Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N 92 "О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в составе: <__> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение муниципального казенного учреждения Республики Коми "Агентство по управлению муниципальным имуществом" муниципального образования городского округа "Инта" (далее - МКУ "Агентство по управлению муниципальным имуществом" МОГО "Инта", заказчик) от 28.02.2022 N 124 (вх. N 981 от 03.03.2022) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Сантехмонтаж" (далее - ООО "Сантехмонтаж") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта N 10/2021 от 23.08.2021 на ремонт здания котельной N 2 пгт. Верхняя Инта, заключенного с ООО "Сантехмонтаж" по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона, извещение N 0107300017121000134,
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 1-2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе МКУ "Агентство по управлению муниципальным имуществом" МОГО "Инта" представлено обращение о включении информации об ООО "Сантехмонтаж" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
МКУ "Агентство по управлению муниципальным имуществом" МОГО "Инта", ООО "Сантехмонтаж" надлежащим образом о времени и месте рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.
МКУ "Агентство по управлению муниципальным имуществом" МОГО "Инта" заявлено ходатайство от 10.03.2022 N 137 (вх. N 1319э. от 10.03.2022) о рассмотрении обращения в отсутствие представителя учреждения.
ООО "Сантехмонтаж" заявлено ходатайство от 09.03.2022 N 23/03 (вх. N 1308э. от 10.03.2022) о рассмотрении обращения в режиме видео-конференц-связи. Однако в связи с перебоями в работе сети Интернет рассмотрение обращения посредством видео-конференц-связи не представилось возможным.
Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона, явилось МКУ "Агентство по управлению муниципальным имуществом" МОГО "Инта", уполномоченным учреждением, осуществляющим размещение закупки, явилось Финансовое управление администрации муниципального образования городского округа "Инта".
Объект закупки - "Ремонт здания котельной N 2 пгт. Верхняя Инта".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 836 342,00 руб.
Источником финансирования закупки явились средства бюджета МОГО "Инта".
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС, официальный сайт) - 29.07.2021.
Дата проведения аукциона в электронной форме - 11.08.2021.
В соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей до 01.01.2022) электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка (ООО "Сантехмонтаж"), признанная аукционной комиссией соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе.
2. По результатам осуществления закупки, на основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 0107300017121000134-01 от 10 августа 2021 года, между МКУ "Агентство по управлению муниципальным имуществом" МОГО "Инта" и ООО "Сантехмонтаж" 23.08.2021 заключен муниципальный контракт N 10/2021 от 23.08.2021 на ремонт здания котельной N 2 пгт. Верхняя Инта (далее - контракт, муниципальный контракт от 23.08.2021 N 10/2021).
Согласно пунктам 1.1 - 1.2, 1.4 контракта: "Подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить работы "ремонт здания котельной N 2 пгт. Верхняя Инта" (далее по тексту - Работы, объект) в соответствии с техническим заданием согласно Приложению N 1, локальным сметным расчетом согласно Приложению N 2 к Контракту, определяющим объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, а Заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их.
Место выполнения работ: Республика Коми, пгт. Верхняя Инта, ул. Комсомольская, дом 18 А. Предусмотренные настоящим Контрактом работы выполняются в полном соответствии с требованиями технического задания и нормативно-правовых документов, действующих на момент заключения Контракта в полном объеме и в установленный муниципальным контрактом срок. Работы, не соответствующие требованиям настоящего Контракта, не принимаются Заказчиком и считаются невыполненными.
Контроль над работами, выполняемыми Подрядчиком по настоящему Контракту осуществляется МКУ "УЖКХ" (далее - Учреждение) в соответствии договором-поручением. Учреждение производит приемку выполненных работ, освидетельствование скрытых работ, осуществляет технический надзор, контроль за качеством работ, отдает указания и распоряжения по надлежащему выполнению работ в части настоящего контракта".
Цена Контракта, согласно пункту 2.1 контракта, составляет 1 836 342.00 (один миллион восемьсот тридцать шесть тысяч триста сорок два) рубля 00 копеек, НДС не облагается.
