рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение АО "АГЗ РТ" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ПАО "Сбербанк" (далее - Банк) при проведении МАУ "Оздоровительный центр "Сокол" МО "город Сарапул" (далее - Заказчик), ГКУ Удмуртской республики "Региональный центр закупок удмуртской республики" (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения контракта на приобретение объекта капитального строительства общей площадью не менее 6000м2 для размещения многофункционального спортивного центра (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС)
- 0813500000122000948) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Банка в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Банка при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
Согласно обращению Заявителя, от Банка не поступила информация об отсутствии на специальном счете заблокированных денежных средств в регламентированный Законом о контрактной системе срок.
Представитель Банка на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Банк действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения обращения Заявителя на действия Оператора электронной площадки 11.03.2022 в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 14.03.2022.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при проведении Аукциона:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 11.02.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 109 000 000 рублей;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 21.02.2022;
5) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
6) дата подачи предложений о цене контракта - 21.02.2022;
7) предложения о цене контракта подавал 1 участник закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе;
В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 статьи 99 Закона о контрактной системе, осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций при осуществлении такими банками, корпорацией, гарантийными организациями действий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта "б" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки не позднее десяти минут с момента получения заявки на участие в закупке, поданной до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, направляет в банк, в котором открыт специальный счет, информацию о реквизитах такого счета и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке.
Согласно подпункту "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе банк не позднее сорока минут с момента получения информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе, осуществляет блокирование денежных средств на специальном счете в размере обеспечения заявки на участие в закупке и направляет информацию об осуществленном блокировании оператору электронной площадки. В случае отсутствия на специальном счете незаблокированных денежных средств в этом размере банк такое блокирование не осуществляет и в указанный срок направляет оператору электронной площадки информацию об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае получения от банка информации об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке, оператор электронной площадки осуществляет в соответствии с подпунктом е" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе возврат заявки подавшему ее участнику закупки.
Пунктом 6 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что одновременно с возвратом заявки на участие в закупке, предусмотренным пунктом 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки направляет участнику закупки, подавшему такую заявку, уведомление о возврате заявки на участие в закупке с указанием оснований ее возврата. Возврат заявок на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, не допускается.
Заявитель на заседании Комиссии пояснил, что Банком не предоставлен ответ в установленный Законом о контрактной системе срок Заявителю на запрос о блокировании денежных средств для обеспечения заявки на участие в Аукционе АО "Республиканская строительная компания" (далее - Участник).
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Участником 18.02.2022 в 15:17 Аукциона подана заявка на участие в Аукционе, в связи с чем Заявителем на основании подпункта "б" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе направлен запрос в Банк на блокирование денежных средств для обеспечения заявки на участие в Аукционе Участника. При этом денежные средства на специальном счете Участника 18.02.2022 в 15:23 заблокированы Банком.
При этом Участник 19.02.2022 в 19:49 отозвал заявку на участие в Аукционе, затем 19.02.2022 в 19:51 Участником повторно подана заявка на участие в Аукционе, в связи с чем Заявителем направлен запрос в Банк на блокирование денежных средств Участника 19.02.2022 в 19:51 (далее - Запрос).
Однако Банком в срок, предусмотренный подпунктом "в" пункту 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе, не направлена информация Заявителю об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке Участника, а также не направлена информация об осуществлении блокирования Оператору электронной площадки.
На заседании Комиссии представитель Банка пояснил, что Запрос на блокирование денежных средств Участника отклонен в связи с тем, что указанный запрос определился в системе Банка как дубликат ранее направленного в Банк запроса на блокирование средств на счете Участника.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Банка нарушают подпункт "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Кроме того, представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил что, Заявителем возвращена заявка на участие в Аукционе на основании пункта 6 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, поскольку ответ от Банка о блокировании денежных средств на специальном счете Участника не поступил в срок, регламентированный Законом о контрактной системе.
Таким образом, учитывая установленный пунктом 6 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе запрет на возврат заявки, не предусмотренным пунктом 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки нарушают пункт 6 часть 6 статьи 43 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что контракт заключен, Комиссией предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдается.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Банка нарушение подпункта "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение пункта 6 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе.
3. 3. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы от 14.03.2022 по делу N 22/44/99/85 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 марта 2022 г. N 22/44/99/85
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2022