Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С. И.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А. М.,
в присутствии представителей:
от заказчика - в отсутствие представителя,
от ООО "Севкавгипроводхоз" -Носов А.К.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из МКУ "УКС" г. Пятигорска поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Севкавгипроводхоз" по факту осуществления закупки путём проведения открытого конкурса в электронной форме N 0121200004721000292 "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Строительство транспортной развязки улица Ермолова - улица Беговая и улица Ипподромная города-курорта Пятигорска"".
Заказчик указывает, что ООО "Севкавгипроводхоз" не исполнило условия контракта, в связи, с чем заказчик в одностороннем порядке расторг контракт.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "Севкавгипроводхоз" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
16.03.2022 г. Комиссия, проанализировав представленные материалы, выслушав сторону, установила следующее:
В своем обращении Заказчик указал следующее: По результатам проведения открытого конкурса в электронной форме N 0121200004721000292 "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Строительство транспортной развязки улица Ермолова - улица Беговая и улица Ипподромная города-курорта Пятигорска"", между МКУ "УКС" г. Пятигорска и ООО "Севкавгипроводхоз" 29.04.2021 г. заключен контракт на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Строительство транспортной развязки улица Ермолова - улица Беговая и улица Ипподромная города-курорта Пятигорска"".
В соответствии с условиями Контракта ООО "Севкавгипроводхоз" приняло на себя обязательство выполнить работы по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Строительство транспортной развязки улица Ермолова - улица Беговая и улица Ипподромная города-курорта Пятигорска" в соответствии с заданием на разработку проектно-сметной документации (п. 1.1. Контракта).
Цепа контракта составляет 20 000 000 (двадцать миллионов) рублей 00 копеек.
Согласно п. 9.1 Контракта, окончание работ по контракту: не позднее 1 ноября 2021 г. Предоставление проектно-сметной документации для прохождения государственной экспертизы - не позднее 01 сентября 2021 г.
До 27.12.2021 г. контракт подрядчиком не исполнен, результат работ не принят.
В связи с ненадлежащим исполнением Поставщиком своих обязательств Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное разделом 10 Контракта, ст. 95 Федерального Закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ, принял решение о расторжении контракта.
Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения стороны, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
Согласно статьям 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом, в соответствии с условиями контракта, требованиями закона.
Частью 8 статьи 95 Закона о закупках расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о закупках заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 3 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, потребовать от подрядчика безвозмездного устранения недостатков в разумный срок.
Таким образом, Заказчик имел право принять решение о расторжении контракта.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Далее, в соответствии с частью 2 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе", в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Исходя из положений статьи 104 ФЗ "О контрактной системе" реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (часть 9 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе").
При этом, в ходе рассмотрения сведений установлено, что:
30 июля 2021 г. ООО "Севкавгипроводхоз" передало МКУ "УКС" отчеты но результатам инженерных изысканий, а МКУ "УКС" согласовало полученную техническую документацию, что подтверждается Актом передачи документации.
29 октября 2021 г. ООО "Севкавгипроводхоз" передало МКУ "УКС" проектную документацию, что подтверждается Актом приема-передачи документации.
27 декабря 2021 г. МКУ "УКС" было принято решение о расторжении контракта в порядке, предусмотренном ст. 95 ФЗ-44, в связи с тем, что работы не окончены и не сданы в полном объеме.
ООО "Севкавгипроводхоз" 30 декабря 2021 г. направило ответ на решение от 27.12.2021 г., в котором указало, что работы выполнены и переданы в АУ СК "Госу дарственная экспертиза в сфере строительства" для прохождения экспертизы согласно условиям Контракта, а также указало срок получения.
При выполнении работ ООО "Севкавгипроводхоз" 19 июня 2021 г. ООО "Севкавгипроводхоз" запросило в АО "Пятигорскгоргаз" технические условия для разработки переустройства сетей газоснабжения. Однако они не были выданы и 23 сентября 2021 г. был повторно направлен запрос на предоставление технических условий и только лишь 10 марта 2022 г. АО "Пятигорскгоргаз" выдало технические условия на пересечение проектируемым дорожным полотном коммуникаций.
Согласно пункту 8.1. Муниципального контракта "Ни одна из Сторон не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту, обусловленные обстоятельствами которые Стороны не были в состоянии предвидеть или предотвратить".
ООО "Севкавгипроводхоз" не мог предвидеть или предотвратить несвоевременную выдачу тех. условий АО "Пятигорскгоргаз" и не мог повлиять на указанную организацию, без содействия Заказчика.
Административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Ставропольского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения общества при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Комиссия Ставропольского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия заказчика и Общества на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ "О контрактной системе", в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения ООО "Севкавгипроводхоз" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 95 Закона N 44-ФЗ и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "Севкавгипроводхоз" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
С.И. Рошевский
Члены комиссии
Е.В. Вишневская
А.М. Резцова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 16 марта 2022 г. N РНП-26-1747
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2022