Резолютивная часть решения оглашена 11.03.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 16.03.2022.
На основании ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее -Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России) в составе: "_"
рассматривается обращение администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации (далее также- заказчик), содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта от 01.04.2021 N0146300010321000009-ЭА на выполнение работ по строительству объекта: "Реконструкция существующего здания МБОУ СОШN3 г. Лебедянь со строительством нового корпуса и перехода. Этап 1. Строительство дополнительного корпуса на 500 мест." (реестровый номер контракта 3481100224621000028), заключенного с ООО "Стандартстрой" по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0146300010321000009, а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями ООО "Стандартстрой" условий контракта.
На основании п.13 Правил, приказа Липецкого УФАС России Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Проверка проведена при участии представителей:
- ООО "Стандартстрой" - "_" (по доверенности),
- администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации - "_" (по доверенности).
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.
В Липецкое УФАС России 04.03.2022 от заказчика поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "Стандартстрой" (далее по тексту также - подрядчик) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 01.04.2021 N0146300010321000009-ЭА на выполнение работ по строительству объекта: "Реконструкция существующего здания МБОУ СОШN3 г. Лебедянь со строительством нового корпуса и перехода. Этап 1. Строительство дополнительного корпуса на 500 мест." (реестровый номер контракта 3481100224621000028).
01.04.2021 заказчиком и подрядчиком заключен контракт N0146300010321000009-ЭА на выполнение работ по строительству объекта: "Реконструкция существующего здания МБОУ СОШN3 г. Лебедянь со строительством нового корпуса и перехода. Этап 1. Строительство дополнительного корпуса на 500 мест." (реестровый номер контракта 3481100224621000028) (далее -контракт; договор).
В силу раздела 1 контракта, Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется выполнить работы по строительству объекта: "Реконструкция существующего здания МБОУ СОШN3 г. Лебедянь со строительством нового корпуса и перехода. Этап 1. Строительство дополнительного корпуса на 500 мест." (далее - Объект), в соответствии с документацией о закупке, проектной документацией, Приложениями NN 1-4 к Контракту, Градостроительным кодексом РФ, техническими регламентами, строительными нормами и правилами.
Подрядчик обязуется выполнить предусмотренные настоящим Контрактом работы в следующие сроки: Срок выполнения работ - с даты подписания Контракта до 15 июня 2022 года. Срок действия контракта - с даты подписания Контракта до 31 декабря 2022 года (раздел 3 контракта).
Согласно сведениям, размещенным в разделе "реестр контрактов" ЕИС, подрядчик выполнил работы общей стоимостью 21 254 975,43 рублей, а заказчик оплатил выполненные работы на сумму 15 565 333,33 рублей.
Пунктом 13.3 контракта установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
13.3.1. Внесение без предварительного письменного согласования с Заказчиком изменений в проектную документацию.
13.3.2. Если Подрядчик не приступил к выполнению работ (этапу работ) в течение 5 (пяти) календарных дней с момента, предусмотренного условиями Контракта.
13.3.3. Нарушение Подрядчиком сроков выполнения работ (этапов работ) по Объекту на 5 (пять) календарных дней и более.
13.3.4. Установление факта проведения ликвидации Подрядчика - юридического лица или наличия решения Арбитражного суда о признании Подрядчика банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства.
13.3.5. Несоблюдение (отступления от требований, предусмотренных настоящим Контрактом, проектной документацией, стандартами, нормами и правилами, а также иными действующими нормативно-правовыми актами) Подрядчиком требований по качеству работ и/или технологии проведения работ.
Несоблюдение Подрядчиком требований по качеству работ и/или технологии проведения работ фиксируется в Журнале производства работ, а также Акте об обнаружении недостатков (дефектов).
13.3.6. Использование некачественных материалов, изделий и конструкций, выявленных Заказчиком в ходе осуществления строительного контроля.
13.3.7. Если результаты работ (этап работ) имеют существенные или неустранимые недостатки.
13.3.8. Если Подрядчик, чье членство в СРО обязательно, будет исключен из нее.
13.3.9. Установление факта приостановления деятельности Подрядчика в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
13.3.10. Нарушение иных условий, предусмотренных настоящим Контрактом.
04.02.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения на основании п. 13.2 контракта. При этом в приложении к данному решению содержатся невыполненные своевременно подрядчиком виды работ и количество дней просрочки выполнения работ. Контракт расторгнут 04.03.2022.
На заседание Комиссии подрядчиком представлена переписка с заказчиком, из которой следует, что проектная документация, на основании которой должны выполняться работы, имеет ряд недостатков, неучтенных решений, которые не позволили подрядчику выполнить определенные виды работ в обозначенные контрактом сроки.
