Резолютивная часть решения оглашена 11.03.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 16.03.2022.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России) в составе: "_"
при участии представителей:
- автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Региональный центр переподготовки кадров управления" - "_" (по доверенности),
- областного казенного учреждения "Центр занятости населения Липецкой области" - "_" (по доверенности),
рассмотрев жалобу автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Региональный центр переподготовки кадров управления" на действия областного казенного учреждения "Центр занятости населения Липецкой области" при проведении электронного аукциона на оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию безработных граждан по программе профессиональной переподготовки "Организация кадровой работы, делопроизводство и архивоведение" (реестровый номер 0346200003822000002) (далее - электронный аукцион), а также другие документы (копии), представленные сторонами, проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России N 95 от 05.03.2022,
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России поступила жалоба автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Региональный центр переподготовки кадров управления" (далее - заявитель) на действия областного казенного учреждения "Центр занятости населения Липецкой области" (далее -заказчик) при проведении электронного аукциона.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России в единой информационной системе в сфере закупок.
Представитель заявителя по доводам жалобы пояснил, что заказчиком при проведении электронного аукциона допущены ряд нарушений Закона о контрактной системе и антимонопольного законодательства:
1) на электронной площадке не опубликован протокол подведения итогов электронного аукциона, а размещены лишь сведения о результатах рассмотрения заявок;
2) в размещенных на электронной площадке сведениях указано, что заявки рассматривались двумя членами комиссии, что указывает на отсутствие кворума этого коллегиального орган.
Дополнительно представитель заявителя сообщил, что считает неправомерными действия заказчика по не установлению ограничений для участия в закупке в соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе.
Представители заказчика не согласны с жалобой, представили письменные возражения.
Относительно доводов жалобы о наличии признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Комиссия Липецкого УФАС России полагает необходимым отметить следующее.
Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Таким образом, организационные и правовые основы защиты конкуренции регулируются названным выше Законом.
В случае поступления в антимонопольный орган заявлений и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях каких-либо субъектов, антимонопольный орган может признать нарушения обозначенного законодательства исключительно на основании решения, принятого комиссией по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Порядок рассмотрения заявлений, поданных в антимонопольный орган о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также порядок возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства установлен главой 9 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, в рамках рассмотрения обозначенной жалобы Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области, осуществляющая свои полномочия в рамках норм Закона о контрактной системе, не вправе давать оценку указанным действиям заказчика на предмет наличия нарушений Закона о защите конкуренции.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта - 734 000,00 руб.
25.02.2022 участниками электронного аукциона осуществлена подача ценовых предложений.
Подведение итогов электронного аукциона назначено на 01.03.2022.
Согласно ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В ходе анализа сведений, размещенных в ЕИС и на электронной площадке - Сбербанк-АСТ, установлено, что 01.03.2022 аукционной комиссией рассмотрены в установленном порядке поступившие заявки участников.
При этом по итогам рассмотрения заявок заказчиком сформирован протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.03.2022 NИЭА1 с использованием доступного функционала электронной площадки и размещен на электронной площадке и в ЕИС.
Необходимо отметить, что ст. 49 Закона о контрактной системе не предусмотрено формирования закупочной комиссией бумажного протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и размещение его в ЕИС и на электронной площадке.
Следовательно, довод жалобы о не размещении заказчиком протокола подведения итогов не находит своего подтверждения.
В силу требований ст. 39 Закона о контрактной системе, для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее в настоящей статье - комиссия). Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. Число членов комиссии должно быть не менее чем три человека. Комиссия правомочна осуществлять свои функции, если в заседании комиссии участвует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов.
Как следует из представленных заказчиком документов, для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) им создана единая комиссия в составе председателя и двух членов комиссии.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.03.2022 NИЭА1, сформированного с использованием функционала электронной площадки, рассмотрение заявок осуществлялось двумя членами единой комиссии, что составляет более пятидесяти процентов общего числа ее членов.
При таких обстоятельствах, рассмотрение заявок осуществлялось единой комиссией заказчика, соответствующей требованиям ст. 39 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы об отсутствии кворума единой комиссии для рассмотрения заявок участников признается необоснованным.
Также Комиссия полагает необходимым указать следующее.
Статьей 30 Закона о контрактной системе определено, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
По смыслу требований ст. 30 Закона о контрактной системе, с целью соблюдения установленной обязанности о размещении закупок для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не менее установленного объема, заказчик может провести закупку, участниками которой могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн руб., а также осуществить закупку с учетом положений ч. 5 настоящей статьи.
Следовательно, заказчик самостоятельно определяет закупки, которые он будет размещать для указанной категории участников и которые он будет учитывать в обязательном объеме - не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок - для такого размещения.
В извещении о проведении рассматриваемого электронного аукциона заказчиком не установлено, что участникам закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Комиссия отмечает, что поскольку нормативными актами не регламентировано размещение закупок, аналогичных рассматриваемому электронному аукциону, исключительно у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в действиях заказчика, не установившего преимущества для данных лиц, не усматриваются нарушения ст. 30 Закона о контрактной системе.
При этом, сделать вывод о несоблюдении заказчиком установленного объема для размещения закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не представляется возможным ввиду того, что в расчет принимаются закупки, размещенные в течение отчетного года, который еще не истек.
Руководствуясь Законом о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Региональный центр переподготовки кадров управления" на действия областного казенного учреждения "Центр занятости населения Липецкой области" при проведении электронного аукциона на оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию безработных граждан по программе профессиональной переподготовки "Организация кадровой работы, делопроизводство и архивоведение" (реестровый номер 0346200003822000002) необоснованной.
2. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о наличии признаков антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 11 марта 2022 г. N 048/06/105-271/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2022