Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 1" (далее - Заказчик);
ООО "Порядок" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. 5730-ЭП/22 от 01.03.2022) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию оборудования (извещение N 0372200192122000009) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 21.02.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200192122000009. Начальная (максимальная) цена контракта - 8 624 738,19 рублей.
В жалобе ООО "Порядок" указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в:
- нарушении правил описания объекта закупки;
- размещении технической части документации в формате, который ограничивает количество участников закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Кроме того, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе определено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Описание объекта закупки установлено Заказчиком в Приложении N1 к Извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме.
В доводах жалобы Заявитель указывает на отсутствие в извещении сведений, позволяющих определить объем работ, который подлежит выполнению, а также перечня запасных частей, необходимых для их выполнения.
В силу ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
В соответствии со ст.ст. 69 и 72 Бюджетного кодекса закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд производятся за счет бюджетных ассигнований (расходы бюджетов), осуществление которых согласно ст. 32 Бюджетного кодекса должно отвечать принципу эффективности - необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
С учетом названных положений бюджетного законодательства к числу основных принципов контрактной системы согласно ст. 6, ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).
Приложении N1 к Извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме содержит исчерпывающий перечень требующихся работ, необходимого оборудования, а также ссылки на документы технического регулирования, регламентирующие порядок выполнения работ.
Заявителем доказательств обратного не представлено, ввиду чего довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованным.
2. В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В силу положений ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должны быть доступны для ознакомления в единой информационной системе в сфере закупок без взимания платы. В части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пп. "л" и "м" п. 14 правил функционирования единой информационной системы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414, технологические (технические и программные) средства официального сайта единой информационной системы должны обеспечивать:
- возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов;
- возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети Интернет, в том числе поисковыми системами.
На основании изложенного, если документация о закупке, размещенная заказчиком в единой информационной системы, содержит ограничения для ознакомления (текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования и поиска фрагментов), данное действие нарушает положения Закона о контрактной системе.
Оспариваемая Заявителем файл с требованиями к поставляемым товарам опубликован Заказчиком в формате *pdf. Данный файл обеспечивает поиск и копирование в гипертекстовом формате в полном объеме.
Заявителем доказательств обратного не представлено, ввиду чего довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованным.
3. Объектом рассматриваемой закупки являются услуги по техническому обслуживанию и ремонту оборудования Заказчика. Перечень обслуживаемого оборудования включен в таблицу пункта 2.1 Приложения N 1 к Описания объекта закупки. Наименование и количество поставляемых и используемых товаров включены в таблицу пункта 2.4.1 Описания объекта закупки. Разъяснение Заказчика о том, какие товары в рамках проведения закупки, включены в пункт 2.4.6 Описания объекта закупки.
Из содержания описания объекта закупки следует, что перечень неисправностей (при наличии таковых), необходимых запасных частей, расходных материалов устанавливается исполнителем по контракту на стадии его исполнения в процессе оказания услуг по обслуживанию оборудования, перечень оказываемых услуг определен в описании объекта закупки в отношении каждого вида обслуживаемого оборудования. Исчерпывающий перечень оборудования (с указанием модели), подлежащего обслуживанию и ремонту, приведён в описании объекта закупки.
В отношении порядка формирования цены контракта Заказчик на заседании Комиссии УФАС разъяснил, что в файле, содержащего обоснование начальной (максимальной) цены контракта (файл Обоснование_НМЦК_10.02.docx) включены:
- в первую таблицу сведения о стоимости услуг по техническому обслуживанию оборудования за каждую единицу технического обслуживания оборудования и общая стоимость услуг по техническому обслуживанию по каждому обслуживаемому оборудованию;
- во вторую таблицу сведения о начальной (максимальной) цене товаров, поставляемых при оказании услуг.
Комиссия УФАС обращает внимание на то, что Закон о контрактной системе позволяет Заказчику не определять количество запасных частей, если такой объем определить не представляется возможным.
Заявителем доказательств обратного не представлено, ввиду чего довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованным.
3. В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Документацией об аукционе предусмотрены следующие положения:
"Начальная (максимальная) цена контракта формируется на основе прилагаемого Заказчиком расчета начальной (максимальной) цены с учетом всех расходов Исполнителя, связанных с оказанием услуг, оплатой транспортных расходов, а также страхование, уплату налогов и других обязательных платежей.
