Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПб ГКУ "Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ИП Айвазяна А.А. (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 6129-ЭП/22 от 04.03.2022) на действия котировочной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по благоустройству дворов Калининского района Санкт-Петербурга, не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов (извещение N 0372200138122000002) (далее - запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение об осуществлении закупки размещено 22.02.2022 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200138122000002. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 805 400, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия котировочной комиссии Заказчика, выразившиеся в неправомерном, по мнению Заявителя, отклонении его заявки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании решения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые предложения, предусмотренные пунктом 3 или 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.03.2022 NИЗК1, заявка Заявителя признана несоответствующей по следующим основаниям:
"Несоответствие информации и документов требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ) (Отклонение по п. 1 ч. 12. ст. 48 Закона N 44-ФЗ)
1) По позиции N2 "Изделие тип 2" установлены, в том числе, следующие требования: "Предельное отклонение по ширине камня по верхней кромке: больше - 4 и не более +4" В заявке участник закупки предоставил по позиции N2 "Изделие тип 2" , в том числе, следующие сведения: "Предельное отклонение по ширине камня по верхней кромке: больше - 4 и +4 мм" При этом В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки (раздел 2 приложения 3 извещения об электронном запросе котировок): "Требования, установленные с использованием иных слов, словосочетаний, знаков препинаний, сочетаний знаков, сочетаний символов и слов, символов, не предусмотренных данной инструкцией, должны предоставляться в неизменном виде (без слов/словосочетаний "должен", "должен быть" во всех склонениях)". Таким образом, изменив по позиции N2 "Изделие тип 2" значение показателя " Предельное отклонение по ширине камня по верхней кромке ", являющегося неизменным, участник закупки предоставил информацию, несоответствующую требованиям".
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "м" - "п" п. 1, пп. "а" - "в" п. 2, п. 3 или п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе, при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная пп. "а и "б" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная пп. "а" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
Описание объекта закупки содержится в Приложении N 1 к извещению об осуществлении запроса котировок в электронной форме.
Требования к поставляемым товарам установлены Заказчиком в Приложении N 2 к описанию объекта закупки.
Так, при описании товарной позиции N 2 "Изделие тип 2" Заказчиком установлено следующее требование: Предельное отклонение по ширине камня по верхней кромке: больше - 4 и не более +4.
Также из содержания извещения о проведении запроса котировок следует, что Заказчиком установлена инструкция по заполнению заявки, в силу которой требования, установленные с использованием иных слов, словосочетаний, знаков препинаний, сочетаний знаков, сочетаний символов и слов, символов, не предусмотренных данной инструкцией, должны предоставляться в неизменном виде (без слов/словосочетаний "должен", "должен быть" во всех склонениях)".
Таким образом, с учетом особенности описания указанной товарной позиции с использованием совокупности слов и символов, прямо не указанных в инструкции, участник закупки был обязан указать значения рассматриваемого показателя характеристики товара в неизменном виде.
Из содержания заявки Заявителя следует, что в отношении вышеприведенной товарной позиции участником закупки предлагается товар со следующими характеристиками: Предельное отклонение по ширине камня по верхней кромке: больше - 4 и +4 мм.
Таким образом, в данном случае участник закупки пренебрег требованиями инструкции, установленной в извещении, и изменил значения показателя, следовательно, в действиях комиссии Заказчика не усматривается нарушение требований Закона о контрактной системе при принятии решения об отклонении заявки Заявителя от участия в запросе котировок, в связи с ее несоответствием требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
2. Относительно утверждения Заявителя о нарушении Заказчиком порядка заключения контракта путем невключения в заключаемый по итогам закупки контракт сведений о характеристиках поставляемого товара и стране происхождения товара, предусмотренных п.п д) п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, Комиссия УФАС отмечает, что обстоятельства, на которые указывает Заявитель в своей жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам, поскольку размещенный в ЕИС для подписания победителем закупки проект контракта содержит сведения, предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе, в том числе, сведения о характеристиках и стране происхождения поставляемого товара.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
3. В результате внеплановой проверки обстоятельств размещения рассматриваемой закупки Комиссией УФАС установлено следующее.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Как уже было установлено ранее в соответствии с вышеуказанным Приложением Заказчиком установлены требования в отношении ряда товарных позиций, таких как "Изделие тип 1" и "Изделие тип 2".
В частности, в соответствии с пунктом 20 Приложения N 2 Заказчиком установлены следующие требования:
"технические и качественные характеристики: Предельные отклонения, внешний вид, дефекты: предельное отклонение по ширине камня по верхней кромке: больше -4 и не более -4".
В силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в закупке.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявки. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить предложение в отношении объекта закупки в соответствии с потребностями Заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами комиссии.
Неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами комиссии.
Инструкция по заполнению заявки на участие в запросе котировок установлена Заказчиком в Приложении N 3 к извещению об осуществлении закупки и содержит следующий порядок предоставления сведений в отношении значений показателей:
"Заявка должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Заказчиком установлено разделение показателя на наименование показателя и требование к значению показателя, для разделения наименования показателя и требования к значению показателя используются символ ":", словосочетания "должно быть", "должны быть", "должен быть", "должна быть". Заказчиком установлены следующие виды требований к значению показателя: - требования, устанавливающие максимальные и (или) минимальные значения; - требования, устанавливающие значения, которые не могут изменяться (должны предоставляться в неизменном виде); - требования, устанавливающие альтернативные значения
В случае если значения (свойства) товара перечислены в наименовании показателя или в требовании к значению показателя через знак "," (запятая), союз "и", участнику необходимо указать все характеристики, указать значения для всех наименований показателя, все разновидности (размеры, сорта, группы, виды, марки, режимы, классы) материала со всеми перечисленными Заказчиком значениями, наименованиями показателя для каждой разновидности материала
В случае установления (определения) в приложении к Описанию объекта закупки соответствующего максимального значения показателя товара (использованы слова : "не более") участником закупки должно быть представлено конкретное количественное (числовое) значение такого показателя товара равное или меньшее установленного максимального значения указанного показателя товара, выраженное в единицах измерениях, определенных в приложении к Описанию объекта закупки относительно указанного показателя товара, не содержащее указания на сведения относительно максимальности его значения (слова "не более").
Требования, установленные с использованием иных слов, словосочетаний, знаков препинаний, сочетаний знаков, сочетаний символов и слов, символов, не предусмотренных данной инструкцией, должны предоставляться в неизменном виде (без слов/словосочетаний "должен", "должен быть" во всех склонениях), если данные требования содержат альтернативные значения (свойства) товара, участник указывает остальные значения, зависящие от этих свойств (значений) товара для каждого свойства соответственно".
Изучив вышеуказанные положения инструкции и формат требований к товарам, Комиссия УФАС пришла к выводу, что положения инструкции являются противоречивыми и не позволяют надлежащим образом заполнить заявку на участие в запросе котировок, поскольку не содержат исчерпывающий перечень случаев относительно порядка предоставления сведений, а также не позволяют безусловно определить, следует ли предоставлять значения в неизменном виде, либо в виде конкретных значений.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями извещения, что является нарушением п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
4. Принимая во внимание ранее выданное Заказчику, котировочной комиссии предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе, Комиссия УФАС не находит оснований для повторной выдачи предписания об устранении выявленного в рамках рассмотрения настоящей жалобы нарушения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Айвазяна А.А. необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с ранее выданным.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 марта 2022 г. N 44-783/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2022