Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
в присутствии представителей:
ГБДОУ центр развития ребенка - детский сад N 66 Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
ООО "Корвет" (далее - Заявитель),
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 5742-ЭП/22 от 01.03.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку кухонной мебели для нужд ГБДОУ ЦРР детский сад N 66 Приморского района Санкт-Петербурга (извещение N 0372200099521000014) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 17.12.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200099521000014. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 311 703,67 руб.
В жалобе ООО "Флагман" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя в неправомерном установлении требований к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Информация, изложенная в жалобе, размещенные в ЕИС документы и сведения подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
В жалобе Заявитель сообщает, в том числе следующее:
Точно описание ниже вопросы уже рассматривались, и было вынесено решение о внесении изменений в документацию об аукционе, но Заказчик почему, то не внес изменения в документацию. (копия решения прикреплена отдельным файлом "0372200099521000014 (ООО "СКТ") о пп"
В процессе подготовки первой части заявки столкнулись с невозможностью понять какие именно параметры товара, описанные в аукционной документации необходимы Заказчику!
1)Во многих требованиях к товару Заказчик указывает на необходимость соблюдения требования "Класс толщины стали" и далее "не хуже1" непонятно, что имеется ввиду. И все запутывается так как есть требования, что толщина стали должна быть "свыше 1,1 мм"_
Например:
Товара N 1 "Стол тип 1"
N показателя |
Показатель (характеристика) товара |
Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, товара используемого для выполнения работы, оказания услуги, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика |
|||
Минимальное значение показателя и/или максимальное значение показателя |
Показатели, для которых указаны варианты значений |
Показатели, которые определяются диапазоном значений |
Показатели, (характеристики) значения которых не могут изменяться |
||
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1.3. |
Материал изготовления стола тип 1 |
х |
х |
х |
нержавеющая сталь |
1.3.1. |
Марка стали |
не ниже AISI304 |
х |
х |
х |
1.3.2. |
Класс толщины стали |
не хуже 1 |
х |
х |
х |
1.3.3. |
Толщина стали, мм |
свыше 1,1 |
х |
х |
х |
То есть материал стола должна быть нержавеющая сталь марки не ниже "AISI304"
Все параметры соответствия марки стали "AISI304" описаны в ГОСТ 5632-2014, но ни каких требований к классу толщины стали в нем не описано.
Распределение по классу точности есть в ГОСТ 14918-80, но этот гост ни какого отношения к
нержавеющей стали марки "AISI304" не имеет..? этот ГОСТ относится к оцинкованной стали.:
"Настоящий стандарт распространяется на листовую и рулонную холоднокатаную сталь, оцинкованную горячим способом в агрегатах непрерывного цинкования, предназначенную для холодного профилирования, под окраску, изготовления штампованных деталей, посуды, тары и других металлических изделий."
В нем есть описание классов толщины стали! и это параметр толщины покраски стали_
.3. В зависимости от толщины покрытия оцинкованная сталь делится на три класса в соответствии с указанным в табл.1.Таблица 1
|
|
|
Класс толщины |
Масса 1 м слоя покрытия, нанесенного с двух сторон, г |
Толщина покрытия, мкм |
П (повышенный)
|
Св. 570 до 855 включ.
|
Св. 40 до 60 включ.
|
1
|
" 258 " 570 "
|
" 18 " 40 "
|
2
|
От 142,5 " 258 "
|
От 10 " 18 "
|
Полный текст ГОСТа: ГОСТ 5632-2014 и ГОСТ 14918-80 прикреплён отдельным файлом.
Аналогичные вопросы и к товару N 3 "Стол тип 2" , N 6 "Стол тип 3" и т.д.
Из таких противоречивых требований невозможно понять какой материал необходимо использовать при производстве изделия и подсчете стоимости изделий.
2)Так же непонятно какие размеры полок у изделия N 11 "Шкаф"
Даны требования:
N показателя |
Показатель (характеристика) товара |
Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, товара используемого для выполнения работы, оказания услуги, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика |
|||||
Минимальное значение показателя и/или максимальное значение показателя |
Показатели, для которых указаны варианты значений |
Показатели, которые определяются диапазоном значений |
Показатели, (характеристики) значения которых не могут изменяться |
||||
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
11.5.3. |
Габаритный размер полок соответствует габаритным размерам, предлагаемому к поставке шкафу |
х |
х |
х |
соответствие |
||
11.6. |
Габаритный размер полок |
||||||
11.6.1. |
Ширина, мм |
>720, уже 850 |
х |
х |
х |
||
11.6.2. |
Глубина, мм |
от 400, предельно 550 |
х |
х |
х |
||
11.6.3. |
Высота, мм |
превышает 65, до 85 |
х |
х |
х |
||
11.7. |
Габаритный размер шкафа |
||||||
11.7.1. |
Ширина, мм |
больше 720, уже 850 |
х |
х |
х |
||
11.7.2. |
Глубина, мм |
не |
х |
х |
х |
Согласно пункту 11.5.3 "Габаритный размер полок соответствует габаритным размерам, предлагаемому к поставке шкафу"
Далее при описании ширины все понятно!
Но какая глубина? Согласно пункту 11.5.3 она должна быть равна габариту шкафа
Пункт 11.7.2 "не 550, меньше 640" то есть минимально 551 мм
НО
Согласно пункту 11.6.2 Глубина полок "от 400, предельно 550", то есть максимально 549 мм
В Итоге ни каких пересечений в значениях нет! и непонятно какая глубина у полок нужна Заказчику?
В инструкции:
К "предельно"
"-конкретное значение показателя, меньше значения показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы не могут быть указаны в заявке участника закупки. При описании требований к конкретным показателям товаров заказчик использовал слова: "меньше", "ниже", "уже", "хуже", "менее", "предельно", "тоньше", "ранее", а также с использованием знаков и выражений: "<", "не "."
И к "не "
"- конкретное значение показателя, превышающее значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы не могут быть указаны в заявке участника закупки. При описании требований к конкретным показателям товаров заказчик использовал слова: "больше", "выше", "свыше", "превышает", "шире", "более", "толще", "лучше", а также с использованием знаков и выражений: ">", "не "."
Таким образом, Комиссия УФАС отмечает, что в данном случаи определить потребность Заказчика затруднительно, а, следовательно, его требования не корреспондируется с положением ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Кроме того, Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены всех юридически значимых действий, связанных с осуществлением закупки с номером извещения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной, системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Флагман" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
ГБДОУ центр развития ребенка - детский сад N 66 Приморского района Санкт-Петербурга
Комендантский пр., д. 34/2, лит. А,
Санкт-Петербург, 197373
тел.: +7 (812) 307-38-96
АО "Сбербанк - Автоматизированная
система торгов"
Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9,
Москва, 119435
факс: +7 (495) 787-29-98
ООО "Флагман"
ул. Маршала Захарова, д. 17, к. 1, лит. А, кв. 171,
Санкт-Петербург, 198328
тел.: +7 (921) 425-20-55
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-757/22
05.03.2022 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС)
на основании своего решения по делу N 44-757/22 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - ГБДОУ центр развития ребенка - детский сад N 66 Приморского района Санкт-Петербурга, его аукционной комиссии устранить нарушение ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе путём отмены всех юридически значимых действий, связанных с осуществлением закупки с номером извещения 0372200284421000095 (аннулировании процедуры);
2. Заказчику, аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 20.04.2022.
3. Оператору электронной площадки - АО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 марта 2022 г. N 44-757/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2022