Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей:
от Заказчика -
в отсутствие представителя Заявителя, извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 2247 от 28.02.2022) на действия субъекта контроля при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству общественной территории около МОУ Раздольская СОШ (д. Раздолье, ул. Береговая, д. 6Б).
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 21.02.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 685 486,73 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения извещения о проведении электронного аукциона.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что, по его мнению, Заказчиком установлено ненадлежащее описание объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Описание объекта закупки размещается в виде отдельного электронного файла.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
По доводу N 1 жалобы Заявителем оспаривается положения инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
В Приложении N 1 к Описанию объекта закупки Заказчиком установлены требования к конкретным значениям показателей, в том числе для показателя "Фанера" товара "Скамья" установлены требования:
"Не ниже I сорта изготовленная из шлифованного березового шпона, склеенного клеем класса эмиссии Е1 с предварительной заделкой (замазкой или вставками) естественных дефектов древесины".
Согласно положениям инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, содержащейся в Приложении N 3 к Извещению (далее - Инструкция), Заказчиком установлены следующие требования по заполнению заявки участника:
"В случае если Заказчик при установлении требований к минимальному значению показателя использовал: слова "минимально", "минимальная", либо "минимальное", "минимальные", либо словосочетания: "не ниже", "не ранее", либо символы: "не <", "", в том числе в комбинации со словосочетаниями "должно быть", "должен быть", "должна быть", "должны быть", то участник закупки должен представить конкретное значение равное или большее установленного в требованиях, без использования вышеуказанных слов, словосочетаний, символов (в случае установления соответствующего минимального значения показателя товара в отношении марок, классов, групп, сортов - требование к такому показателю необходимо читать как "не хуже"), если ниже не предусмотрен иной порядок предоставления сведений".
Кроме того, Комиссия обращает внимание на положение Инструкции, установленное Заказчиком, о предоставлении конкретных показателей при заполнении с использованием союза "или" в требованиях к показателю, а именно:
"Варианты значений разделённых союзом "или" либо знаком ";", Участник должен указать один из вариантов значений, не включая союз "или" либо знак ";" и не изменяя выбранный им вариант значения из представленных (указанных) Заказчиком.
Варианты значений разделённых символом "и/или", Участник должен указать один или несколько из вариантов, через знак "/" без использования слов (союзов, знаков) "и", "и/или", "или", ";", ",". Обращаем внимание Участников, что, выбрав одно или несколько из альтернативных значений показателей товара, участнику необходимо указать соответствующие характеристики товара именно для выбранного (выбранных) значения показателя, документа по стандартизации. Для не относящихся к выбранному показателю показателя товара характеристики конкретное значение не указывается".
Таким образом, Заказчиком было пояснено, что для показателя "Фанера" товара "Скамья" участнику необходимо предоставить одно из требуемых значений, не включая союз "или", например: "I сорта изготовленная из шлифованного березового шпона, склеенного клеем класса эмиссии Е1 с предварительной заделкой замазкой естественных дефектов древесины".
Исходя из указанного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований считать данный довод Заявителя обоснованным.
По доводу N 2 жалобы Заявителем оспариваются положения Инструкции, в соответствии с которыми, по мнению Заявителя, не представляется возможным заполнить заявку на участие в электронном аукционе с конкретным предложением по показателю "Покрытие обшивки" по товару "Урна".
Так, конкретным требованием к показателю "Покрытие обшивки" по товару "Урна" Заказчиком установлено требование - "должно быть тонировочным составом с антисептиком и лаком; окрашено краской".
Инструкцией для данного требования установлены положения:
"Установление показателей, для которых указаны варианты значений, обусловлено наличием альтернативных показателей (свойств) товара, его характеризующих, которые соответствуют потребностям заказчика и/или техническим регламентам. Данный тип показателей относится к показателям, которые определены Законом о контрактной системе как показатели, значения которых не могут изменяться. При этом Заказчиком, исходя из собственных потребностей и руководствуясь статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, во избежание создания условий, ограничивающих конкуренцию, установлены варианты таких значений, каждый из которых удовлетворяет потребностям Заказчика (что обусловлено технологическими и функциональными особенностями товара, поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, и связано с тем, что в зависимости от определенных параметров требуемого товара, он может обладать конкретным значением или несколькими значениями, которые удовлетворяют потребностям заказчика).
Варианты значений, разделённых союзом "или" либо знаком ";", Участник должен указать один из вариантов значений, не включая союз "или" либо знак ";" и не изменяя выбранный им вариант значения из представленных (указанных) Заказчиком".
Таким образом, Инструкция исчерпывающим образом дает указание на описание показателя. При этом Комиссия отмечает, что покрытие обшивки урны "тонировочным составом с антисептиком и лаком" или "окрашено краской" эта два взаимно исключающих состава.
Исходя из вышеуказанного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований считать указанный довод жалобы обоснованным.
По доводу жалобы N 3 Заявителем также оспариваются положения Инструкции для заполнения заявки участника по показателю "Сечение досок" товара "Скамья".
Так, конкретным требованием к показателю "Сечение досок" по товару "Скамья" Заказчиком установлено требование - "наименьшее значение:80х35мм и наибольшее значение 120х40мм".
Инструкцией установлены положения:
"В случае если в требуемой Заказчиком характеристике товара, определяющие габаритные размеры, установлено значение показателя, состоящее из слов/словосочетаний и/или символов предусмотренных для обозначения максимальных и/или минимальных значений показателя отраженных в настоящей инструкции, в том числе в комбинации со словосочетаниями "должно быть", "должен быть", "должна быть", "должны быть" и
символом ":" перед числительными сопровождающимися знаком "х", то Участник закупки должен представить сведения по конкретному значению характеристики (высоты и/или ширины и/или глубины и/или длинны) товара, при этом все значения подлежат изменению в порядке, предусмотренном настоящей инструкции, при этом каждое числовое значение представляется через символ "х".
Исходя из указанного, Заявителю необходимо было руководствоваться вышеуказанным положением Инструкции для заполнения заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, исходя из представленных материалов и положений Инструкции, Комиссия приходит к выводу, что описание объекта закупки Заказчиком составлено без нарушений Закона о контрактной системе, положения Инструкции содержат необходимые требования по ее заполнению.
Исходя из вышеуказанного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Задорожного М.В. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 4 марта 2022 г. N 047/06/42-420/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2022