Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок созданная приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N 93 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" в составе: <__..> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "ПЕРЕСВЕТ" (160004, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Благовещенская, д. 47, помещ. 9, ОГРН: 1143525017767, ИНН: 3525333171, КПП: 352501001) (далее - ООО ЧОО "ПЕРЕСВЕТ") от б/д, б/н (вх. от 05.03.2022 N 1278-э.) на действие заказчика - администрации муниципального образования городского округа "Усинск" (169710, Республика Коми, г. Усинск, ул. Ленина, д. 13, ОГРН: 1061106001395, ИНН: 1106020111, КПП: 110601001) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Оказание охранных услуг", извещение N 0307300041522000021 (далее - электронный аукцион, закупка, жалоба),
при участии:
<__..> - представителя ООО ЧОО "ПЕРЕСВЕТ" по доверенности от 14.03.2022,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Коми УФАС России поступила жалоба ООО ЧОО "ПЕРЕСВЕТ" на действия заказчика - администрации муниципального образования городского округа "Усинск" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в связи с чем, жалоба принята Коми УФАС России к рассмотрению.
ООО ЧОО "ПЕРЕСВЕТ", администрация муниципального образования городского округа "Усинск", финансовое управление администрации муниципального образования городского округа "Усинск" (далее - Финуправление АМО "Усинск"), акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - оператор электронной площадки) о времени, дате и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
Администрация муниципального образования городского округа "Усинск" в письме от 12.11.2021 N 03-03/79 (вх. от 12.11.2021 N 4917) просило рассмотреть жалобу в отсутствие представителей администрации муниципального образования городского округа "Усинск".
Финуправление АМО "Усинск" в письме от 12.11.2021 N 03-03/79 (вх. от 12.11.2021 N 4917) просило рассмотреть жалобу в отсутствие представителей Финуправления АМО "Усинск".
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей администрации муниципального образования городского округа "Усинск", Финуправления АМО "Усинск", оператора электронной площадки не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
Заявитель обжалует описание объекта закупки в части установления требования о наличии мобильной группы, при этом оказание данного вида услуг не включено в расчет начальной максимальной цены контракта, что, по мнению ООО ЧОО "ПЕРЕСВЕТ", является неправомерным.
Также заявителем приводится довод, о том, что заказчик не дал ответа на запросы о даче разъяснений, которые были направлены обществом с использованием электронной площадки заказчику в законодательно установленные сроки.
Администрацией муниципального образования городского округа "Усинск", Финуправлением АМО "Усинск" в письмах от 14.03.2022 N 1652 (вх. от 14.03.2022 N 1407-э.), от 14.03.2022 N 05-05/136 (вх. от 15.03.2022 N 1465-э.) заявлены возражения относительно доводов заявителя.
Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителя ООО ЧОО "ПЕРЕСВЕТ", пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилась администрация муниципального образования городского округа "Усинск", уполномоченным органом - Финуправление АМО "Усинск"
Объект закупки: "Оказание охранных услуг".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 854 336,00 руб.
Источник финансирования закупки: средства местного бюджета муниципального образования городского округа "Усинск".
Извещение о проведении электронного аукциона, содержащее электронные документы: описание объекта закупки; обоснование НМЦК; требования к содержанию, составу заявки; проект контракта, размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) 03.03.2022.
Указанная закупка не проводилась в рамках национального или федерального проектов.
2. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.
В соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2, 3 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 2 Правил формирования и ведения КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 10 Правил формирования и ведения КТРУ в позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
д) справочная информация:
коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);
информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно пункту 12 Правил формирования и ведения КТРУ код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
2.1. В разделе "Описание объекта закупки "Техническое задание)" заказчиком определен объект закупки, а также характеристики оказываемой услуги.
Оказание охранных услуг
ОКПД 2: 80.10.12.000 Услуги охраны.
КТРУ: 80.10.12.000-00000003 Услуги частной охраны (Выставление поста охраны). Дата начала обязательного применения 01.03.2019 г.
Характеристики оказываемой услуги в соответствии с КТРУ
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Вид услуги по охране |
Охрана имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением имущества, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, Охрана объектов, находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности. Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий. Обеспечение пропускного режима на объектах, за исключением объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности. Обеспечение внутриобъектового режима на объектах, за исключением объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности. |
Использование мобильной группы: |
Да |
Использование специальных средств: |
Да |
Наличие оружия у сотрудников мобильной группы: |
Да |
Наличие оружия у сотрудников охраны: |
Нет |
Комиссией Коми УФАС России в ходе ознакомления с документами, размещенными к извещению о проведении электронного аукциона установлено, что при описании объекта закупки заказчиком применена информация, включенная в позицию Каталога товаров, работ, услуг для осуществления государственных и муниципальных нужд.
