Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Ант-строй" (далее - Заявитель) на действия Комиссии по осуществлению закупок ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик),Комиссией по осуществлению закупок, АО "РАД" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Р-216 Астрахань - Элиста - Ставрополь на участке км 370+000 - км 378+000, Республика Калмыкия (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0318100043422000011) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Комиссии по осуществлению закупок:
1) Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки и Закона о контрактной системе;
2) Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом сформирован протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.02.2022 N ИЭОК1 (далее - Протокол).
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок 09.03.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв заседание продолжилось 11.03.2022.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) извещение о проведении Конкурса (далее - Извещение) размещено в ЕИС - 07.02.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 024 350 356 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет Российской Федерации, КБК - 10804092440692058243;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 24.02.2022;
6) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки;
7) в соответствии подпунктом 4 пункта 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся поскольку по результатам рассмотрения единственной заявки на участие в Конкурсе Комиссия по осуществлению закупок отклонила такую заявку.
1. Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Согласно Извещению объектом закупки является капитальный ремонт автомобильной дороги.
Извещением установлены, в том числе дополнительные требования, предъявляемые к участникам Конкурса в соответствии с позицией 17 Постановления N 2571.
Согласно позиции 17 Постановления N 2571 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги предъявляется требование о наличии следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
При этом цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 позиции 17 Постановления N 2571, относятся:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
В соответствии со вторым абзацем подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571 подтверждением соответствия участников закупки дополнительным требованиям, считается, в том числе акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ и являющийся последним актом, составленным при исполнении такого договора.
В абзаце третьем подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571 установлено, что ценой выполненных работ считается общая цена (сумма цен) работ, указанная в акте (актах) приемки выполненных работ. При этом если при исполнении такого договора составлено несколько актов приемки выполненных работ, участниками закупки направляются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе все такие акты.
Согласно пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Из Протокола следует, что Комиссией по осуществлению закупок принято решение о несоответствии информации и документов Заявителя, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в Извещении.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что Заявителем в соответствии с требованиями пункта 2 позиции 17 Постановления N 2571 представлен государственный контракт от 19.05.2020 N 77 на выполнение работ по объекту: Капитальный ремонт автомобильной дороги А-167 Кочубей - Нефтокумск - Зеленокумск - Минеральные Воды на участке км 251+000 - км 267+000, Ставропольский край (далее - Контракт).
Вместе с тем в ходе изучения приложенных документов, Комиссией по осуществлению закупок установлено, что работы по Контракту не завершены, что подтверждается информацией, размещенной в ЕИС, а также представленными в составе заявки Заявителя копиями актов о приемке выполненных работ КС-2 на сумму 1 650 529 368 рублей, копиями справок КС-3 о стоимости выполненных работ и затрат на сумму 1 650 529 368 рублей.
Комиссией установлено, что цена Контракта в соответствии с дополнительным соглашением по Контракту от 23.06.2020 N 2 составляет 1 650 538 468 рублей.
Вместе с тем Комиссией установлено, что Контракт не исполнен в полном объеме, поскольку в заявке Заявителя не представлены все акты по всем выполненным работам, предусмотренным Контрактом.
При этом представителем Заявителя на заседании подтверждено, что часть работ, предусмотренных Контрактом, не выполнена.
Учитывая изложенное, а также представленные на заседании Комиссии материалы, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что указанный Контракт исполнен в полном объеме и соответствует дополнительным требованиям, установленным Постановлением N 2571.
При этом представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Из жалобы Заявителя следует, что Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом сформирован Протокол.
В соответствии с пунктом 2 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать информацию о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным Законом о контрактной системе, с обоснованием такого решения и указанием положений Закона о контрактной системе, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки.
Вместе с тем Комиссия, изучив Протокол, приходит к выводу, что в Протоколе отсутствуют указания на положения Извещения, которым не соответствует заявка Заявителя, а также в Протоколе не содержится обоснование решения Комиссии по осуществлению закупок об отклонении заявки Заявителя на участие в Конкурсе.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Комиссии по осуществлению закупок нарушают пункт 2 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Вместе с тем у Комиссии отсутствуют документы и сведения, позволяющие прийти к выводу о том, что указанное нарушение
Закона о контрактной системе повлияло на результаты определения подрядчика.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. В силу части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии.
Пунктом 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Пунктом 26 Извещения установлен размер обеспечения гарантийных обязательств: 0,10% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 1 024 350, 36 рублей.
При этом пунктом 26 Извещения установлены следующие положения: "Порядок предоставления обеспечения гарантийных обязательств, требования к такому обеспечению: за 10 дней до предполагаемой окончательной приемки выполненных работ Исполнитель представляет Заказчику обеспечение гарантийных обязательств путем предоставления безотзывной банковской гарантии или внесения денежных средств на счет Заказчика. Способ обеспечения гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются участником закупки, с которым заключается (заключен) контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц".
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Извещении условие о возможности предоставления обеспечения гарантийных обязательств посредством банковской гарантии не соответствуют части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем у Комиссии отсутствуют документы и сведения, позволяющие прийти к выводу о том, что указанное нарушение
Закона о контрактной системе повлияло на результаты определения подрядчика.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ант-строй" обоснованной в части пункта 2 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 2 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
5. Передать материалы от 11.03.2022 по делу N 28/06/105-566/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
(499) 755-23-23 (088-580)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 марта 2022 г. N 28/06/105-566/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2022