В соответствии с пунктом 3.1 сроки выполнения работ: "С момента заключения контракта до 30 сентября 2021 года".
Согласно пунктам 5.1.1 - 5.1.2, 5.1.4, 5.1.8-5.1.9 контракта "Подрядчик обязан:
Выполнять работы по Объекту в соответствии с техническим заданием и сметной документацией, являющихся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N1,2), с соблюдением требований к качеству, безопасности, порядку выполнения работ и техническим характеристикам выполняемых работ, требований действующих нормативных документов для данного вида работ.
Назначить ответственного представителя Подрядчика, который от его имени совместно с Учреждением и Заказчиком осуществляет контроль над объемами и качеством выполнения работ по настоящему Контракту, соответствия используемых Подрядчиком материалов условиям настоящего Контракта, а также для сдачи выполненных работ в порядке, предусмотренном настоящим Контрактом.
Обеспечить выполнение предусмотренных Контрактом работ в течение всего срока их выполнения, установленного разделом 3 Контракта "Сроки выполнения работ". Обеспечить технологию и организацию производства работ, в соответствии с действующей нормативно-технической документацией и передать результат работ Заказчику.
Исполнять полученные в ходе выполнения работ указания Заказчика (ответственного представителя Заказчика, осуществляющего контроль), если такие указания не противоречат условиям настоящего Контракта. Об исполнении уведомлять Заказчика.
Своевременно устранять выявленные недостатки и замечания, определенные Актом контроля качества. О полном устранении недостатков уведомлять Заказчика".
Согласно пунктам 7.1, 7.4-7.6, 7.8-7.9 контракта: "Работы выполняются Подрядчиком на основании указаний заказчика, определяющих объемы, виды и сроки выполнения работ по конкретным объектам.
Подрядчик обязуется письменно уведомить заказчика о завершении работ в полном объеме и готовности Объекта.
В течение 5 (пяти) рабочих дней с момента предъявления Подрядчиком выполненных работ (с приложением необходимой исполнительной документации), Учреждением проводится проверка сведений и результатов выполненных работ.
Проверка результатов выполненных работ, предусмотренных Контрактом, проводится Учреждением.
В случае положительного заключения Учреждения о соответствии результатов предъявленных к приемке работ требованиям и условиям исполнения контракта, Учреждение подписывает акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2), заказчик подписывает акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) с приложением счета (счета-фактуры), и передает поступившие от Подрядчика документы для оплаты.
В случае выявления по результатам проверки несоответствия выполненных работ установленным требованиям, Заказчик направляет Подрядчику мотивированный отказ от приемки выполненных работ, а также назначает Подрядчику срок для устранения выявленных недостатков. Акт приемки выполненных работ (форма N КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма NКС-3) с приложением счета (счета-фактуры), в данном случае подписывается Сторонами при положительном заключении экспертизы".
В соответствии с пунктами 14.1-14.2 контракта: "Настоящий Контракт вступает в силу с момента заключения и действует до полного исполнения обязательств Сторонами по настоящему Контракту.
Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения обязательств Сторон по настоящему контракту.
Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации".
3. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Порядок расторжения контракта в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронной процедуры, в период с 01.01.2022 по 01.07.2022 регулируются положениями Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ).
Согласно подпунктам "а", "б", "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ с 1 января до 1 июля 2022 года: в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения, в том числе открытого аукциона в электронной форме, заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
В соответствии с частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ) в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно частям 13, 14, 16 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Заказчик в день вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
4. В ходе рассмотрения Комиссией Коми УФАС России обращения установлено, что МКУ "Агентство по управлению муниципальным имуществом" МОГО "Инта" 10.02.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 10/2021 от 23.08.2021 на ремонт здания котельной N 2 пгт. Верхняя Инта.
Причиной принятия МКУ "Агентство по управлению муниципальным имуществом" МОГО "Инта" такого решения послужило следующее.
