Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей:
Публичного акционерного общества "Р_." филиал по Республике Мордовия _, действующей на основании доверенности N0602/29/28/21 от 21.07.2021 года со сроком действия до 19.07.2024 года; _, действующей на основании доверенности N0602/29/70/21 от 11.08.2021 года со сроком действия до 19.07.2024 года;
Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Служба заказчиков органов государственной власти Республики Мордовия в сфере информационно-коммуникационных технологий" _, действующего на основании приказа N12-к от 27.04.2021 года; _., действующего на основании доверенности N109 от 14.03.2022 года со сроком действия 1 (один) год; _, действующей на основании доверенности N102 от 11.03.2022 года со сроком действия 1 (один) год;
Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" _, действующей на основании приказа N64-л от 04.09.2020 года; _, действующей на основании доверенности б/н от 01.06.2021 года сроком действия 1 (один) год;
рассмотрев 15 марта 2022 года жалобу публичного акционерного общества "Р_" филиал по Республике Мордовия (далее - Заявитель) на действия государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Служба заказчиков органов государственной власти Республики Мордовия в сфере информационно-коммуникационных технологий" (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0809500000322000174 на оказание услуг по предоставлению информации о нарушениях правил дорожного движения транспортными средствами на контролируемых участках автомобильных дорог Республики Мордовия (далее - Конкурс), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 05 марта 2022 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 10.03.2022 года N 186 рассмотрение жалобы назначено на 14.03.2022 года в 16 часов 00 минут.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного учреждения и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Кроме того, уведомление от 10.03.2022 года N 186 о назначении дела N 013/06/42-190/2022 к рассмотрению размещено в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru и доступно для всеобщего ознакомления.
14.03.2022 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 16 часов 00 минут 15.03.2022 года рассмотрение жалобы продолжилось в прежнем составе сторон и Комиссии Мордовского УФАС России.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражений Заказчика и Уполномоченного учреждения, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
Извещение N 0809500000322000174 о проведении Конкурса размещено Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте ЕИС - 21.02.2022 21:14 (MSK (UTC+3) Москва, стандартное время).
Максимальное значение цены контракта: 100 000 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 09.03.2022 09:00.
Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке: 11.03.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 14.03.2022.
Код бюджетной классификации: 85404091320780420244.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Заказчиком, Уполномоченным учреждением в соответствии с частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе представлены письменные возражения по доводам жалобы Заявителя, которые приобщены к материалам настоящего дела.
Проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражений Заказчика, Уполномоченного учреждения, заслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
1. По мнению Заявителя Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки информации, предусмотренной подпунктами "а" и "б" части 2 раздела "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению".
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Требования к составу заявки на участие в конкурентной процедуре установлены в статье 43 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
Согласно пункта 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
Как установлено Комиссией Мордовского УФАС России 21.02.2022 года на сайте ЕИС размещено извещение о проведении Конкурса, содержащее, раздел "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению", который содержит общие положения, предусмотренные статьей 43 Закона о контрактной системе, в том числе подпункты "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. При этом, данный раздел содержит примечание, что "Информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком".
Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по предоставлению информации о нарушениях правил дорожного движения транспортными средствами на контролируемых участках автомобильных дорог Республики Мордовия. Поставка товара Заказчику в рамках оказания данной услуги не предусмотрена.
Присутствующие на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представители Заказчика пояснили, что поскольку предметом закупки является оказание услуг и поставка и передача товара по условиям контракта не предусмотрена, Заказчик не устанавливал в разделе "Описание объекта закупки" показатели характеристик товара, в отношении которых участники закупки должны сформировать предложение, следовательно, с учетом примечания, указанного в разделе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" предоставление информации, предусмотренной подпунктами "а" и "б" части 2, участником закупки не требуется.
Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России, соглашаясь с возражениями Заказчика, признает данный довод жалобы необоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе в описании объекта закупки, а также в качестве детализирующего показателя оценки установлено требование о наличие у исполнителя при оказании услуг новых комплексов (не бывших в употреблении).
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона контрактной системе).
