Резолютивная часть решения объявлена 03.03.2022 г.
Решение в полном объеме изготовлено 09.03.2022 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "_" - руководитель Тывинского УФАС России;
Члены Комиссии:
"_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_"- специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении обращения:
от государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" (далее - ГКУ РТ "Госстройзаказ", заказчик):
- "_" действующая на основании доверенности от 10.02.2022 года;
от Общества с ограниченной ответственностью "ПГС-Профи" (далее - ООО "ПГС-Профи", общество);
- "_"действующий на основании доверенности от 14.02.2022 года N 1,
рассмотрев обращение (вх. N 779 от 25.02.2022 года) ГКУ РТ "Госстройзаказ" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "ПГС-Профи" (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Красноармейская, д. 76, этаж 1, офис 28, ИНН: 170105447, КПП: 170101001, ОГРН: 1141719000631, дата регистрации юридического лица: 12.05.2014 года), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 151-21 от 21.06.2021 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0112200000821002496 "Капитальный ремонт здания МБОУ СОШ по ул. Ленина, 28 в с. Кочетово Тандинского кожууна Республики Тыва", Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 28.02.2022 года N 52 и в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0112200000821002496.
В ходе заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель заказчика поддержала доводы, изложенные в обращении в полном объеме, а также пояснила, что акты осмотра ГКУ РТ "Госстройзаказ" от 12.01.2022 года N ЭО-ОБ-21/1, от 11.02.2022 года N ЭБ-ОБ-303/1, которым были зафиксированы недостатки выполненных работ в адрес ООО "ПГС-Профи" не направлялись, представитель общества в ходе проведения проверки не присутствовал.
Согласно письменным (вх. N 860 от 03.03.2022 года) и устным пояснениям представителя ООО "ПГС-Профи" следует, что нарушение сроков исполнения контракта было вызвано в связи с завышением цен на строительные материалы, большая часть работы (более 70 %) была выполнена в августе 2021 года, в период исполнения контракта со стороны заказчика претензий и замечаний не имелось, также акты осмотра объекта обществом не были получены, что лишило ООО "ПГС-Профи" устранить выявленные в работе недостатки.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-26/2022, а также выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 28.05.2021 года размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0112200000821002496 "Капитальный ремонт здания МБОУ СОШ по ул. Ленина, 28 в с. Кочетово Тандинского кожууна Республики Тыва", начальная (максимальная) цена контракта: 16 637 760,00 рублей.
Согласно документации электронного аукциона и извещению о проведении электронного аукциона N 0112200000821002496 заказчиком является ГКУ РТ "Госстройзаказ".
Согласно протоколу проведения электронного аукциона N 0112200000821002496 от 07.06.2021 года до окончания срока подачи заявок поступило 14 заявок со следующими ценовыми предложениями:
Идентификационный номер заявки |
Предложенная цена |
Время подачи предложения |
Вид аукциона |
Идентификационный номер заявки |
Предложенная цена |
Время подачи предложения |
Вид аукциона |
109923328 |
15 054 336,00 руб. |
07.06.2021 06:39:09 (по московскому времени) |
понижение |
109973800 |
15 152 524,80 руб. |
07.06.2021 06:33:26 (по московскому времени) |
понижение |
109927352 |
15 250 713,60 руб. |
07.06.2021 06:24:29 (по московскому времени) |
понижение |
109926466 |
15 839 846,40 руб. |
07.06.2021 06:11:01 (по московскому времени) |
понижение |
109975018 |
16 232 601,60 руб. |
07.06.2021 06:09:21 (по московскому времени) |
понижение |
109974404 |
16 625 356,80 руб. |
07.06.2021 06:08:01 (по московскому времени) |
понижение |
109967992 |
16 919 923,20 руб. |
07.06.2021 06:06:35 (по московскому времени) |
понижение |
109923650 |
17 705 433,60 руб. |
07.06.2021 06:02:21 (по московскому времени) |
понижение |
109975425 |
19 600 000,00 руб. |
07.06.2021 06:58:47 (по московскому времени) |
понижение |
109966678 |
(нет) |
(нет) |
понижение |
109974522 |
(нет) |
(нет) |
понижение |
109974677 |
(нет) |
(нет) |
понижение |
109974687 |
(нет) |
(нет) |
понижение |
109975704 |
(нет) |
(нет) |
понижение |
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0112200000821002496 от 08.06.2021 года заявки 5 участников закупки признаны соответствующими требованиям законодательства о контрактной системы и аукционной документации, победителем признан участник закупки N 109973800 (ООО "ПГС-Профи").
21.06.2021 года между ГКУ РТ "Госстройзаказ" и ООО "ПГС-Профи" заключен государственный контракт N 151-21 "Капитальный ремонт здания МБОУ СОШ по ул. Ленина, 28 в с. Кочетово Тандинского кожууна Республики Тыва".
Поскольку решение ГКУ РТ "Госстройзаказ" об одностороннем расторжении контракта принято 22.12.2021 года, то к данным правоотношениям применяются положения Закона о контрактной системе в редакции Федеральных законов от 02.07.2021 года N 344-ФЗ, N 351-ФЗ (далее по тексту Закон о контрактной системе в указанной редакции).
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 11.4 государственного контракта N 151-21 от 21.06.2021 года предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта.
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Следовательно, у исполнителя в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнению.
22.12.2021 года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 151-21 от 21.06.2021 года и в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе размещено в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 22.12.2021 года.
