Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия) в составе,
в отсутствие представителей ГКУ ПК "УКС Пермского края", ООО "Камелия" (извещены надлежащим образом),
рассмотрев обращение ГКУ ПК "УКС Пермского края" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Камелия" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Реконструкция здания мастерских с кузницей под учебный центр по термической обработке и деформации металлов ГБПОУ "Лысьвенский политехнический колледж"" (1 этап строительства). (изв. N 0156200009919000487).,
УСТАНОВИЛА:
23.08.2019 г. между Заказчиком и ООО "Камелия" был заключен контракт N 10/2019-СМР на выполнение работ по строительству объекта: "Реконструкция здания мастерских с кузницей под учебный центр по термической обработке и деформации металлов ГБПОУ "Лысьвенский политехнический колледж"" (1 этап строительства) на сумму 38 646 322,43 руб. (далее - Контракт).
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), установлено следующее.
14.01.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, ввиду того, что Подрядчиком были нарушены сроки выполнения работ, Объект не был вовремя сдан Заказчику.
Согласно условиям Контракта:
2.1. В соответствии с настоящим Контрактом Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по строительству объекта: "Реконструкция здания мастерских с кузницей под учебный центр по термической обработке и деформации металлов ГБПОУ "Лысьвенский политехнический колледж"" (1 этап строительства) (далее - Объект), шифр 21/2017-ПИР (далее - "Проект").
2.2. Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы, предусмотренные пунктом 2.2. настоящего Контракта, собственными и (или) привлеченными силами из своих материалов на собственном оборудовании и своими инструментами согласно условиям Контракта и требованиям Технического задания, являющегося неотъемлемой частью Контракта (Приложения NN 1 к Контракту).
2.3. Подрядчик ознакомлен и согласен с утвержденными Приложениями к Контракту и не имеет замечаний, увеличивающих цену Контракта, объем работ и (или) сроки выполнения работ по Контракту.
2.4. В ходе исполнения контракта, по согласованию с Подрядчиком, предусмотренный контрактом объем или виды работ могут быть изменены. При этом по соглашению Сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта.
3.1. В рамках настоящего Контракта Заказчик имеет право:
3.1.1. запрашивать от Подрядчика любую информацию о ходе выполнения работ без ограничения по периодичности запросов, а также запрашивать от Подрядчика отчет об использовании любых полученных денежных средств с приложением заверенных копий первичных документов;
3.1.2. в целях соблюдения требований Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 г. N 570 запрашивать документы, подтверждающие факт самостоятельного исполнения Подрядчиком работ, предусмотренных пунктом 4.3.3. Контракта;
3.1.3. контролировать ход выполнения работ и соблюдение Сторонами Контракта его условий;
3.1.4. требовать замены применяемых при выполнении работ на Объекте материалов при их несоответствии требованиям проектно-сметной документации;
3.1.5. иметь беспрепятственный доступ на строительную площадку в любое время в течение всего периода выполнения работ;
3.1.6. давать Подрядчику обязательные для выполнения указания о переделке некачественно выполненных работ, приостановке работ, выполняемых с нарушением требований проекта и/или технических и/или нормативных документов об устранении и исправлении дефектов, замене некачественных материалов, конструкций, изделий и оборудования;
3.1.7. для контроля устранения выявленных замечаний и (или) обеспечения доказательств наличия этих замечаний в документации, оставить у себя один экземпляр документации при направлении требований к Подрядчику, связанных с ненадлежащим качеством результата работ по Контракту, и соответственно в случае отказа от приемки работ;
3.1.8. иные права, предоставляемые Заказчику действующим законодательством.
3.2. В рамках настоящего Контракта Подрядчик обязан:
3.2.1. выполнять работы по Контракту в строгом соответствии с требованиями проекта, условиями Контракта и приложениями к нему, в том числе в соответствии с Приложением N 6 к Контракту, иными нормами действующего законодательства Российской Федерации.
3.2.2. для исполнения своих обязательств по Контракту иметь в наличии все необходимые разрешения и лицензии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
3.2.3. выполнить предусмотренные контрактом обязательства в размере не менее 25 (двадцати пяти) процентов от общего объема лично.
В течение одного рабочего дня с момента заключения контракта подготовить и представить Заказчику на согласование предложение о видах и объемах работ, которые Подрядчик, согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 г. N 570, обязан выполнить самостоятельно без привлечения к их выполнению третьих лиц. После утверждения представленного предложения, оно приобретает юридическую силу и становится неотъемлемой частью контракта (Приложение N 5 к контракту);
3.2.4. обеспечить своевременную подготовку и представление Заказчику в полном объеме документов, необходимых для осуществления оплаты работ по Контракту: акты о сдаче-приемке выполненных работ, акты о приемке выполненных работ по форме N КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, счета на оплату, счета-фактуры. При отсутствии указанных документов в полном объеме, Заказчик вправе не производить оплату;
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
13.1 Действие Контракта подлежит досрочному прекращению в случае его расторжения: по соглашению Сторон или по решению суда по основаниям и в порядке, предусмотренном законом либо в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством, в случаях, предусмотренных настоящим разделом.
13.2 Прекращение действия Контракта не освобождает Стороны от ответственности за допущенные нарушения в ходе его исполнения.