При этом, как установлено в части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
На основании анализа указанных норм следует, что заказчик вправе при описании объекта закупки включить такие характеристики товара, работ, услуг, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, однако параметры, установленные при описании объекта закупки, не должны приводить к сокращению количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;
Согласно правовой позиции Федеральной антимонопольной службы, отраженной в письме NИА/53616/20 от 25.06.2020 года, следует, что заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи; 2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"; 3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
В силу пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункта 3 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства от 31.12.2021 года N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение), для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В силу пункта 5 Положения при проведении конкурсов с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 27 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "б" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень оборудования и других материальных ресурсов, оцениваемых по показателю, предусмотренному подпунктом "б" пункта 24 настоящего Положения, и необходимых для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие оборудования и других материальных ресурсов, предусмотренных перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право собственности на объект недвижимого имущества, выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества в собственности участника закупки);
договор аренды объекта недвижимого имущества на срок исполнения контракта, зарегистрированного в установленном порядке (если предусмотрено законодательством), с приложением акта передачи арендованного объекта недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества и выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на праве аренды);
иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки в течение срока исполнения контракта объекта недвижимого имущества на ином законном основании (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на ином законном основании);
в) к оценке принимаются документы, предусмотренные подпунктом "б" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Как указывалось выше объектом закупки является оказание услуг по предоставлению информации о нарушениях правил дорожного движения транспортными средствами на контролируемых участках автомобильных дорог Республики Мордовия. Условиями контракта передача товара в собственность Заказчику не предусмотрена.
Согласно пункта 2.1.2 требования к оказанию услуг раздела "Описание объекта закупки" следует, что "Исполнитель оказывает Услуги по предоставлению информации с не менее чем 25 стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД и не менее 2 мобильных комплексов фотовидеофиксации на контролируемых участках дорог. При оказании Услуг Исполнитель использует свои Комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД. На момент начала эксплуатации Комплексов в рамках данного Контракта они должны быть новыми (не бывшими в употреблении)".
Согласно раздела "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" Заказчиком установлены критерии оценки "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы услуги" (значимость критерия оценки: 60 %) и "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость критерия оценки: 40%), по которому установлены следующие показатели оценки: "Наличие у участников закупки деловой репутации" (значимость показателя: 50,00 %) и "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов" (значимость показателя: 50,00 %), при этом по последнему установлено качестве детализирующего показателя оценки: "Наличие для оказания услуг новых комплексов, не бывших в употреблении".
По мнению Заявителя установление требований Заказчика к наличию у потенциального исполнителя нового оборудования, необходимого для исполнения условий контракта (комплексов, не бывших в употреблении на момент их эксплуатации в рамках контракта), в то время как объектом закупки является оказание услуг при которой не предусмотрена поставка товара, влечет ограничение количества участников закупки.
Согласно возражениям Заказчика оспариваемое требование установлено Заказчиком на основании сложившегося опыта эксплуатации подобного рода оборудования на территории Республики Мордовия, а именно: новое оборудование, как правило, реже выходит из строя, в связи с чем минимизировано время простоя и потери информации о нарушениях и проездах; новое оборудование более эффективно при длительной эксплуатации за счет отсутствия износа и гарантийной поддержки производителя; большинство новых комплексов более высокотехнологичны и обладают лучшими техническим характеристиками; в программном обеспечении СПО "Паутина", предназначенном для работы ГИБДД МВД России с комплексами фотовидеофиксации нарушений ПДД, имеется ряд существенных требований, одним из которых, является оригинальность (индивидуальность) номера заводского оборудования т.е. бывшее в употреблении оборудование и зарегистрированное в СПО "Паутина" для другого региона не может быть повторно зарегистрировано в Республике Мордовия.
Исходя из изложенного, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в описании объекта закупки, а также в качестве детализирующего показателя оценки критерия "Квалификация участника закупки" требование о наличии у участника закупки нового оборудования, используемого при оказании услуг (комплексов, не бывших в употреблении на момент их эксплуатации в рамках контракта), не соответствуют положениям статьи 8, части 8 статьи 32, части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункты 1, 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан обоснованным.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя положения раздела "Описание объекта закупки" вводят участников закупки в заблуждение в части исполнения контракта с учетом того, что оборудование для линейного участка и перекрестка существенно отличается, как по составу, так и по объему услуг.
Как указывалось выше правила описания объекта закупки установлены нормами статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1.1. раздела "Проект контракта" Исполнитель в соответствии с требованиями и условиями настоящего Контракта обязуется оказать услуги по предоставлению информации о нарушениях правил дорожного движения транспортными средствами на контролируемых участках автомобильных дорог Республики Мордовия (далее - Услуги) в соответствии с техническим заданием (Приложение N1 к Контракту, являющееся его неотъемлемой частью).
Согласно пункту 2.1.2 раздела "Описание объекта закупки" Исполнитель оказывает Услуги по предоставлению информации с не менее чем 25 стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД и не менее 2 мобильных комплексов фотовидеофиксации на контролируемых участках дорог.
