Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Илир" (660006, Красноярский край, город Красноярск, Свердловская улица, дом 141, помещение 182, ОГРН: 1152468050680, ИНН: 2461029990, КПП: 246401001) (далее - ООО ЧОО "Илир-24") от 04.03.2022 N 2246/256 (вх. от 04.03.2022 N 1238-э) на действия заказчика - муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 49" г. Печора (169601, Республика Коми, город Печора, московская улица, 28, ОГРН: 1021100876170, ИНН: 1105011876, КПП: 110501001) (далее - МОУ "СОШ N 49" г. Печора) при осуществлении закупки способом электронного аукциона "Оказание услуг по физической (постовой) охране здания Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 49" г. Печора в 2022 году", извещение N 0107300009522000021 (далее - жалоба),
при участии в рассмотрении жалобы посредством веб-видеоконференции:
-<_>, представителя МОУ "СОШ N 49" г. Печора по доверенности от 09.03.2022,
-<_>, представителя Управления финансов муниципального района Печора по доверенности от 11.03.2022 N 150,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми с использованием Единой информационной системы в сфере закупок поступила жалоба ООО ЧОО "Илир-24" от 04.03.2022 N 2246/256 (вх. от 04.03.2022 N 1238-э) на действия заказчика - МОУ "СОШ N 49" г. Печора при осуществлении закупки способом электронного аукциона "Оказание услуг по физической (постовой) охране здания Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 49" г. Печора в 2022 году", извещение N 0107300009522000021 (далее - закупка, электронный аукцион).
С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы, указанная жалоба принята к рассмотрению.
ООО ЧОО "Илир-24" в жалобе заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в формате веб-видеоконференции.
Согласно части 2 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
В связи с наличием технической возможности осуществления видео-конференц-связи при рассмотрении жалобы и проведения внеплановой проверки, ходатайство ООО ЧОО "Илир-24" удовлетворено.
ООО ЧОО "Илир-24", МОУ "СОШ N 49" г. Печора, Управление финансов муниципального района Печора, общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" (далее - ООО "РТС-тендер") о времени, дате, месте, формате рассмотрения жалобы (веб-видеоконференция) надлежащим образом извещены.
Участие в видеоконференции податель жалобы не обеспечил.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО ЧОО "Илир-24", ООО "РТС-тендер" не препятствует рассмотрению жалобы и проведению внеплановой проверки.
ООО ЧОО "Илир-24" обжаловано действие заказчика - МОУ "СОШ N 49" г. Печора при определении положений извещения о закупке в части:
-установления требования о предоставлении в составе заявки на участие в закупке в качестве документа, подтверждающего соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: "действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности, выданной в соответствии с Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 года N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", тогда как, согласно позиции заявителя, наличие соответствующей лицензии у участника закупки должно подтверждаться исключительно выпиской из реестра лицензий;
-установления излишнего требования о наличии у сотрудника охранной организации медицинской книжки.
МОУ "СОШ N 49" г. Печора, Управление финансов муниципального района Печора в отзывах на жалобу от 10.03.2022 N 69 (вх. от 10.03.2022 N 1348-э), от 10.03.2022 N 146 (вх. от 10.03.2022 N 1347-э) заявлены возражения относительно позиции заявителя.
Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей МОУ "СОШ N 49" г. Печора, Управления финансов муниципального района Печора, пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось МОУ "СОШ N 49" г. Печора, уполномоченным органом - Управление финансов муниципального района Печора.
Объектом закупки явилось оказание услуг по физической (постовой) охране здания МОУ "СОШ N 49" г. Печора в 2022 году.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 036 000,00 руб.
Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 25.02.2022.
2. Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
2.1. Согласно пункту 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении, в том числе, конкурентных способов, заказчик устанавливает в числе единых требований к участникам закупки требование о соответствии участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, наряду с прочим, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Объект закупки - оказание услуг по физической (постовой) охране здания МОУ "СОШ N 49" г. Печора в 2022 году.
По пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
По пункту 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление, в том числе, видов деятельности: частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность.
Лицензирование частной охранной деятельности регламентировано в статье 11.2 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
В извещении о проведении электронного аукциона требования к участникам закупки на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены следующим образом: "На основании Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" для частных охранных предприятий установлено требование:
наличие действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности, выданной в соответствии с Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 года N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности":
-защита жизни и здоровья граждан;
-охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации);
-консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
наличие разрешения (разрешений) на хранение и использование оружия и патронов к нему. Основание: постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
При этом согласно подпункту 1н) части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, наряду с прочим, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению представлены в приложении N III к извещению об осуществлении закупки.
