Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле СанктПетербурга (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей ООО "Турэксперт" (далее - Заявитель) уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 6246-ЭП/22 от 05.03.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению ежегодного Фестиваля мороженого (извещение N 0172200006922000003) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 18.02.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200006922000003. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 200 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласны и считают ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно п. 11 ч. 1. ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Согласно п.п. 24-25 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном п. 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, пп. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком для оценки заявок участников закупки использован, в том числе, критерий "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно электронному документу "Приложение_N_4_(Порядок_рассмотрения_и_оценки_заявок)[1].docx" к извещению о проведении закупки одним из показателей названного критерия является "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", который в свою очередь содержит детализирующий показатель оценки "Общее количество исполненных участником закупки договоров".
В вышеуказанном документе содержится следующий порядок оценки в рассматриваемой части:
"При оценке заявок лучшим условием исполнения контракта по указанному критерию оценки признается предложение участника конкурса с наибольшим общим количеством исполненных участником закупки контрактов (договоров).
Предметом договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю "Общее количество исполненных участником закупки договоров", является оказание услуг (работ) по организации и (или) проведению общегородских, районных или муниципальных мероприятий, включающих в себя привлечение организаций - производителей продовольственных товаров,с организацией развлекательных программ.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта работы, связанного с предметом контракта: исполненный договор (договоры) с приложением акта (актов) приемки оказанных услуг (работ), составленные при исполнении такого договора (договоров).
К оценке принимаются документы, предусмотренные настоящим абзацем, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Последний акт, составленный при исполнении каждого договора должен быть подписанне ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
К оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), при исполнении которого исполнителем исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом".
Из пояснений представителя Заказчика следует, что указанный критерий оценки выбран Заказчиком исходя из его права на установление критериев, позволяющих определить участника закупки, наиболее удовлетворяющего потребностям Заказчика, направленных на надлежащее исполнение государственной программы Санкт-Петербурга.
В целях обеспечения благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, формирования условий для максимально полного удовлетворения потребностей населения Санкт-Петербурга в товарах и услугах, создания условий для обеспечения прав потребителей в Санкт-Петербурге постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 554 утверждена государственная программа Санкт-Петербурга "Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге" (далее - Государственная программа).
Одной из основных задач Государственной программы является предупреждение нарушений в сфере качества и безопасности товаров и услуг, реализуемых в Санкт-Петербурге, и обеспечение эффективной защиты прав потребителей.
Согласно пункту 6 раздела 10.4 Государственной программы организация проведения ежегодного Фестиваля мороженого реализуется путем осуществления закупок для обеспечения нужд Санкт-Петербурга с привлечением к участию производителей мороженого Санкт-Петербурга.
Реализация мероприятия осуществляется в соответствии с распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 18.05.2001 N 203-ра "О проведении ежегодного Фестиваля мороженого в Санкт-Петербурге" (далее - распоряжение N 203-ра).
Согласно пункту 5.1 распоряжения N203-ра Комитету, являющемуся правопреемником Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга на основании пункта 1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.04.2019 N 269 "О мерах по совершенствованию управления в сфере промышленной политики, инноваций и торговли Санкт-Петербурга", поручено привлечь к участию в Фестивале мороженого производителей мороженого Санкт-Петербурга, Ленинградской области, других регионов.
В соответствии с пунктом 6.2.4 Описания объекта закупки, являющегося приложением N 1 к извещению об осуществлении закупки (далее - Описание объекта закупки), Исполнитель по государственному контракту привлекает к участию в мероприятии не менее пяти производителей мороженого Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов, то есть производителей продовольственных товаров.
Учитывая массовый характер мероприятия, в том числе участие в нем детской и семейной аудитории, пожилых людей, воспитанников социальных учреждений города, Исполнитель при привлечении участников мероприятия, а также при проведении мероприятия должен в полном объеме знать и применять нормативно-правовую базу в сфере качества и безопасности пищевой продукции в целях защиты жизни и здоровья человека, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей).
В соответствии с требованиями раздела 6 (требования к качеству оказываемой услуги) Описания объекта закупки на Исполнителя возложена обязанность обеспечения надлежащего качества продукции общественного питания, используемой на мероприятии и при необходимости сертифицированной в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Так, в силу статьи 15 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Положения статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) содержат санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам. На основании Федерального закона N 52-ФЗ утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001 и введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.11.2001 N36 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. СанПиН 2.3.2.1078-01", которые устанавливают гигиенические нормативы безопасности и пищевой ценности для человека пищевых продуктов, а также требования по соблюдению указанных нормативов при изготовлении пищевых продуктов.
Приложение 3 к Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), принятому Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, содержит гигиенические требования к безопасности пищевой продукции, в том числе мороженого всех видов из молока и на молочной основе.
Кроме того, Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013), принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 устанавливает обязательные для применения и исполнения требования безопасности к молоку и молочной продукции, выпускаемых в обращение на таможенной территории Таможенного союза, к процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке молока и молочной продукции для обеспечения их свободного перемещения.
Исполнитель с целью исполнения своих обязательств по государственному контракту при привлечении организаций - производителей продовольственных товаров должен обеспечить контроль качества продукции, что с учетом специализации требований к качеству и безопасности продовольственной продукции требует от Исполнителя опыта в сфере организации мероприятий, связанных с торговлей именно продовольственными товарами различных производителей.
В соответствии с пунктом 6.2.8 Описания объекта закупки Исполнитель обеспечивает организацию развлекательной программы, в том числе:
работу на территории мероприятия не менее двух интерактивных площадок.
работу ведущего (общее время выступления не менее 6 часов).
выступление музыкальных исполнителей (не менее двух человек, общее время выступления не менее 40 минут).
выступление взрослых вокальных или танцевальных коллективов (не менее двух коллективов, общее время выступления не менее 40 минут).
выступление детских вокальных коллективов (не менее двух коллективов, общее время выступления не менее 40 минут).
выступление детских танцевальных коллективов (не менее двух коллективов, общее время выступления не менее 40 минут).
выступление артистов циркового жанра (не менее трех артистов, общее время выступления не менее 60 минут).
работу детских аниматоров (не менее шести человек, не менее шести часов).
привлечение к участию в мероприятии воспитанников социальных учреждений города.
-проведение различных конкурсных программ: конкурс рисунка на асфальте, рисунка на бумаге, поделок из бумаги, проведение соревновательных игр, викторин по теме проводимого мероприятия.
разработку и реализацию креативного элемента культурной программы мероприятия, объединяющего участвующих в мероприятии организаций, занимающихся производством мороженого.
подведение итогов конкурсов, организация вручения призов подарков.
исполнитель обеспечивает музыкальное сопровождение мероприятия согласно тематике.
Проанализировав сведения извещения о проведении аукциона Комиссия УФАС пришла к выводу, что порядок оценки в рассматриваемой части соответствует п.28 Положения и положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, данный довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Турэксперт" необоснованной
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 марта 2022 г. N 44-855/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.03.2022