Резолютивная часть решения оглашена 11.03.2022 года
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "ГлобалАвто" (г.Павлово) (далее заявитель, Общество) на положения документации при проведении электронного аукциона по "Приобретению подвижного состава городского транспорта общего пользования (автобусы) (извещение N 0328300032822000096) в присутствии представителей заказчика - Управления транспорта и связи администрации города Владимира _ (доверенность от 09.03.2022 N 46-01/2022), _. (распоряжение о приеме работника на работу от 27.05.2019 N64-к); представителя уполномоченного органа- Управления муниципального заказа администрации города Владимира _; представителей заявителя- ООО "ГлобалАвто" .. (доверенность от 09.03.2022 б/н), _. (доверенность от 09.03.2022 б/н).
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-129/2022 Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "ГлобалАвто" на положения документации при проведении электронного аукциона по "Приобретению подвижного состава городского транспорта общего пользования (автобусы) (извещение N 03283000328220000096).
По мнению заявителя, аукционная документация составлена с нарушениями положений пункта 1 части 1, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а именно:
1.Совокупность требований пунктов 8.1.1, 8.1.3, 8.4, 9.3, 9.4, 9.5, 9.7, 9.8 10.1, 18.1, 20.1, установленных к автобусу с типом двигателя- газовый, и совокупность требований пунктов 8.1.1, 8.1.3, 8.3, 8.3.1, 9.3, 9.4, 18.1, установленных к автобусу с типом двигателя - дизель приводят к ограничению количеству участников закупки.
Совокупность установленных техническим заданием характеристик автобусов соответствуют только одному производителю ОАО "Минский автомобильный завод" автобусы- МАЗ 203946 и МАЗ- 206045.
2.Объектом закупки является приобретение автобусов: Автобус (КТРУ- 29.10.30.000-00000005_-10 шт., Автобус (КТРУ - 29.10.30.000-00000009)-7 шт. Указанные автобусы имеют различные технические характеристики, сроки поставки, тип топлива, однако объединены в один Лот.
3.Заказчиком установлены показатели товара которые противоречат друг другу, пункт 20.3 технического задания. Установка предпускового подогревателя (газового) на автобусе, использующего дизельное топливо- невозможно.
В силу изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, отменить процедуру определения поставщика, провести внеплановую проверку осуществления закупки, признать в действиях заказчика нарушения законодательства РФ, выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В обоснование правомерности действий заказчика представитель заказчика пояснил следующее.
При описании объекта закупки Заказчик руководствовался нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Технические, качественные и функциональные характеристики товара указаны в приложение N1 к извещению об осуществлении закупки.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении закупки такие характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки. Законом о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц 223-ФЗ (далее - Закон о закупках) не предусмотрены ограничения по включению в документацию конкурса требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.
Закон о закупках не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для нужд Заказчика товара в документации об открытом конкурсе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
На основании изложенного, представитель заказчика просит отказать в удовлетворении заявленных требований, изложенных в жалобе общества.
Представитель уполномоченного органа, поддержал позицию заказчика и вместе с тем пояснил, что согласно действующему законодательству о закупках поставщиком может быть не только производитель товара, являющегося предметом закупки, а также производитель какого-либо другого товара, но который предлагает товар производимый иными юридическим или физическим лицом и соответствующий товару, являющемуся предмету закупки. Представитель уполномоченного органа считает, что заявитель жалобы не ограничен в своем праве на участие в закупки, Заявитель жалобы не обязан. На момент подачи заявки иметь в своем распоряжение товар, являющийся предметом закупки, а также являться его непосредственным производителем.
На основании изложенного представитель уполномоченного органа просит отказать в удовлетворении настоящей жалобы.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
22.02.2022 на официальном сайте в единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение N 0328300032822000096 о проведении электронного аукциона на приобретение подвижного состава городского транспорта общего пользования (автобусы).
Начальная (максимальная) цена контракта: 252 504 666,69 рублей.
Касаемо довода N1.