При этом характеристика "Использование мобильной группы" является обязательной для применения.
Таким образом, в действиях заказчика - администрации муниципального образования городского округа "Усинск" нарушений законодательства о контрактной системе при описании объекта закупки не установлено.
Комиссия Коми УФАС России отмечает, что Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его, при этом запрещает ограничивать количество участников закупки.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).
В рассматриваемом случае, установление заказчиком требования к оказываемой услуге вызвано необходимостью заказчика получить услугу, полностью удовлетворяющую его потребности.
3. Относительно неверного расчета начальной максимальной цены контракта, Комиссия Коми УФАС России отмечает, что у антимонопольного органа отсутствуют полномочия по оценке доводов, касающихся определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта на основании нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль, в том числе, в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе, органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 раздела Положения о Министерстве финансов Республики Коми, утвержденном Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2011 N 649 (далее - Положение), Министерство финансов Республики Коми (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим формирование и реализацию государственной налоговой и бюджетной политики Республики Коми, нормативное правовое регулирование и государственное управление в установленной сфере деятельности, управление государственным долгом Республики Коми, координацию деятельности министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми в данных сферах.
Согласно подпункту 70 "д" пункта 9 раздела Положения для реализации задач, указанных в разделе II настоящего Положения, Министерство исполняет следующие государственные функции: осуществляет внутренний государственный финансовый контроль, в том числе осуществляет контроль в отношении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Коми, предусмотренный частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона заказчиком закупки является администрация муниципального образования городского округа "Усинск".
На основании вышеизложенного, Коми УФАС России направило копию жалобы в Министерство финансов Республики Коми для рассмотрения жалобы по подведомственности.
4. Относительно довода ООО ЧОО "ПЕРЕСВЕТ" о том, что заказчик не дал ответа на запросы о даче разъяснений, которые были направлены обществом с использованием электронной площадки заказчику в законодательно установленные сроки, Комиссия Коми УФАС России сообщает следующее.
Согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.12.2016 N Д28и-3518 "Положениями части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
В соответствии со статьей 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, если последний день срока поступления заказчику запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе приходится на выходной день, то днем окончания срока поступления такого запроса является следующий за ним рабочий день".
Дата и время окончания срока подачи заявок указаны в извещении о проведении электронного аукциона в разделе "Информация о процедуре закупки": Дата и время окончания срока подачи заявок 11.03.2022 08:30.
Как следует из материалов жалобы, заказчику 05.03.2022 поступило 2 запроса (11:03, 11:17) о разъяснении положений извещения о проведении электронного аукциона.
Уполномоченным органом 09.03.2022 в 12:39 и 12:40 размещены в единой информационной системе разъяснения заказчика положений извещения об осуществлении закупки, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос.
Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки размещены на официальном сайте в законодательно установленный срок, с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос.
Таким образом, разъяснения положений извещения об осуществлении закупки размещены на официальном сайте не позднее двух дней с даты поступления запросов, с указанием предмета запросов, но без указания участника такого аукциона, от которого поступили указанные запросы, разъяснения содержат справочную информацию по каждому вопросу, не изменяют суть документации о закупке.
Закон о контрактной системе не содержит требований по наполняемости разъяснений положений документации об электронном аукционе.
Разъяснение положений извещения об осуществлении закупки заключается в более полном и ясном изложении тех ее частей, уяснение которых вызывает трудности; при этом разъяснение не должно приводить к изменению характеристик товаров, работ и услуг, являющихся предметом закупки.
Заказчик обязан давать именно разъяснения в отношении положений извещения об осуществлении закупки, а не ответы на все поставленные вопросы.
Степень удовлетворенности участника закупки полученными разъяснениями - это субъективный фактор, который выходит за рамки правовых оценок и зависит, в том числе, от компетентности участника закупки (указанная позиция обозначена в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.01.2020 N Ф01-7456/2019 по делу N А29-2814/2019).
В действиях заказчика - администрации муниципального образования городского округа "Усинск", уполномоченного органа - Финуправления АМО "Усинск" при разъяснении положений извещения об осуществлении закупки по соответствующим запросам нарушений требований части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе не установлено.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ЧОО "ПЕРЕСВЕТ" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <__..>
Члены комиссии <__..>
<__..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 15 марта 2022 г. N 011/06/33-191/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.03.2022