Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А. М.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С. И.,
в присутствии представителей:
от заказчика - Малай А. А.,
от ИП Авдеева В. Я. - Ноздрина Р. М., Зинченко К. В.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из Управления ЖКХ Администрации города Ессентуки поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ИП Авдеева В. Я. по факту осуществления закупки путём проведения аукциона в электронной форме N 0321300041421000006 "Выполнение работ по разработке проектной документации сети веломаршрутов, организации велополос, велозон".
Заказчик указывает, что расторг контракт в одностороннем порядке.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ИП Авдеева В. Я. в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
По результатам проведения аукциона в электронной форме N 0321300041421000006 "Выполнение работ по разработке проектной документации сети веломаршрутов, организации велополос, велозон" 13.04.2021 г. между Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки от имени муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки Ставропольского края и ИП Авдеевым В. Я. был заключен Муниципальный контракт N 0321300041421000006-01 на выполнение работ по разработке проектной документации сети веломаршрутов, организации велополос, велозон (далее - Контракт).
Согласно 1.2. Контракта сроки выполнения работ установлены :
1 этап - эскизный проект: 40 (сорок) календарных дней с момента подписания муниципального контракта.
2 этап - партисипаторная работа с жителями: 30 (тридцать) календарных дней
3 этап - проектная документация: 40 (сорок) календарных дней с момента подписания акта выполненных работ по 1 и 2 этапу.
Частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 2.1.4. Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии положениями частей 8 - 26 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";17.11.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
22.02.2022 г. Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0321300041421000006-01 в связи с нарушением Подрядчиком сроков выполнения работ.
Вместе с тем, согласно п. 3 ч. 6 ст. 8 Закона N 360 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 360-ФЗ):
с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Согласно ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
При этом, Решение о расторжение контракта принято Заказчиком 22.02.2022 г., однако, по состоянию на 14.03.2022 не размещено в ЕИС в "дополнительной информации", что нарушает порядок расторжения контракта, установленный ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, в материалы дела не представлены доказательства того, что Заказчиком Решение от 22.02.2022 г. было передано лицу, имеющему право действовать от имени поставщика, лично под расписку или направлено по адресу поставщика, указанному в контракте.
Так же Заказчиком на заседание Комиссии не представлена информация с копиями подтверждающих документов об отсутствии поставщика (по адресу, указанному в контракте.
Таким образом, Комиссии не представляется возможным установить дату надлежащего уведомления Поставщика о принятом решении Заказчиком.
В силу п. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в связи с невозможностью установления даты надлежащего уведомления подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, не представляется возможным установить дату вступления Решения от 22.02.2022 г. в законную силу.
Далее, согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как было установлено выше, Заказчиком не были представлены доказательства того, что Решение о расторжении контракта было направлено в адрес поставщика, что не дает возможности установить отсутствие нарушений со стороны Заказчика в данной части.
Кроме того, Комиссией при проведении внеплановой проверки было установлено, что Подрядчиком были приняты все возможные меры для надлежащего исполнения условий контракта в надлежащий срок, а именно:
Как следует из возражений ИП Авдеевым В. Я. И документов, представленных в материалы дела работы были своевременно выполнены и предоставлены Заказчику, замечании от Заказчика не поступало. Тем не менее Заказчик уклоняется от подписания акта выполненных работ на основании того, что в техническом задании есть условие, что проекты организации дорожного движения с учетом движения велосипедистов в г. Ессентуки на улично-дорожной сети на следующих улицах: ул. Володарского, ул. Привокзальная, ул. Железнодорожная, ул. Орджоникидзе, ул. Кисловодская, ул. Интернациональная, ул. Буачидзе, Суворовское ш., ул. Титова, ул. Гагарина, ул. Садовая, ул. Чапаева, ул. Первомайская, ул. Октябрьская, ул. Пятигорская, ул. Анджиевского должны быть согласованы с отделом ГИБДД ОМВД России но г. Ессентуки.
Проекты организации дорожного движения были отправлены в отдел ГИБДД Отдела МВД России по г. Ессентуки, на что был получен ответ: Отдел ГИБДД Отдела МВД России по г. Ессентуки не возражает против организации велодорожек и велозон в границах существующих автомобильных дорог и тротуаров г. Ессентуки, при условии выполнения требований пункта 6.2. ГОСТ 33150-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек", раздела 4.5.3-ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", пункта 4.37 СП 34.13330.2010 "Строительные нормы и правила. Автомобильные дороги", в части обеспечения безопасности дорожного движения (письмо N9/1324 от 07.07.2021 г.). С учётом требований ГИБДД, организация велосипедного движения на улицах, указанных Заказчиком в техническом задании, возможна только при условии создания обособленных велосипедных или велопешеходных дорожек за пределами проезжей части дорог, что в свою очередь противоречит условиям технического задания. Таким образом Заказчик изначально указывает в техническом задании условия, при которых получить согласование в органах ГИБДД невозможно.
В соответствии с частью 2 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе", в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Исходя из положений статьи 104 ФЗ "О контрактной системе" реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (часть 9 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе").
Административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Ставропольского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения предпринимателя при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Комиссия Ставропольского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия заказчика и предпринимателя на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ "О контрактной системе", в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения ИП Авдеева В. Я. в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104 Закона N 44-ФЗ и п. а ч. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ИП Авдеева В. Я. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Е. В. Вишневская
Члены комиссии
А. М. Резцова
С. И. Рошевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 14 марта 2022 г. N РНП-26-1743
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2022