В пункте 2 приложения III "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" к извещению о проведении электронного аукциона указано, что заявка на участие в закупке должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: "На основании Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" для частных охранных предприятий установлено требование:
наличие действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности, выданной в соответствии с Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 года N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности": -защита жизни и здоровья граждан; -охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации); -консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
наличие разрешения (разрешений) на хранение и использование оружия и патронов к нему. Основание: постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".
Таким образом, извещение о проведении электронного аукциона содержит требование, что заявка на участие в закупке должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной систем, вместе с тем не содержит исчерпывающего перечня документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям.
С учетом изложенного, довод заявителя об установлении требования о предоставлении в составе заявки на участие в закупке в качестве документа, подтверждающего соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, исключительно действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности, не находит своего подтверждения.
Доводы заказчика - МОУ "СОШ N 49" г. Печора, уполномоченного органа - Управления финансов муниципального района Печора, приведенные в отзывах на жалобу от 10.03.2022 N 69 (вх. от 10.03.2022 N 1348-э), от 10.03.2022 N 146 (вх. от 10.03.2022 N 1347-э), а также в ходе заседания Комиссии Коми УФАС России по рассмотрению жалобы и проведения внеплановой проверки относительно того, что выбор способа подтверждения наличия у участника закупки документа, подтверждающего его соответствие требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе - наличие действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности, должен осуществляться самим участником закупки и не должен ограничиваться положениями извещения о закупке, признаются несостоятельными в силу императивного требования пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, согласно которому извещение об осуществлении закупки должно содержать, наряду с прочим, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.
Бездействие заказчика - МОУ "СОШ N 49" г. Печора в части неуказания в извещении о закупке исчерпывающего перечня документов, подтверждающих соответствие участников закупки требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не соответствует пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2.2. Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Наименование и описание объекта закупки определено в разделе I "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" извещения о закупке (далее - Техническое задание).
В пункте 2.5.2 Технического задания установлено: "во время несения дежурства каждый охранник обязан иметь медицинскую книжку установленного образца в соответствии с Приложением N 1 к Приказу Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте" в действующей редакции".
Согласно частям 1, 4 статьи 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).
Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.
Документом, подтверждающим прохождение медицинских осмотров, является личная медицинская книжка, оформленная на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа.
Приказом Минтруда России от 11.12.2015 N 1010н утвержден профессиональный стандарт "Работник по обеспечению охраны образовательных организаций" (далее - Стандарт).
Стандартом к особым условиям допуска к работе сотрудника охраны образовательных организаций отнесено наличие медицинского заключения по результатам освидетельствования об отсутствии противопоказаний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника; наличие личной медицинской книжки с отметками о прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, выполняющих любые виды работ в образовательных организациях, указанных в нормативных актах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения.
Форма личной медицинской книжки для работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения утверждена Приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте".
Согласно пояснениям заказчика - МОУ "СОШ N 49" г. Печора, уполномоченного органа - Управления финансов муниципального района Печора, приведенным в отзывах на жалобу от 10.03.2022 N 69 (вх. от 10.03.2022 N 1348-э), от 10.03.2022 N 146 (вх. от 10.03.2022 N 1347-э), а также в ходе заседания Комиссии Коми УФАС России по рассмотрению жалобы и проведения внеплановой проверки, требование о наличии у сотрудника охраны медицинской книжки установлено, в том числе, на основании Стандарта, учитывая, что услуги, являющиеся объектом закупки, надлежит оказывать в образовательной организации.
Требование о наличии у сотрудника охраны медицинской книжки является условием исполнения контракта и не относится к требованиям к участникам закупки, в связи с чем указанное оспариваемое требование не нарушает положения Закона о контрактной системе и позволяет удовлетворить потребности заказчика в услугах с необходимыми показателями качества при наличии соответствующих документов.
Доказательства обратного в Коми УФАС России отсутствуют, заявителем не представлено.
3. Согласно части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, о совершении (при необходимости) действий, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, и выдает (при необходимости) предписание об устранении допущенных нарушений, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
По протоколу от 10.03.2022 подведения итогов электронного аукциона, на участие в закупке подано 4 заявки, 3 из которых признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям извещения об электронном аукционе.
Безусловных доказательств того, что установленное нарушение Закона о контрактной системе повлекло за собой ограничение количества участников закупки, в том числе ограничило право заявителя на участие в электронном аукционе, препятствовало каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу необоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки признать бездействие заказчика - МОУ "СОШ N 49" г. Печора в части неуказания в извещении о закупке исчерпывающего перечня документов, подтверждающих соответствие участников закупки требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не соответствующим пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. С учетом стадии закупки, её социальной значимости, отсутствием безусловных доказательств нарушения прав и законных участников закупки, предписание об устранении установленного нарушения пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела в отношении должностного лица заказчика, допустившего установленное нарушение.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 11 марта 2022 г. N 011/06/106-186/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2022