Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Родильный дом N 10" (далее - Заказчик):
ООО "Флагман" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 6244-ЭП/22 от 05.03.2022) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку металлических стеллажей и шкафов в 2022 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 07.02.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200006322000008. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 685 000, 00 рублей.
В жалобе ООО "Флагман" обжалует действия аукционной комиссии, выразившиеся в неправомерном признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям извещения о закупке.
Согласно представленным возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в том числе в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.02.2022 NИЭА1, заявка Заявителя была отклонена по следующим основаниям:
На основании п.1 ч.12 ст. 48 44-ФЗ - непредставления информации и документов, предусмотренных извещением, несоответствия таких информации и документов (Участник предоставил недостоверные сведения. В позиции 1 "Шкаф металлический 1830*472*458" в заявке участника указано: "Высота: 1800 мм; Глубина: 400 мм; Длина: 400 мм", при этом "размеры 1830*472*458 мм _". В позиции 2 "Шкаф металлический 832*1215*458" в заявке участника указано: "Высота: 500 мм; Глубина: 400 мм; Длина: 1200 мм", при этом "размеры 832*1215*458 мм _".).
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям извещения принято в связи с несоответствием предлагаемого участником закупки товара требованиям, установленным в извещении о закупке.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, представленными Заказчиком, Комиссия УФАС отмечает, что, принимая оспариваемое Заявителем решение о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям извещения, комиссия Заказчика не учла следующего.
В соответствии с п.п. а) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Комиссия УФАС констатирует, что описание объекта закупки содержится в составе извещения о проведении рассматриваемой закупки.
Так, при описании товарной позиции N 1 "Шкаф металлический 1830*472*458" Заказчиком установлены следующие требования:
Код КТРУ и наименование товара в соответствии с КТРУ*(1) |
Код ОКПД2 |
Наименование товара |
Требования к значениям показателей (характеристик) товара или эквивалентности предлагаемого к использованию товара, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика *(2) |
31.01.11.121-00000005 Шкаф хозяйственный металлический |
31.01.11.121 |
Шкаф металлический 1830*472*458 |
Описание по КТРУ: Вид товара: Секция шкафа; Высота: Глубина: Глубина полки: Длина: Длина полки: Количество полок: Система запирания ключевого замка: Ригельная; Тип конструкции шкафа: Сборно-разбрная; Тип напольной опоры: Цоколь; Тип шкафа: Отдельностоящий. Дополнительные характеристики: Материал каркаса: углеродистая сталь качественная толщиной стенки не менее 0,7 мм. Уровни хранения: не менее трех уровней хранения должны быть регулируемыми по высоте с шагом крепления не менее 45 и не более 55 мм. Двери: распашные. Замок врезной, предназначенный для использования в металлической мебели с распашными дверями. Количество ключей в комплекте не менее 2 шт. Количество дверей 1. Дверь имеет стальные ребра жесткости. Должна быть возможность регулировки высоты установки полок. Максимальная нагрузка на полку более 55 кг. Данные размеры 1830*472*458 подобраны с учётом того, что изделия будут устанавливаться в нишу. Покрытие всех элементов шкафа осуществляется термоотверждаемой эпоксидно-полиэфирной порошковой краской на основе полиэфирной и эпоксидной смол. При отверждении образовывает пленку с высокой твердостью и отличными физико-механическими свойствами; высокой стойкостью к моющим средствам; смазочным веществам. Покрытие нанесено на внешние и внутренние поверхности всех элементов. Толщина покрытия не менее 60 и не более 120 мкм. Прочность покрытия при ударе более 60 см. Цвет: серый полуматовый. Продукция не должна создавать в помещении специфического запаха более 2 баллов. Сталь ГОСТ 16523-98. Толщина проката не более 0,7 мм. Товар должен быть изготовлен не ранее 2021 года. |
Из содержания заявки Заявителя следует, что в отношении вышеприведенной товарной позиции участником закупки предлагается товар, в том числе, со следующими характеристиками: Высота: 1800 мм; Глубина: 400 мм; Длина: 400 мм.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что Заказчику требуются шкафы с конкретными не изменяемыми габаритными размерами, указанными Заказчиком в наименовании товара.
В свою очередь, Комиссия УФАС констатирует, что извещение о проведении рассматриваемой закупки не содержит требования о том, что в отношении указанной товарной позиции Заказчиком установлены требования к габаритным размерам, как к неизменяемым характеристикам.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что значения характеристик габаритных размеров предлагаемого к поставке товара в полной степени удовлетворяют требованиям Заказчика, установленным в описании указанного товара.
К аналогичному выводу Комиссия УФАС приходит и в отношении предложенных Заявителем габаритных размеров по товарной позиции N 2 "Шкаф металлический 832*1215*458".
В связи с указанными обстоятельствами у аукционной комиссии отсутствовали основания для отклонения заявки Заявителя. Кроме того, Комиссия УФАС отмечает, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки указывать конкретное наименование предлагаемого им к поставке товара.
Таким образом, Комиссия УФАС констатирует нарушение аукционной комиссией ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном отклонении заявки ООО "Флагман".
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя обоснованными.
2. В результате внеплановой проверки обстоятельств размещения рассматриваемой закупки Комиссией УФАС установлено следующее.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что при описании товарной позиции N 1 "Шкаф металлический 1830*472*458" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования:
Высота: 1800 и < 2000 мм; Глубина:
400 и < 500 мм; Длина:
400 и < 500 мм.
Анализ вышеприведенного положения извещения о проведении аукциона, описывающего объект закупки, позволяет прийти к выводу, что приведенные Заказчиком требования не позволяют однозначно определить потребности Заказчика, поскольку определяют различные значения габаритных размеров закупаемого шкафа.
Аналогичное нарушение также допущено Заказчиком при описании товарной позиции N 2.
Таким образом, Комиссия УФАС констатирует в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выявленные в действиях Заказчика и членов его аукционной комиссии нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении путем внесения изменений в извещение о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Флагман" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика и членов его аукционной комиссии.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
-------------------------------------------
*(1) Каталог товаров, работ, услуг (Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145)
*(2) Обоснование необходимости включения дополнительной информации, не содержащейся в КТРУ: в соответствии с п. 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) заказчик обязан предоставлять обоснование только при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога.
В случае если описание, приведенное в каталоге товаров, работ, услуг не позволяет в полном объеме идентифицировать необходимый товар однозначным образом; Заказчик устанавливает дополнительные характеристики для определения соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика.
Ввиду того, что технические стандарты, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, не могут в полной мере отразить все необходимые заказчику качественные характеристики объекта закупки, документация может содержать иные показатели.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 марта 2022 г. N 44-786/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2022