Согласно условиям муниципального контракта N 10/2021 от 23.08.2021 ООО "Сантехмонтаж" приняло на себя обязательства по выполнению ремонтных работ здания котельной N 2 пгт. Верхняя Инта в соответствии с техническим заданием и сметной документацией в срок до 30.09.2021.
24.08.2021 между МКУ "Агентство по управлению муниципальным имуществом" МОГО "Инта" и МКУ "УЖКХ" заключен Договор поручения N 17/2021, согласно которому Заказчик поручает, а Учреждение берет на себя обязательство осуществлять функции технического надзора за ходом выполнения работ по ремонту здания котельной N 2 пгт. Верхняя Инта.
22.09.2021 ООО "Сантехмонтаж" в адрес Заказчика представлено ходатайство от 13.09.2021 N 142/09 о согласовании замены материала облицовки здания котельной N 2 и пристройки, материала облицовки кровли пристройки без увеличения сметной стоимости.
По итогам заседания Комиссии Технического совета администрации муниципального образования городского округа "Инта", состоявшегося 14.10.2021, принято решение о согласовании Заказчиком в соответствии с действующим законодательством замены материалов облицовки здания котельной, пристройки и кровли пристройки здания котельной N 2 пгт. Верхняя Инта на предлагаемые ООО "Сантехмонтаж".
15.10.2021 МКУ "УЖКХ" в адрес ООО "Сантехмонтаж" направлено Предписание об устранении выявленных в ходе строительного контроля (технического надзора) за ходом выполнения ремонтных работ здания котельной N 2 пгт. Верхняя Инта нарушениях, а именно: не установлены временные опорные стойки (для обеспечения устойчивости) под плиты покрытия и балку тельфера внутри здания, согласно техническому заданию. Выставлено требование об устранении в кратчайший срок выявленных нарушений.
МКУ "УЖКХ" в адрес Подрядчика письмом от 16.11.2021 N 3093 направлено уведомление о нарушении обществом сроков выполнения работ, по состоянию на 15.11.2021 работы обществом выполнены только на 40%.
Письмом от 07.12.2021 N 3364 МКУ "УЖКХ" уведомило МКУ "Агентство по управлению муниципальным имуществом" МОГО "Инта" о том, что работы Подрядчиком на заданном объекте ведутся с нарушением срока, а также с отступлением от технического задания и сметной документации.
Так, в ходе строительного контроля (технического надзора) за ходом выполнения ремонтных работ здания котельной N 2 пгт. Верхняя Инта установлено следующее:
- не закончен монтаж каркаса металлоконструкций;
- не закончены работы по ремонту кирпичной кладки стен здания котельной;
- не закончены работы по устройству тамбура;
- не закончены работы по облицовке стен здания котельной металлосайдингом;
- устройство отмостки.
Указанное письмо для сведения направлено также в адрес ООО "Сантехмонтаж".
МКУ "Агентство по управлению муниципальным имуществом" МОГО "Инта" письмом от 07.12.2021 N 586 указало обществу об истечении, установленного муниципальным контрактом N 10/2021 от 23.08.2021, срока выполнения ремонтных работ, а также запросило предоставить в срок до 09.12.2021 информацию о сроке завершения таких работ в полном объеме.
В ответ на запрос Заказчика обществом направлено уведомление от 09.12.2021 N 200/12 о завершении работ по ремонту здания котельной N 2 пгт. Верхняя Инта до 22.12.2021.
В письме от 18.01.2022 N 35 МКУ "Агентство по управлению муниципальным имуществом" МОГО "Инта", направленном в адрес ООО "Сантехмонтаж", Заказчик сообщает, что по состоянию на 18.01.2022 работы на данном объекте не завершены, в связи с чем, на основании пункта 3 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 11.2 контракта, им принято решение об одностороннем отказе от исполнения такого контракта. Просит в срок до 20.01.2022 предоставить локально сметный расчет (Локальную смету) на работы, выполненные по данному контракту, в 2-х экземплярах, в том числе для проверки объемов выполненных работ.