В рамках оказания услуг по Контракту стоимость товаров используемых при оказании услуг, а также стоимость товаров, поставляемых на объект Заказчика, для замены вышедшего из строя оборудования Заказчика, принимается с установленным лимитом денежных средств на их приобретение в размере, не превышающем 10 % от цены Контракта".
Таким образом, документацией об аукционе предусмотрены положения, которые позволяют определить необходимые затраты при оказании услуг.
4. В пункте 5.3 проекта контракта установлено следующее:
5.3. При оказании услуг персонал Исполнителя должен соблюдать правила и нормы охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации, государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
К нормативным правовым актам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся:
- правила по охране труда, а также иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, предусмотренные ТК РФ;
- единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты.
Порядок разработки, утверждения и изменения государственных нормативных требований охраны труда устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Таким образом, любой участник закупки, работающий в правовом поле Российской Федерации и соблюдающий законы Российской Федерации, обязан соблюдать указанные выше нормы и правила.
В пункте 6.2 проекта контракта установлено следующее:
6.2. Случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем основного обязательства по Контракту, которые ставят под угрозу достижение целей осуществления закупки, при наступлении которых Заказчик удерживает обеспечение исполнения Контракта, предоставленное Исполнителем:
_
г) если Исполнитель при оказании услуг не руководствовался требованиями нормативно-технической документации (ГОСТ, СНиП, СП и т.д.), включенной в Контракт (при включении) и требованиями действующего законодательства Российской Федерации, предъявляемыми к результатам оказания услуг в соответствии с условиями Контракта;
_
На заседании Комиссии УФАС, Заказчик пояснил, что в целях максимальной объективности описания объекта закупки включил в состав описания объекта закупки и в текст проекта контракта следующий текст:
5.2.2. Товары, применяемые при оказании Услуг должны соответствовать обязательным требованиям к их качеству и безопасности, предусмотренными для технологического оборудования данного рода действующим законодательством Российской Федерации, иными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, в том числе: ГОСТ IEC 60898-1-2020 "Аппаратура малогабаритная электрическая. Автоматические выключатели для защиты от сверхтоков бытового и аналогичного назначения. Часть 1. Автоматические выключатели для переменного тока" введен в действие с 01 марта 2021 года (далее ГОСТ IEC 60898-1-2020); ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия" введен в действие с 01 января 2014 года (далее ГОСТ 31996-2012); ГОСТ 8882-75 "Подшипники шариковые радиальные однорядные с уплотнениями. Технические условия" введен в действие с 01 июля 1977 года (далее ГОСТ 8882-75).
Характеристики товара по номеру позиции 85 согласно Таблице 4 должны соответствовать ГОСТ IEC 60898-1-2020; Характеристики товара по номеру позиции 87 согласно Таблице 4 должны соответствовать ГОСТ IEC 60898-1-2020; Характеристики товара по номеру позиции 86 согласно Таблице 4 должны соответствовать ГОСТ IEC 60898-1-2020; Характеристики товара по номеру позиции 83 согласно Таблице 4 должны соответствовать ГОСТ 31996-2012; Характеристики товара по номеру позиции 84 согласно Таблице 4 должны соответствовать ГОСТ 31996-2012; Характеристики товара по номеру позиции 45 согласно Таблице 4 должны соответствовать ГОСТ 8882-75; Характеристики товара по номеру позиции 46 согласно Таблице 4 должны соответствовать ГОСТ 8882-75; Характеристики товара по номеру позиции 47 согласно Таблице 4 должны соответствовать ГОСТ 8882-75; Характеристики товара по номеру позиции 55 согласно Таблице 4 должны соответствовать ГОСТ 8882-75; Характеристики товара по номеру позиции 59 согласно Таблице 4 должны соответствовать ГОСТ 8882-75; Характеристики товара по номеру позиции 60 согласно Таблице 4 должны соответствовать ГОСТ 8882-75; Характеристики товара по номеру позиции 72 согласно Таблице 4 должны соответствовать ГОСТ 8882-75; Характеристики товара по номеру позиции 78 согласно Таблице 4 должны соответствовать ГОСТ 8882-75.
Указанные выше нормы содержатся в Приложении N 2 к Контракту и с точки зрения норм гражданского права являются его неотъемлемой частью.
Следовательно, в действиях Заказчика не усматриваются нарушения Закона о контрактной системе, а довод жалобы признается необоснованным.
5. В части остальных доводов Заявителя о возможных нарушениях Заказчиком Закона о контрактной системе, Комиссия УФАС находит жалобу так же необоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 4, 8, 33, 59, 64, 65, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Порядок" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 марта 2022 г. N 44-818/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2022