Комиссией УФАС проанализированы следующие спорные позиции Приложения N1 к Извещению об осуществлении закупки:
Автобус (ОКПД2 29.10.30.111/КТРУ29.10.30.000-00000005)
N п/п |
Наименование характеристики, ед. изм. |
Значение характеристики |
8.1 |
Габариты автобуса, мм |
|
8.1.1 |
-длина |
не менее 11 900 не более 12 000 |
8.1.2 |
-ширина |
не менее 2 500 не более 2550 |
8.1.3 |
-высота |
не менее 3 300 не более 3400 |
8.4 |
База, мм |
Не менее 5900 |
9.3 |
Рабочий объем цилиндров, см3 |
Не менее 7470 |
9.4 |
Максимальный крутящий момент, Нм при 1300-1500 об/мин |
Не менее 1100 |
9.5 |
Максимальная мощность, кВт (мин-1)по правилам ОООН N85 |
Не более 205 (2100) |
9.7 |
Газовые баллоны, л |
Не менее 1380 |
9.8 |
Класс газовых баллонов |
Не ниже - CNG-4 |
10 |
Коробка перемены передач: |
|
10.1 |
Конструкция |
Автоматическая, гидромеханическая., не менее 6-ти ступеней с гидрозамедлителем-ретардером и плавным уменьшением тормозного момента. |
18.1 |
Пассажирские двери - остекление створок дверей. |
С шириной проема 120 см. Вторая дверь должна обеспечивать беспрепятственную посадку пассажиров с ограниченными возможностями передвижения. Двери изготовить с применением закаленного стекла. |
20.1 |
- система естественной вентиляции салона |
Автобус должен быть оборудован 4-мя раздвижными форточками по левой стороне автобуса, включая водительскую и 2-мя раздвижными форточками по правой стороне, а также не менее двух люков для естественной вентиляции. Система естественной вентиляции должна соответствовать Пункту 6 Приложения N 3 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств (Требования к транспортным средствам в отношении вентиляции отопления и кондиционирования воздуха). Система естественной вентиляции должна обеспечивать содержание вредных веществ в салоне и кабине автобуса не превышающее требования Пункта 3 Приложения N 3 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств (Требования к транспортным средствам в отношении содержания вредных веществ в воздухе кабины водителя и пассажирского помещения). Вентиляция кабины водителя - через форточку и места забора воздуха фронтального отопителя. |
Автобус (ОКПД2 29.10.30.111/КТРУ 29.10.30.000-00000009)
N п/п |
Наименование характеристики, ед. изм. |
Значение характеристики |
8.1.1 |
длина |
не менее 8 800 не более 9 500 |
8.1.3 |
высота |
не менее 3 020 не более 3 200 |
8.3 |
Разрешенная максимальная масса, кг |
не более 13 450 |
8.3.1 |
Масса транспортного средства в снаряженном состоянии, кг |
не более 8 450 |
9.3 |
Рабочий объем цилиндров, см3 |
Не менее 7580 |
9.4 |
Максимальный крутящий момент, Нм при 1300-1800 об/мин. |
Не менее 792 |
18.1 |
Пассажирские двери - остекление створок дверей. |
С шириной проема 60 см передней двери и 120 см средней двери. Вторая дверь должна обеспечивать беспрепятственную посадку пассажиров с ограниченными возможностями передвижения. Двери изготовить с применением закаленного стекла. |
Аукционной документацией заявлено требование о поставке автобусов - категории М3, технически допустимая масса которых превышает 5 тонн, которые имеют более 8 мест для сидения, длинной свыше 10, но не более 16 метров (технические требования к Автобусу ОКПД2 29.10.30.111/КТРУ 29.10.30.000-00000005).
Четыре завода - производителя осуществляют изготовление автобусов указанного класса:
ООО "ЛиАЗ" производит пассажирский автобус- ЛИАЗ 529267 ;
ООО "НЕФАЗ" производит пассажирский автобус - НЕФАЗ 5299-40-57;
ООО "ВОЛГАБАС" производит пассажирский автобус - Волгабас 5270G;
ОАО "МАЗ" производит пассажирский автобус - МАЗ -203946.
Производителями пассажирского автобуса средней вместимости - категории М3, технически допустимая масса которых превышает 5 тонн, которые имеют более 8 мест для сидения, длинной до 10 метров (технические требования Автобус ОКПД2 29,10.30.111/К ГРУ 29.10.30.000-00000009) являются:
ООО "ЛиАЗ" который изготавливает пассажирский автобус- ЛИАЗ 429260;
ООО "ВОЛГАБАС" производит пассажирский автобус - Волгабас 52700Н;
ОАО "МАЗ" производит пассажирский автобус - МАЗ -206045,
ООО "НЕФАЗ" автобус средней вместимости не выпускает.
Комиссия Владимирского УФАС России рассмотрев вышеназванные спорные параметры, проанализировав представленную информацию, пришла к следующему выводу.
Аукционная документация формируется заказчиком исходя из своей потребности, в документации должны быть установлены принципиально важные и необходимые для заказчика функциональные параметры, которые должны быть значимыми и обусловлены имеющейся объективной потребностью. Однако непосредственная потребность именно в указании вышеназванных параметров не доказана, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Касаемо довода N2.
Согласно части 1 статье 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок гласит, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещено ограничивать конкуренцию между участниками закупки путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, которые являются предметом закупки.
На сегодняшний день законодательством не установлено однозначных критериев наличия или отсутствия технологической и функциональной связи, а также критериев для определения ограничения числа участников или конкуренции.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона на "Приобретение подвижного состава городского транспорта общего пользования (автобусы)" к поставки необходимы автобусы с газовым типом двигателя (код ОКПД2-29.10.30.111 код КТРУ 29.10.30.000-00000005) и автобусы с дизельном типом двигателя (код ОКПД2-29.10.30.111 код КТРУ 29.10.30.000-00000009)
В пункте 30 извещения о проведении указанного электронного аукциона установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
В силу пункта 12 указанного Постановления установлено, что для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 настоящего постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).
Код ОКПД2 29.10.30.111 входит в указанный перечень.
При таких обстоятельствах, факт ограничения количества участников закупки, при объединении указанного товара в один лот, материалами дела не доказан.
Таким образом, данный довод Заявителя является необоснованным.
Довод 3. В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Довод заявителя об установление показателей товаров которые противоречат друг другу, (пункт 20.3 технического задания- Установка предпускового подогревателя (газового) на автобусе, использующего дизельное топливо- невозможно) является необоснованным, так как в материалах дела отсутствуют доказательства вышеназванному.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГлобалАвто" на положения документации при проведении электронного аукциона по "Приобретению подвижного состава городского транспорта общего пользования (автобусы) (извещение N 0328300032822000096) частично обоснованной (в части нарушения заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в отношении заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки не выдавать ввиду ранее выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N033/06/33-127/2022.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 11 марта 2022 г. N 033/06/33-129/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2022