13.3 Сторона, решившая расторгнуть Контракт путем заключения соответствующего соглашения, обязана направить письменное предложение другой Стороне о расторжении Контракта.
13.4 Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу, и Контракт считается расторгнутым через 10 (десять) дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика (часть 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
13.5 Основания для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта:
- нарушение Подрядчиком срока подписания акта приема-передачи строительной площадки по причинам независящим от Заказчика;
- Подрядчик в течение 10 (десяти) календарных дней с даты подписания акта приема-передачи строительной не приступил к выполнению работ или выполняет работы по Контракту настолько медленно (с отставанием от сроков, в том числе промежуточных, предусмотренных техническим заданием и Приложением N 3 к Контракту, на 5 и более дней), что окончание выполнения работ к согласованному сторонами сроку становится явно невозможным;
- аннулирование/приостановление у Подрядчика права на выполнение работ, оказывающих влияние на безопасность Объектов капитального строительства, влекущее невозможность дальнейшего выполнения им работ по Контракту. Право на выполнение работ, оказывающих влияние на безопасность Объектов капитального строительства, предоставляется Подрядчику только при условии если Подрядчик является действующим членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитальном ремонте Объектов капитального строительства, что подтверждается выпиской из реестра членов саморегулируемой организации, членом которой является Подрядчик;
- иные обстоятельства, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно п. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения частей 12.1 и 14.1, пункта 1 части 17.2, частей 20.1 и 22.1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
2) заключение контракта в случае, предусмотренном частью 17.1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в порядке, установленном пунктом 2 части 17.2 указанной статьи;
3) в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
4) в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет такое решение заказчику в порядке, установленном частью 20.2 статьи 95 указанного Федерального закона (в редакции настоящего Федерального закона).
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 103 Закона о закупках информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно ч. 6 ст. 104 Закона о закупках в случае, в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта принято 14.01.2022 г.
14.01.2022 г. - решение об одностороннем отказе было направлено Подрядчику, посредством электронной почты.
17.01.2022 г. - уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке размещено в ЕИС.
18.01.2022 г. - решение направлено Подрядчику Почтой России.
11.02.2022 г. - дата надлежащего уведомления, в связи с тем, что Заказчиком не получены сведения о надлежащем уведомлении Подрядчика.
11.02.2022 г. - дата вступления решения об одностороннем отказе в силу.
В нарушение норм действующего законодательства, Заказчик считал датой расторжения Контракта - 28.02.2022 г.
01.03.2022 г. Заказчик изменил статус Контракта на "исполнение прекращено". Таким образом, заказчиком нарушен срок размещения информации о вступлении одностороннего отказа в силу.
02.03.2022 г. решение об одностороннем отказе было направлено в Пермское УФАС России.
Комиссией установлено, что вышеуказанные действия Заказчика, в части направления сведений в уполномоченный орган, нарушают требования ч. 6 ст. 104, ч. 13 ст. 95 Закона о закупках.
Так же, в части ведения реестра Контракта, действия Заказчика нарушают ч. 13 ст. 95 Закона о закупках.
Действия Заказчика содержат признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы и документы, предоставленные в обращении, Комиссия установила следующее.
В период исполнения Контракта между Заказчиком и Подрядчиком велась активная переписка, что подтверждается письмами, предоставленными Обществом.
На момент принятия решения об одностороннем расторжении Контракта, большая часть работ выполнена и оплачена Заказчиком.
Из сведений, размещённых в ЕИС следует, что Заказчиком фактически оплачено 26 156 936,95 руб., что составляет 67,5 % от общей стоимости обязательств по Контракту.
Подрядчик в своих пояснениях указал, что сроки выполнения работ сдвигались, поскольку объём работ постоянно менялся, поскольку выявлялись работы, не предусмотренные проектно - сметной документацией.
Общество так же указало, что основной массив работ пришёлся на 2020 - 2021 г., в этот период, в связи со сложной эпидемиологической ситуацией сроки работ так же сдвигались.
Именно из совокупности вышеизложенных обстоятельств сложилась просрочка исполнения обязательств, в следствии которой Заказчиком было принято решение об одностороннем расторжении Контракта.
Подрядчик в своих пояснениях изложил, что Заказчиком неоднократно нарушались сроки приёмки работ, в связи с чем происходит задержка исполнения Контракта.
Общество указало, что на момент 09.03.2022 г. Заказчиком не оплачены работы по установке теплового узла, в связи с чем, Подрядчику приходится самостоятельно отапливать помещение, что влечёт за собой непредвиденные расходы.
Антимонопольный орган приходит к выводу, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует что Заказчиком не оказывалось должного содействия при исполнении Подрядчиком Контракта.
Помимо вышеизложенного, Комиссия принимает во внимание, что ООО "Камелия" за период с 2014 г. по настоящее время исполнено 96 Государственных Контрактов.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия Контракта, обстоятельства дела, а также иные представленные документы, поскольку при принятии решения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ООО "Камелия" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика, выявленные в ходе проведения внеплановой проверки, нарушения ч. 13 ст. 95 Закона о закупках.
3. Признать в действиях Заказчика, выявленные в ходе проведения внеплановой проверки, нарушения ч. 6 ст. 104 Закона о закупках.
4. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 10 марта 2022 г. N РНП-59-104
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2022