Контролируемый участок автомобильных дорог, согласно терминам и определениям, приведенным в рассматриваемом разделе, это линейный участок или перекресток автодорог, на котором осуществляется фиксация нарушений правил дорожного движения и проездов транспортных средств.
Исполнителем предоставляется информация о проездах ТС и нарушениях ПДД, зафиксированных Оборудованием в соответствии с Адресным планом для стационарных комплексов и действующим Планом-заданием для мобильных комплексов. Адресный план размещения Оборудования и вид фиксируемых нарушений ПДД (заполняется Исполнителем при вводе в эксплуатацию Оборудования) указан в Приложении N 2 к настоящему Техническому заданию, при этом Адресный план при согласовании с Центром может корректироваться по результатам обследования, а также по инициативе одной из Сторон (пункт 2.2.1 Описания объекта закупки).
В приложении N2 к Техническому заданию указано, что адресный план может корректироваться по результатам предварительного обследования, а также по инициативе одной из Сторон, при согласовании с другой Стороной и Центром. Адреса дислокации выбираются участником закупки из указанных самостоятельно исходя из предложенного количества стационарных Комплексов. В случае если предложенное участником закупки количество стационарных Комплексов превышает количество указанных адресов дислокации, то дополнительные адреса должны быть согласованы с Центром. Вид фиксируемых правонарушений заполняется при подготовке заявки на участие в конкурсе.
Согласно пункту 2.3.7. раздела "Описание объекта закупки" по требованию Центра и по согласованию с Государственным заказчиком обеспечить передислокацию комплексов фотовидеофиксации с учетом изменяющейся обстановки с аварийностью, но не более 10% от общего числа установленных комплексов.
Из изложенного следует, что Исполнитель самостоятельно определяет состав требуемого оборудования и объем проводимых работ в рамках заключенного контракта.
Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России признает данный довод жалобы необоснованным.
4. Заявитель в жалобе указывает на разночтения в части сроков, указанных в пунктах 2.3.12 и 2.3.14 раздела "Описание объекта закупки".
Согласно пункту 2.3.12 раздела "Описание объекта закупки" Исполнитель обязан устранять возникающие нештатные ситуации в сроки, не превышающие 3 (трех) календарных дней с момента обнаружения и регистрации неисправности. В случае если устранение нештатной ситуации оперативно на месте не представляется возможным, составлять соответствующий акт с указанием сроков устранения нештатной ситуации, который подписывается Сторонами.
В силу пункта 2.3.14 раздела "Описание объекта закупки" Исполнитель обязан оповещать Государственного заказчика и Центр не менее чем за 3 (три) рабочих дня о проведении ремонтно-настроечных и ремонтно-восстановительных работ, влияющих на функционирование Оборудования. Оповещать Государственного заказчика и Центр о проведении плановых регламентных работ, о начале - в день накануне проведения работ, о завершении - по окончанию работ с указанием результата проведенных работ.
Присутствующие на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представители Заказчика пояснили, что в пункте 2.3.14 указано о нарушениях в работе оборудования, используемого при исполнении контракта, при которых не нарушена работоспособность оборудования, но работы по устранению которых могут повлиять на функционирование оборудования (например: замена отдельных частей комплекса и т.д.), а в пункте 2.3.12 Описания объекта закупки указано о нештатных ситуациях, напрямую влияющих на функционирование оборудования и требующих проведения аварийно-восстановительных работ.
Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что в данной части в адрес Заказчика поступал запрос на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса, на который Заказчиком представлены Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 28.02.2022 NРИ4, следовательно, довод жалобы признается Комиссией Мордовского УФАС России необоснованным.
5. По мнению Заявителя Заказчиком нарушено положение подпункта "б" пункта 29 Положения в части установления подтверждения соответствия деловой репутации участника закупки вида деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, к отношении которого участнику закупки присвоен индекс деловой репутации (ОКВЭД) 62.09, в качестве связанного в предметом контракта.
В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 29 Положения показатель, предусмотренный подпунктом "г" пункта 24 настоящего Положения, может применяться исключительно при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, поставщиками (подрядчиками, исполнителями) которых в соответствии с законодательством Российской Федерации могут являться только юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели. В случае применения такого показателя оценки:
а) осуществляется оценка количественного значения индекса деловой репутации участников закупки в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
б) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
документ, предусмотренный соответствующим национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности и подтверждающий присвоение участнику закупки значения индекса деловой репутации;
связанные с предметом контракта виды деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, в отношении которых участнику закупки присвоен индекс деловой репутации.