Указанное письмо получено директором ООО "Сантехмонтаж" 19.01.2022.
Письмом от 28.01.2022 N 05/01 общество обратилось в адрес Заказчика с просьбой о принятии законченных работ по муниципальному контракту N 10/2021 от 23.08.2021.
В ответ на указанное выше письмо Заказчиком в адрес ООО "Сантехмонтаж" направлено письмо от 02.02.2022 N 70 о предоставлении отчетных документов для произведения расчетов и приемки работ, согласно пунктам 2.2, 5.1.14 контракта.
04.02.2022 МКУ "УЖКХ" в адрес ООО "Сантехмонтаж" направлено Предписание об устранении выявленных по итогам строительного контроля (технического надзора) за ходом выполнения ремонтных работ здания котельной N 2 пгт. Верхняя Инта нарушениях, а именно:
1) при устройстве каркаса тамбура:
- работы по устройству каркаса не закончены (не установлены связи между стойками (доска сеч. 40 мм), балки перекрытия (брус сеч. 150х150мм);
2) ремонт стен:
-не были предъявлены скрытые работы, а именно ремонт кирпичной кладки левой торцевой стены.
Не выполнены работы:
- не закончены работы по устройству тамбура;
- устройство отмостки.
Подрядчику предложено в срок до 07.02.2022 сообщить дату окончания работ с предоставлением графика выполнения работ.
09.02.2022 в ходе обследования МКУ "УЖКХ" строительного контроля (технического надзора) за ходом выполнения ремонтных работ здания котельной N 2 пгт. Верхняя Инта были выявлены частичные отступления Подрядчика от условий технического задания, что привело к несоответствию результата работ целям его использования Заказчиком. В частности, выявлены следующие нарушения:
- установка, снятие временных опорных стоек для обеспечения устойчивости: ферм- под плиты, балку тельфера внутри здания - не выполнено;
- штукатурка поверхностей внутри здания цементно-известковым или цементным раствором по камню и бетону: простая стен - участков наружных стен после ремонта ось "3" (S=0,6 м2), ось "4" (S=5м2) - не выполнено;
- известковая окраска водными составами внутри помещений: по штукатурке - не выполнено;
- не были предъявлены скрытые работы, а именно ремонт кирпичной кладки левой торцевой стены;
- не были предъявлены скрытые работы, а именно ремонт конопатки одной стороны шва с добавлением пакли и заделка трещин в кирпичных стенах: цементным раствором;
- работы по устройству каркаса тамбура не закончены (не установлены связи между стойками (доска сеч. 40 мм), балки перекрытия (брус сеч. 150х150мм) по факту на дату обследования (брус сеч. 100х100мм);
- устройство мелких покрытий (брандмауэры, парапеты, свесы и т.п.) из листовой оцинкованной стали - свес для защиты наружной продольной стены от замокания ось "3" - не выполнены в полном объеме;
- устройство отмостки - не выполнено.
Выявленные выше нарушения зафиксированы в Акте о недостатках выполненных работ от 09.02.2022.
Письмом от 10.02.2022 N 351 указанный Акт направлен в адрес ООО "Сантехмонаж", а также в адрес Заказчика.
В связи с чем, руководствуясь пунктом 3 статьи 723 ГК РФ, части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, 10.02.2022 МКУ "Агентство по управлению муниципальным имуществом" МОГО "Инта" принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 10/2021 от 23.08.2021.
5. Решение от 10.02.2022 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 10/2021 от 23.08.2021 МКУ "Агентство по управлению муниципальным имуществом" МОГО "Инта" размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 10.02.2022, 11.02.2022 направлено обществу посредством электронной почты, 14.02.2022 направлено заказным письмом с простым уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте.
Исходя из письменных пояснений МКУ "Агентство по управлению муниципальным имуществом" МОГО "Инта" следует, что датой вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта, расторжения такого контракта является дата - 21.02.2022.
Отмечено, что указанная дата была рассчитана в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, введенной Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ).