Кроме того, как следует из представленных в материалы дела документов, решение заказчика от 22.12.2021 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 151-21 от 21.06.2021 года направлено в адрес ООО "ПГС-Профи" посредством услуг почтовой связи АО "Почта России" заказным письмом с уведомлением о вручении (номер почтового отправления 66700766002053), которое возвратилось заказчику в связи с истечением срока хранения.
С учетом изложенного, в силу требований части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления ООО "ПГС-Профи" о принятом Заказчиком решении является 22.01.2022 года, то есть дата, следующая за датой истечения тридцати дневного срока с даты размещения решения заказчика от 22.12.2021 года об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС. Следовательно, датой вступления в силу указанного решения от 22.12.2021 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 151-21 от 21.06.2021 года в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, при отсутствии со стороны исполнителя действия по устранению нарушений условий контракта, является 02.02.2022 года.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
При этом, необходимо различать неисполнение контракта, как нарушение гражданско-правовых обязательств в результате обычной хозяйственной деятельности, от нарушений гражданско-правовых обязательств в результате недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), злоупотребления им правами.
Кроме того, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено Комиссией Тывинского УФАС России, основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 151-21 от 21.06.2021 года является не выполнение подрядчиком в полном объеме своих обязательств по заключенному государственному контракту N 151-21 от 21.06.2021 года в установленный срок.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 3.2 государственного контракта N 151-21 от 21.06.2021 года: "Срок выполнения Работ по Контракту: с даты заключения контракта в течение 120 календарных дней (но не позднее 01 октября 2021 года) в соответствии с графиком выполнения работ, график финансирования (Приложение N 2)".
В соответствии с пунктом 6.1 государственного контракта N 151-21 от 21.06.2021 года: "Приемка и оплата выполненных работ, в том числе их отдельных этапов, осуществляется на основании первичных учетных документов, подтверждающих их выполнение, составленных после завершения выполнения конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ (этапов работ) на основании сметы контракта, графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных работ (при наличии), условиями контракта, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации".
В силу пункта 6.9 государственного контракта N 151-21 от 21.06.2021 года: "Подрядчик сдает Государственному заказчику выполненные Работы и представляет акты о приемке выполненных работ (форма N КС-2) с отметками о приемке выполненных Работ лицами, ответственными за осуществление технического надзора, и справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3)".
Пунктом 6.10. государственного контракта N 151-21 от 21.06.2021 года определено: "Государственный заказчик обязан в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня представления Подрядчиком вышеуказанных документов, подписать их или направить Подрядчику мотивированный письменный отказ в подписании с указанием соответствующих причин. Повторное рассмотрение Государственным заказчиком представленных Подрядчиком документов производится после устранения последним причин отказа в подписании документов в установленном настоящим пунктом порядке".
Согласно пункту 6.11 государственного контракта N 151-21 от 21.06.2021 года: "Подписание Государственным заказчиком актов о приемке выполненных работ (форма N КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) фиксирует заявленный Подрядчиком в качестве выполненного объем Работ, определяет стоимость таких работ, не является окончательной приемкой работ по Контракту и не препятствует последующему заявлению Государственным заказчиком требований об устранении выявленных недостатков".
Пунктом 14.2 государственного контракта N 151-21 от 21.06.2021 года установлено: "Срок действия настоящего Контракта является существенным условием и определен со дня заключения Контракта до 31.12.2021 г. (включительно) или до полного исполнения обязательств по контракту. Его завершение не освобождает Стороны от ответственности за нарушение условий настоящего Контракта, допущенных в период срока его действия, и не прекращает обязательств Сторон".
При этом, как следует из представленных в материалы дела документов со стороны общества предпринимались меры по надлежащему исполнению условий контракта как в период срока исполнения контракта, так и по завершению его срока.
Так, ООО "ПГС-Профи" представило в материалы дела копию уведомления о завершении работ и готовности объекта к сдаче адресованного заказчику от 30.12.2021 года исх. N 13, ответ на претензию заказчика от 01.11.2021 года исх. N 1, письмо о направлении документов от 22.12.2021 года исх. N 2 согласно которому в адрес заказчика направлены документы о выполненных работах (счет-фактура, справа о стоимости выполненных работ и затрат, акты о приемке выполненных работ), также копия исполненного контракта N 305-21 от 11.10.2021 года.
С учетом изложенного, с момента заключения контракта и до вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от его исполнения, ООО "ПГС-Профи" не теряло интереса к его исполнению, принимало меры по его исполнению, но в силу, в том числе объективных причин, не смогло исполнить его в установленный срок.
При таких обстоятельствах, с учетом имеющихся в материалах дела документов, действий сторон контракта, в том числе фактическое не предоставление ГКУ РТ "Гостройзаказ" возможности обществу устранить выявленные недостатки в выполненных работах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что несвоевременное исполнения обязательств по контракту в рассматриваемом случае не является безусловным основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков, также материалами дела не подтверждается факт совершения поставщиком недобросовестных действий по умышленному уклонению от исполнения обязательств по контракту как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что общество осуществляло свои гражданские права связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовало в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Государственным казенным учреждением Республики Тыва "Госстройзаказ" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ПГС-Профи" (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Красноармейская, дом 76, этаж 1, офис 28, ОГРН: 1141719000631, дата присвоения ОГРН: 12.05.2014, ИНН: 1701054447, КПП: 170101001) его генерального директора и учредителя Байыр-оол Аркадия Чодураевича ИНН 170300003289, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 151-21 от 21.06.2021 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0112200000821002496 "Капитальный ремонт здания МБОУ СОШ по ул. Ленина, 28 в с. Кочетово Тандинского кожууна Республики Тыва" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 9 марта 2022 г. N 017/06/104-26/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.03.2022