МО "Ленский район" РС (Я)): не участвовали, уведомлены надлежащим образом, представлены письменные пояснения,
рассмотрев жалобу ООО "ЗКАП" на действия (бездействия) заказчика МКУ "КИО" МО "Ленский район" РС (Я) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение комплексных кадастровых работ в отношении кадастровых кварталов 14:14:050043, 14:14:050056, 14:14:050066, 14:14:050057, 14:14:050064, 14:14:050071 (извещение N 0116300005622000010), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ЗКАП" на действия (бездействие) заказчика.
Из сути жалобы ООО "ЗКАП" следует, что извещение закупки содержит нарушение Закона о контрактной системе, так как установлены критерии оценки, ограничивающие конкуренцию, а именно, заказчиком в критериях оценки установлено излишние требования к методу выполнения работ по контракту.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из представленных письменных пояснений заказчика следует, что с жалобой не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "ЗКАП" обоснованной на основании следующего.
1. Извещение N 0116300005622000010 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 04.02.2022;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3. Начальная (максимальная) цена контракта -2 083 000,00 рублей;
4. На участие в закупке подано 4 (четыре) заявки от участников закупки, все заявки признаны соответствующими требованиям, установленным извещением об электронном конкурсе.
Жалоба о том, что заказчиком в критериях оценки установлено неправомерное требование к минимальной стоимости исполненных контрактов, признана обоснованной на основании следующего.
В части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункта 2.1 Приложения к Извещению "Критерии оценок на участие в открытом конкурсе в электронной форме":
2.1. Показатель "Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта"
При оценке заявок на участие в закупке по данному показателю оценивается общая цена контрактов (договоров) на выполнение комплексных кадастровых работ, исполненных участником закупки в период с 2018-2021 гг. в рамках которых определение координат характерных точек границ объектов недвижимости произведено геодезическим методом в условиях III (пункт 5) и V природной категории сложности местности, характеристики которых установлены Приказом Минэкономразвития России от 18.01.2012 N 14 "Об утверждении методики определения платы и предельных размеров платы за проведение кадастровых работ федеральными государственными унитарными предприятиями, находящимися в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в целях выдачи межевого плана" (раздел 3 приложения N2):
N п/п |
Номер пункта и природной категории сложности местности |
Характеристика природных категорий сложности |
1. |
III категория, пункт 5 |
Населенные пункты преимущественно одно- и двухэтажной застройки. Передвижение возможно на автомашине повышенной проходимости |
2. |
V категория, пункт 1 |
Местность горная, с большим числом скальных обнажений и осыпей. |
3. |
V категория, пункт 2 |
Местность горная, полностью заросшая кустарником и лесом, сильно расчлененная. |
4. |
V категория, пункт 3 |
Местность таежная, с завалами и подлеском, сильно заболоченная. |
5. |
V категория, пункт 4 |
Заболоченные участки тундры и лесотундры. |
6. |
V категория, пункт 5 |
Труднопроходимые болота. |
7. |
V категория, пункт 6 |
Заболоченная пойма реки, заросшая камышом и кустарником. |
8. |
V категория, пункт 7 |
Незакрепленные пески. |
Опыт выполнения работы, связанной с предметом контракта, подтверждается при наличии в заявке всех нижеперечисленных документов:
1) копии государственных и муниципальных контрактов (договоров) на выполнение комплексных кадастровых работ (в случае, если в государственные и муниципальные контракты/ договора вносились изменения (дополнения), необходимо предоставить копии дополнительных соглашений, в которых содержатся данные изменения (дополнения));
2) копии акта(ов) о приемке выполненных работ, подтверждающих исполнение контрактов (договоров) (копии всех страниц);
Согласно статьи 42.4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастровой деятельности), В результате выполнения комплексных кадастровых работ обеспечивается в установленном настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке подготовка карты-плана территории, содержащей необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ.
Согласно части 5 статьи 24.1 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости), Карта-план территории подготавливается в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, а также в форме документа на бумажном носителе. Все документы или их копии, представленные или подготовленные для включения в состав карты-плана территории в форме документа на бумажном носителе, включаются в ее состав в виде электронного образа бумажного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, или копии этого документа. Форма карты-плана территории и требования к ее подготовке, а также форма акта согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ и требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Указанная в части 5 статьи 24.1 Закона о государственной регистрации недвижимости форма и требования установлены Приказом Минэкономразвития России от 21.11.2016 N "Об установлении формы карты-плана территории и требований к ее подготовке, формы акта согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ и требований к его подготовке" (далее -Приказ Минэкономразвития).