Между тем, следует отметить, что согласно пункту 1 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ с 01.01.2022 до 01.07.2022 часть 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ) не применяется. Регулирование на указанный период установлено Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ, а именно подпунктами "а", "б", "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
Согласно представленной в материалы обращения копии уведомления о вручении отправления с почтовым идентификатором 16984052018606 следует, что решение заказчика от 10.02.2022 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 10/2021 от 23.08.2021 получено ООО "Сантехмонтаж" 15.02.2022. Указанное уведомление доставлено в адрес МКУ "Агентство по управлению муниципальным имуществом" МОГО "Инта" 16.02.2022.
Таким образом, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта следует считать дату - 16.02.2022.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Десятый день с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта выпал на дату - 26.02.2022 (суббота), следовательно, такой день переносится на первый рабочий день, то есть - 28.02.2022.
Следовательно, принимая во внимание толкование части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой вступления в силу решения заказчика от 10.02.2022 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 10/2021 от 23.08.2021, а также датой расторжения контракта следует считать дату - 01.03.2022.
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
6. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела III Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 15 раздела III Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исходя из пояснений ООО "Сантехмонтаж", представленных письмом от 09.03.2022 N 22/03 (вх. N 1309э. от 10.03.2022), следует, что решение МКУ "Агентство по управлению муниципальным имуществом" МОГО "Инта" было получено обществом 11.02.2022 посредством электронной почты.
17.02.2022 ООО "Сантехмонтаж" направило в адрес МКУ "УЖКХ" Локальную смету N 2020-13-1 и АКТ о приемке выполненных работ КС-2.
В тот же день общество письмом N 15/02 уведомило Заказчика о выполнении работ и направлении техническому заказчику МКУ "УЖКХ" на согласование акта о приемке выполненных работ по форме КС-2. Вся исполнительная документация по работам на объекте была направлена в адрес МКУ "УЖКХ" ранее.
Так же ООО "Сантехмонтаж" в указанном письме уведомило Заказчика о невозможности завершения работ по двум позициям первоначального сметного расчета:
50. Устройство основания под фундаменты: щебеночного 1,6 куб.м.;
51. Устройство фундаментных плит железобетонных: плоских - отмостка 2 куб.м.
Отмечено, что данные виды работ выполнить не представлялось возможным, так как эксплуатирующая организация на месте проведения данных работ складирует уголь в больших объемах. Объем невыполненных работ относительно стоимости всего контракта не более 2%.
В связи с невозможностью выполнения указанных выше работ обществом предложено Заказчику закрыть контракт, приняв работы по фактически выполненным объемам, в части невыполненных видов работ - расторгнуть контракт по соглашению сторон.
По мнению ООО "Сантехмонтаж", Заказчик обязан был отменить не вступившее в законную силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, поскольку общество выполнило работы и своевременно об этом уведомило Заказчика.
Письмом от 18.02.2022 N 104 МКУ "Агентство по управлению муниципальным имуществом" МОГО "Инта" уведомило о невозможности отмены указанного выше решения, мотивировав это получением от МКУ "УЖКХ" письма от 18.02.2022 N 461 о невыполнении обществом по состоянию на 18.02.2022 работ, а также не устранения выявленных ранее недостатков.
ООО "Сантехмонтаж" пояснено, что письмо МКУ "УЖКХ" от 18.02.2022 N 461 было получено обществом 22.02.2022. В указанном письме сообщалось, что в адрес ООО "Сантехмонтаж" ранее, то есть 10.02.2022 было направлено письмо об устранении недостатков. Общество не отрицает того факта, что недостатки имели место по состоянию на 10.02.2022. Данные недостатки общество устранило до 17.02.2022, после чего направило акты КС-2 в адрес МКУ "УЖКХ" и уведомило об этом Заказчика. После 17.02.2022 ни от Заказчика, ни от МКУ "УЖКХ" какого-либо приглашения на объект для приемки работ в адрес ООО "Сантехмонтаж" не поступало.