Как установлено Комиссией Мордовского УФАС России Заказчиком в разделе "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен, в том числе показатель оценки: "Наличие у участников закупки деловой репутации" (значимость показателя: 50,00 %) с детализирующим показателем оценки "Значение индекса деловой репутации участника закупки", при этом "Оценка количественного значения индекса деловой репутации участников закупки проводится в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки деловой репутации - сертификат соответствия, содержащий сведения, указанные в приложение В ГОСТа Р 66.0.01-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. "Оцена опыта и деловой репутации субъектов предпринимтаельстукой деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы", утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 21.11.2017 г. N 1795-ст. Орган по сертификаци юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по оценке соответствия требованиям системы стандартов. Виды деятельности, связанные с предметом контракта в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, в отношении которых участнику закупки присвоен индекс деловой репутации (ОКВЭД):63.11 и /или 62.09".
Объектом рассматриваемой закупки, равно как и предметом контракта является оказание услуг по предоставлению информации о нарушениях правил дорожного движения транспортными средствами на контролируемых участках автомобильных дорог Республики Мордовия (пункт 1.1 раздела Проект контракта).
Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.04.2016 г. N Д28и-1033 Заказчик вправе самостоятельно определять код ОКПД2, максимально объективно описывающий объект закупки.
В извещении о проведении Конкурса в электронной форме N0809500000322000174 Заказчиком установлен код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 - 63.11.11.000 "Услуги по обработке данных".
Согласно введению к Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности, утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 года N 14-ст, следует, что ОКПД2 входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации, построен на основе гармонизации со Статистической классификацией продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе (КПЕС 2008). ОКПД2 предназначен для обеспечения информационной поддержки задач, связанных, в том числе с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд.
Учитывая, что КПЕС 2008 гармонизирован со Статистической классификацией видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (КДЕС Ред. 2), Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 построен на основе гармонизации с КДЕС Ред. 2, а ОКПД2 построен на основе гармонизации с КПЕС 2008, как правило, устанавливается соответствие для первых четырех знаков кодов между видом деятельности в ОКВЭД2 и результатом этого вида деятельности в виде продукции (услуги, работы) в ОКПД 2.
Из изложенного следует, что ОКВЭД2 классифицирует виды экономической деятельности хозяйствующего субъекта, а ОКПД2 - виды продукции (работы, услуги), производимой им в результате осуществления деятельности.
Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что установленному Заказчиком коду ОКПД2 - 63.11.11.000 "Услуги по обработке данных" соответствует код ОКВЭД2 - 63.11. "Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность".
Вместе с тем согласно описанию кода ОКВЭД2 - 62.09 - "Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая" следует, что:
"Эта группировка включает: - прочие информационные технологии, связанные с работой на компьютере, не включенные в другие группировки, в том числе: предоставление услуг по восстановлению компьютера после сбоя, установку (настройку) персональных компьютеров, установку программного обеспечения.
Эта группировка не включает:
- установку специализированных цифровых и аналоговых компьютеров, см. 33.20;
- разработку компьютерного программного обеспечения, см. 62.01;
- консультирование в области компьютерных систем, см. 62.02;
- управление компьютерными техническими средствами, см. 62.03;
- обработку данных и хостинг, см. 63.11".
Из приведенных норм следует, что коды ОКВЭД2 63.11 и/ или 62.09, установленные Заказчиком в детализирующем показателе критерия оценки "Квалификация участника" ("Значение индекса деловой репутации участника закупки") характеризуют различные виды услуг.
С учетом изложенного Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что услуги, подпадающие под вид деятельности согласно коду ОКВЭД2 62.09, не связаны с предметом контракта, заключаемого по результатам Конкурса, следовательно, действия Заказчика не соответствуют подпункту "б" пункта 29 Положения и нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан обоснованным.
6. Заявитель в жалобе указывает на противоречия в извещении о проведении Конкурса и раздела "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" в части требований к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
При этом, как следует из пункта 3 части 6 стать 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Комиссией Мордовского УФАС России отмечает, что Заказчиком к участникам закупки установлены единые требования, предусмотренные частями 1, 1.1, 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при этом требования в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не установлено. Аналогичные требования изложены Заказчиком в разделе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению".
Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России признает довод жалобы необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу публичного акционерного общества "Р_" филиал по Республике Мордовия на действия государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Служба заказчиков органов государственной власти Республики Мордовия в сфере информационно-коммуникационных технологий", государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0809500000322000174 на оказание услуг по предоставлению информации о нарушениях правил дорожного движения транспортными средствами на контролируемых участках автомобильных дорог Республики Мордовия обоснованной в части доводов 2, 5, указанных в жалобе.
2. Признать действия Заказчика нарушением пунктов 1, 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 15 марта 2022 г. N 013/06/42-190/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2022