Согласно пункту 26 Приказа Минэкономразвития, при заполнении текстовой части карты-плана территории указывается метод определения координат характерных точек границ земельных участков, контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, который применялся при осуществлении комплексных кадастровых работ, обеспечивающий точность определения таких координат в соответствии с установленными для земельных участков определенного целевого назначения и разрешенного использования требованиями к точности:
1) геодезический метод (например, метод триангуляции, полигонометрии, трилатерации, метод прямых, обратных или комбинированных засечек и иные геодезические методы);
2) метод спутниковых геодезических измерений (определений);
3) аналитический метод.
В отношении земельных участков, отнесенных к землям лесного фонда, землям сельскохозяйственного назначения координаты характерных точек их границ, не являющихся одновременно характерными точками границ земельных участков, отнесенных к иным категориям земель, могут определяться картометрическим методом.
Также допускается применение картометрического и (или) фотограмметрического методов определения координат характерных точек контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, границ земельных участков иных категорий (земли населенных пунктов, земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения) в комплексе с иными методами определения координат (кроме аналитического) при одновременном соблюдении следующих условий:
картографические материалы или материалы дистанционного зондирования Земли содержатся в государственных фондах пространственных данных;
указанные материалы позволяют определить значения координат характерных точек границ земельного участка, здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в соответствии с установленными для земельных участков определенного целевого назначения и разрешенного использования требованиями к точности;
указанные материалы позволяют достоверно определить положение на местности границ земельных участков (например, границы земельного участка закреплены объектом искусственного происхождения и такой объект местности отображен на используемых картографических материалах или материалах дистанционного зондирования Земли).
Таким образом, при выполнении комплексных кадастровых работ исполнитель может использовать все вышеперечисленные методы, а также самостоятельно выбрать каким методом из допустимых определять координаты характерных точек и выполнять контракт по комплексным кадастровым работам.
Соответственно, в критериях оценки заявок по показателю наличия у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, установлен только геодезический метод при наличии различных методов определения координат, что нарушает Закон о контрактной системе и ограничивает конкуренцию участников закупки.
С учетом установленных заказчиком положений в отношении наличия у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, а также с учетом вышеуказанных норм законодательства, Комиссия приходит к выводу о нарушении в данной части Заказчиком положений части 2 статьи 8, пункта 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Действия Заказчика не соответствуют требованиям части 2 статьи 8, пункта 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Жалоба ООО "ЗКАП" признана обоснованной.
По результатам внеплановой проверки выявлены следующие нарушения.
1. В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, а также требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Частью 2 статьи 42 предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно пункту 24 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление правительства N 2604), для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 28 Постановления Правительства N 2604, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
"г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок."
Между тем, в пункте 2.1. Показатель "Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта" указано следующее:
"При оценке заявок на участие в закупке по данному показателю оценивается общая цена контрактов (договоров) на выполнение комплексных кадастровых работ, исполненных участником закупки в период с 2018-2021 гг."
В нарушение вышеуказанного пункта порядок оценки и рассмотрения заявок участников открытого конкурса в электронной форме заказчик не позволяет участникам открытого конкурса в электронной форме предоставить информацию об исполненных участником закупки сведений об исполнении контрактов (договоров) за последние 5 лет, тем самым ограничивая конкуренцию среди участников, не принимая к оценке контракты и договоры, исполненные ранее 2018 года.
Действия Заказчика не соответствуют требованиям пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению электронного конкурса, заказчиком установлены требования к участникам закупки:
"в) На основании Постановления правительства РФ от 28.07.2020 г. N 1126 "О лицензировании геодезической и картографической деятельности" должны иметь действующую лицензию на осуществление геодезической и картографической деятельности, включающую в себя виды деятельности на осуществление:
- Создание и (или) обновление государственных топографических карт или государственных топографических планов;
- Создание геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций."
Согласно пункту 42 части 1 статьи 12 Федерального закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории.
В соответствии с извещением, предметом открытого конкурса в электронной форме является выполнение комплексных кадастровых работ.
С учетом вышеизложенного, при выполнении комплексных кадастровых работ по данной закупке не требуется наличие лицензии.
Действия Заказчика не соответствуют требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ЗКАП" на действия (бездействия) заказчика МКУ "КИО" МО "Ленский район" РС (Я) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение комплексных кадастровых работ в отношении кадастровых кварталов 14:14:050043, 14:14:050056, 14:14:050066, 14:14:050057, 14:14:050064, 14:14:050071 (извещение N 0116300005622000010) обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим статьи часть 2 статьи 8, пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 4 часть 1 статьи 32, пункт 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Якутского УФАС России для проведения административного расследования.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 4 марта 2022 г. N 014/06/54.1-238/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2022