Указано, что в письме МКУ "УЖКХ" от 18.02.2022 N 461 не имеется никакой информации о дополнительном контроле, якобы проведенном 18.02.2022, то есть документального подтверждения тому, что по состоянию на 18.02.2022 работы не завершены, недостатки устранены - не имеется, из чего следует, что утверждение Заказчика не соответствует действительности.
В ходе рассмотрения обращения МКУ "Агентство по управлению муниципальным имуществом" МОГО "Инта" Комиссией Коми УФАС России установлено, что охраняемые законом права и интересы Заказчика нарушены.
Изучив представленные материалы, Комиссия Коми УФАС России усматривает в действиях ООО "Сантехмонтаж" факт недобросовестности в части исполнения взятых на себя обязательств по муниципальному контракту N 10/2021 от 23.08.2021.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с частью 1 статьи 451 ГР КФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В силу части 2 статьи 451 ГК РФ если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Согласно части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Частью 3 статьи 401 ГК РФ определено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исходя из материалов обращения не следует, что ООО "Сантехмонтаж" были предприняты все меры для надлежащего исполнения муниципального контракта в полном объеме в установленный срок. С уведомлением к заказчику о наличии не зависящих от него обстоятельств, создающих невозможность завершения работ в полном объеме, в срок, определенный контрактом, в том числе вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, общество не обращалось.
Доказательств, подтверждающих заявленные в ходе рассмотрения обращения доводы, а также свидетельствующих о предпринятых мерах по исполнению указанного выше контракта в полном объеме, обществом не представлено.
Исходя из пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Следовательно, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, участник размещения заказа как субъект предпринимательской деятельности обязан учесть специфику заключения и исполнения государственного (муниципального) контракта, предусмотренную Законом о контрактной системе, и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.
На заседании Комиссии Коми УФАС России не установлено объективных причин, препятствующих надлежащему исполнению ООО "Сантехмонтаж" муниципального контракта N 10/2021 от 23.08.2021.
Ненадлежащее исполнение ООО "Сантехмонтаж" указанного выше муниципального контракта привело к неисполнению администрацией МОГО "Инта" Предписания N 25-06/15-08 от 02.10.2020, выданного Печорским управлением Ростехнадзора.
Из вышеизложенного следует, что ООО "Сантехмонтаж" допущено виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит ответственности в виде включения информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Коми УФАС России считает необходимым отметить, что неверный расчет заказчиком даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения договора и даты расторжения договора не является основанием для невключения сведений об ООО "Сантехмонтаж" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поскольку из материалов обращения не усматривается намерение ООО "Сантехмонтаж" в устранении выявленных на объекте недостатках работ, а также выполнения таких работ в полном объеме, в срок, предусмотренный частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, перечисленных в пункте 15 раздела III Правил, для принятия решения об отказе во включении информации о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а именно отсутствие со стороны заказчика нарушений к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в единой информационной системе, наличие фактов существенного нарушения обществом условий контракта, отсутствие со стороны подрядчика достаточных доказательств, подтверждающих принятие мер для надлежащего исполнения условий такого контракта в полном объеме, а также доказательств, свидетельствующих о том, что надлежащее исполнение условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить представленную МКУ "Агентство по управлению муниципальным имуществом" МОГО "Инта" информацию в отношении ООО "Сантехмонтаж" (адрес(место нахождения):169840, Республика Коми, г.Инта, ул. Кирова, д. 34; ИНН: 1104011023; директор: <__>; ИНН: 110400075546) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом МКУ "Агентство по управлению муниципальным имуществом" МОГО "Инта" от исполнения муниципального контракта N 10/2021 от 23.08.2021 на ремонт здания котельной N 2 пгт. Верхняя Инта, заключенного с ООО "Сантехмонтаж" по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона, извещение N 0107300017121000134, сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "Сантехмонтаж" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации в единой информационной системе в сфере закупок.
3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - МКУ "Агентство по управлению муниципальным имуществом" МОГО "Инта" выявлено нарушение части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <___.>
Члены комиссии <..__..>
<.....__>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 10 марта 2022 г. N РНП-11-42
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2022