Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
государственного инспектора отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Смерчанской Н.В.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - в отсутствие представителя,
от ООО "ЧОП "Витязь-СК" - в отсутствие представителя,
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "ЧОП "Витязь-СК" на действия заказчика - ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321100032622000019 "Услуги частной охраны (Выставление поста охраны) Зона 8".
Заявитель обжалует действия заказчика в части закупки.
Комиссия, выслушав стороны, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
Рассмотрев доводы жалобы ООО "ЧОП "Витязь-СК", Комиссией установлено следующее:
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки
В силу ч. 2, ч. 3 ст. 42 Закона N44- ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
1. По первому доводу заявителя установлено следующее:
При описании объекта закупки Заказчиком был использован код позиции КТРУ: 80.10.12.000-00000003 который предусматривает наличие групп быстрого реагирования при исполнении услуг исполнителем, в связи с чем это требование законно.
Согласно ст. 780 "Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
Таким образом, Заказчик вправе требовать оказание услуг "лично", то есть "собственными силами", в том числе иметь "собственную" ГБР.
Кроме того подпунктом а) пункта 5 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", при осуществлении услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию, дополнительным обязательным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии (лицензиата), является наличие у него служебного огнестрельного оружия.
В силу пунктов 1.1 и 1.3 "ГОСТ Р 59044-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.09.2020 N 674-ст) (далее - ГОСТ Р 59044-2020) настоящий стандарт устанавливает общие требования к организации охранных услуг, связанных с охраной объектов и/или имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны (ТСО), перечень видов которых устанавливает Правительство Российской Федерации, и/или с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию. Требования настоящего стандарта распространяются на объекты независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.
Требования настоящего стандарта предназначены для применения заказчиками охранных услуг, а также частными охранными организациями, оказывающими услуги, связанные с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны.
В силу пункта 5.2 ГОСТ Р 59044-2020 состав мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования), используемой для охраны объектов и/или имущества на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, должен состоять не менее чем из двух охранников, которые должны быть вооружены служебным огнестрельным оружием из расчета не менее одного вооруженного охранника на группу, а также должны быть оснащены оборудованием, позволяющим передавать сигнал о ее месте нахождения (месте нахождения транспортного средства) в дежурное подразделение частной охранной организации с круглосуточным режимом работы в режиме реального времени.
Состав мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования), используемой для охраны иной категории объектов, в отношении которых не установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, рекомендуется формировать не менее чем из двух охранников, которые должны быть вооружены служебным огнестрельным оружием из расчета не менее одного вооруженного охранника на группу.
Согласно пункту 5.6 ГОСТу Р 59044-2020- время прибытия мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования) на охраняемый объект с момента поступления сообщения от оперативного дежурного охранной организации должно составлять:
- в городах с населением от 500 тыс. человек - не более 15 мин;
- в городах с населением менее 500 тыс. человек - не более 10 мин.
Заказчиком в описание объекта закупки, в том числе установлено требование о наличии группы быстрого реагирования (ГБР).
Наличие у Исполнителя возможности оперативного реагирования, усиления сил и средств с привлечением группы быстрого реагирования (ГБР) для обеспечения безопасности на охраняемом объекте в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций (без дополнительной оплаты услуг).
С учетом изложенного, оспариваемые ООО "ЧОП "Витязь-СК" условия, о наличии у исполнителя групп быстрого реагирования, установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства к исполнителю, в связи с чем не может быть расценено как ограничение количества участников закупки.
Доводы заявителя о том, что это два разных вида услуг охраны, и каждая должна закупаться отдельным лотом не соответствуют действительности, поскольку ГБР должна реагировать на вызов в экстренных ситуациях, при возникновении внештатных ситуаций возникших на охраняемом объекте.
Таким образом, данный довод заявителя необоснован.
2. По второму доводу заявителя установлено следующее:
Заявитель считает, что пункт "л" в Приложении N3 не может быть установлен, так как закупка проводится для частных охранных организаций (Приложение N1 к извещению), а согласно ст.1 Закона РФ N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ", "частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам", т.е. Заказчик устанавливает взаимоисключающие условия для участия в закупки.
Вместе с тем на рассмотрении дела в ходе рассмотрения дела было установлено:
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N44- ФЗ), Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи.
Согласно п.п. "л" п.1 ч. 1 ст. 43 Закона N44-ФЗ, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом N44-ФЗ, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в том числе декларацию о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона N44-ФЗ.
Установленные Заказчиком ограничения в виде закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций не противоречат Закону о контрактной системе.
Таким образом, данный довод заявителя необоснован.
3. По третьему доводу заявителя установлено следующее:
Заявитель утверждает, что согласно п. 5 ст. 42 ФЗ 44 "Не позднее двух ней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки от которого поступил такой запрос". По общему правилу срок определяется конкретной календарной датой или истечением периода времени в годах месяцах, неделях, днях или часах (ст. 190 ГК РФ). Таким образом, если в конкретной норме Закона N 44-ФЗ нет указания на то, что срок рассчитывается в рабочих днях, расчет необходимо осуществлять в календарных днях.
Вместе с тем на рассмотрении дела в ходе рассмотрения дела было установлено:
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее РФ) начало течения срока, определенного периодом времени начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Согласно статье 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
05.03.2022 в адрес Заказчика поступило уведомление о поступлении запроса на разъяснение положений извещения по закупке N 0321100032622000019.
В первый рабочий день, следующий после выходных и праздничных Дней (6, 7, 8 марта), то есть 09.03.2022 Заказчиком опубликованы разъяснения положений извещения по закупке N 0321100032622000019, что не является нарушением сроков о даче разъяснений положений извещения по закупке.
Таким образом, данный довод заявителя необоснован.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика в части доводов заявителя нарушений требований Закона N44-ФЗ не установлено.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЧОП "Витязь-СК" на действия заказчика - ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321100032622000019 "Услуги частной охраны (Выставление поста охраны) Зона 8" - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии Е.В. Вишневская
Н.В. Смерчанская
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 17 марта 2022 г. N 026/06/42-415/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2022