Так, в ходе выполнения подрядчиком работ при разработке грунта в котловане было обнаружено значительное количество крупных фрагментов заброшенного фундамента, сведения о чем отсутствовали в проектной документации.
Своим письмом от 21.04.2021 N277 подрядчик уведомил об этом заказчика и приостановил работы.
Также в ходе выполнения работ подрядчиком было выявлено на территории строительной площадки неэксплуатируемой теплотрассы, сведения о которой отсутствовали в проектной документации.
Данные вопросы были разрешены 05.10.2021 путем заключения сторонами дополнительного соглашения, устанавливающего дополнительные виды работ для выполнения подрядчиком.
Более того, подрядчиком представлено письмо от 14.04.2021 N273, в котором им приостанавливаются работы в связи с выявлением действующей линии электропередачи ВЛ-04, кВ, пересекающей зону застройки, сведения о наличии которой также отсутствуют в проектной документации.
Представители подрядчика сообщили, что данный вопрос так и не разрешен заказчиком.
В письме от 13.07.2021 N331 подрядчик сообщил заказчику о невозможности выполнения работ рельсовых подкрановых путей для монтажа башенного крана в связи с отсутствием в выданной технической документации соответствующего раздела, а также в связи с наличие на участке, на котором предусмотрено устройство рельсового кранового пути, обнаруженного старого фундамента.
Однако, как пояснили представители подрядчика, до настоящего времени необходимый раздел проектной документации так и не выдан заказчиком.
Более того, представители подрядчика сообщили, что в технической документации содержится раздел "сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" разработан на основании технических условий ПАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" от 30.12.2019 N20608604. При этом техническая документация не была согласования с данной организацией.
Из представленных подрядчиком писем следует, что он неоднократно сообщал заказчику о невозможности проведения работ при наличии несогласованного с ПАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" указанного раздела проектной документации. При этом подрядчик приостанавливал выполнение работ.
Вместе с тем, из представленных документов следует, что технические условия ПАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" от 30.12.2019 N20608604 отозваны, а заказчиком заключен договор с АО "Россети Центр" от 14.09.2021 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, которые также направлен проектной организации для корректировки проекта, после чего сторонами должно быть заключено дополнительное соглашение к контракту.
Однако из представленных сторонами документов не следует, что соответствующее дополнительное соглашение было ими заключено.
Комиссии сторонами также представлены письма, из которых следует, что в технической документации и смете имелся ряд разночтений, которые также препятствовали подрядчику в выполнении работ.
В силу ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ), подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
На заседании Комиссии подрядчик представленными материалами доказал обстоятельства того, что нарушение сроков выполнения работ по контракту обусловлено недостатками проектной документации, то есть независящими от него обстоятельствами.
Разделом 12 контракта установлено, что стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по Контракту, если оно явилось следствием действия обстоятельств непреодолимой силы, возникших помимо воли и желания Сторон, и которые нельзя было предвидеть или предотвратить, включая объявленную или фактическую войну, гражданские волнения, эпидемии, блокаду, эмбарго, землетрясения, наводнения, пожары и другие обстоятельства непреодолимой силы. Сторона, которая не исполняет своего обязательства вследствие действия непреодолимой силы, должна немедленно известить другую Сторону о препятствии и его влиянии на исполнение обязательств по Контракту. Если, по мнению Сторон, работы могут быть продолжены в порядке, действовавшем согласно настоящему Контракту до начала действия обстоятельств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по настоящему Контракту продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы и их последствия.
Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Исходя из вышеизложенного, Комиссией установлено, что подрядчик действовал добросовестно и принял все меры для надлежащего исполнения обязательств, вины подрядчика в нарушении сроков выполнения работ не имеется.
Следовательно, с учетом положений контракта об обстоятельствах непреодолимой силы, гражданского законодательства установлено, что у заказчика отсутствовали основания для одностороннего отказа от исполнения контракта.
При таких обстоятельствах, заказчиком допущено нарушение ч.ч. 8-9 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу п.15 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В связи с вышеизложенным, учитывая допущенные заказчиком нарушения ст. 95 Закона о контрактной системе, доказанность подрядчиком факта принятия им мер для надлежащего исполнения условий контракта, которое, в итоге, оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, сведения подрядчике не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст. 104 Закона о контрактной системе, Правилами,
РЕШИЛА:
1. Отказать во включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "Стандартстрой" (ИНН "_").
2. В действиях заказчика установлено нарушение ч.ч. 8, 9 ст. 95 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы проверки должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 11 марта 2022 г. N РНП-48-34-м/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2022