Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя комиссии - заместителя руководителя управления А.А. Овчара, членов Комиссии - начальника отдела А.А. Кирилловой, ведущего специалиста-эксперта А.П. Безруких (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО Строительно-монтажное управление "ПРОГРЕСС" на действия уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган), заказчика - Управление образования администрации Дзержинского района Красноярского края (далее - заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона ЭА-N-845/22 "Поставка и монтаж спортивно - технологического оборудования для создания малой спортивной площадки ГТО" (далее - электронный аукцион), установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО Строительно-монтажное управление "ПРОГРЕСС" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: составление извещения об осуществлении закупки с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению по существу.
В адрес заказчика, подателя жалобы, уполномоченного органа было направлено уведомление, в том числе содержащее информацию о месте и времени рассмотрения жалобы.
Уполномоченному органу, заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Рассмотрение жалобы было назначено на 11 марта 2022 года в 12 часов 45 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81Д, каб. 20, в дистанционном режиме, на заседании комиссии присутствовали представитель подателя жалобы и представитель уполномоченного органа, надлежащим образом подтвердившие свою личность и полномочия. Заказчик явку представителя не обеспечил.
На рассмотрении жалобы по существу, возникла необходимость дополнительного выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения. После объявленного перерыва, рассмотрение жалобы продолжилось 14 марта 2022 года в 12 часов 40 минут (по местному времени) на заседании комиссии присутствовали представитель подателя жалобы и представитель уполномоченного органа, надлежащим образом подтвердившие свою личность и полномочия. Заказчик явку представителя не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что при формировании извещения об осуществлении закупки заказчиком были допущены нарушения законодательства о контрактной системе, а именно:
1. Заказчик устанавливает некорректные и неправомерные положения документации, которые противоречат Закону о контрактной системе, в частности использования символики "Готов к труду и обороне" (далее - ГТО).
2. Заказчик установил требования к товарам, которое отсутствует в продаже.
3. Заказчик установил излишние требования к товарам не в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
4. Заказчик устанавливает требования, которые описывают продукцию только одного производителя.
5. Заказчиком в извещении указан общий ОКПД классификатор, тогда как на все закупаемое оборудование есть КТРУ, которые в описании объекта закупки отсутствуют.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку и монтаж спортивно - технологического оборудования для создания малой спортивной площадки ГТО.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Относительно первого довода, Комиссией установлено следующее, согласно описанию объекта закупки к поставке требуется спортивно - технологическое оборудование для создания малой спортивной площадки ГТО. Заказчиком установлено требование к внешнему виду спортивного оборудования, в частности наличие символики ГТО.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из вышеуказанного следует, что виды характеристик объекта закупки (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные) и показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, установленным заказчиком требованиям, устанавливаются в описании объекта закупки по усмотрению заказчика. Таким образом, заказчик вправе определить такие требования, которые соответствуют его потребностям, учитывают специфику его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Описанием объекта закупки предусмотрено Обоснование использования символики ГТО: спортивное оборудование приобретается в рамках реализации мероприятия по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в рамках подпрограммы "Развитие массовой физической культуры и спорта" государственной программы Красноярского края "Развитие физической культуры и спорта".
В задачи и результаты мероприятия входит организация информационно-коммуникационной кампании по формированию в обществе культуры поведения, основанной на индивидуальной мотивации граждан к физическому развитию, включая подготовку к выполнению и выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.
Внешний вид спортивного оборудования и использование символики ГТО необходим для создания информационно-коммуникационной компании и мотивации граждан для занятия физической культурой и спортом, включая все возрастные группы населения.
Администрациям муниципальных образований рекомендовано осуществлять информационно-пропагандистское сопровождение физкультурных и спортивных мероприятий комплекса ГТО с использованием фирменного стиля комплекса ГТО ("Методические рекомендации по организационно-правовым основам функционирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне").
Описываемые требования к внешнему виду являются эксплуатационными характеристиками предмета закупки с точки зрения эстетического восприятия и несет в себе информационную составляющую.
Так же Комиссией установлено, что Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 518-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие физической культуры и спорта" установлен перечень подпрограммы "Развития массовой физической культуры и спорта" согласно которой в 2022-2024 годах запланировано выделение субсидий бюджетам муниципальных районов на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно - технологического оборудования, а именно "для создание малых спортивных площадок в муниципальных районах (образованиях), для центров тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) - по 6 единиц в 2022 - 2023 годах".
Комиссией установлено, что ГТО - зарегистрированный товарный знак, имеет действующее свидетельство N562324, правообладатель - министерство спорта Российской Федерации.
Комиссия, рассмотрев извещение и документацию электронного аукциона отмечает о том, что участники закупки не извещены об использовании Заказчиком товарного знака, принадлежащего третьему лицу.
Комиссия сообщает об отсутствии функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности.
Комиссия делает вывод об отсутствии в извещении и документах электронного аукциона нарушений требований Закона о контрактной системе, поскольку установленные выше требования были установлены заказчиком в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе и учитывают фактическую потребность заказчика, а так же в соответствии с выделенными субсидиями, в соответствии с которыми будет производится оплата.
Относительно второго и четвертого довода Комиссия отмечает, что указание заказчиком характеристик и показателей товара, который является объектом закупки, в том виде и объеме, в которых оно изложено в описании объекта закупки электронного аукциона, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком, исходя из цели заключения государственного (муниципального) контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика.
Комиссия приходит к выводу, что требования технической документации заказчика не противоречат положениям статьи 33 Закона о контрактной системе, не ограничивают число участников проводимой закупки, поскольку заказчиком применены показатели, касающиеся технических и качественных характеристик товара, также указаны максимальные и минимальные значения некоторых параметров; показатели, которые не могут быть изменены.
Комиссия обращает внимание на то, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие требования к закупаемым товарам, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к работам, товарам и их характеристикам, а также причины их установления.
В то же время Комиссия учитывает, что установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар соответствующий всем условиям документации об электронном аукционе.
Однако, отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки, исходя из следующего.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, а также ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям.
Согласно представленной уполномоченным органом информации, при формировании закупки заказчиком было получено три коммерческих предложения, что отражает возможность участия в аукционе различных поставщиков, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.
Относительно довода подателя жалобы, что конструкция тренажера должна крепиться к бетонному основанию анкерными болтами, заказчик поясняет, что закупаемый товар будет устанавливаться на уже имеющееся бетонное основание, монтаж которого был произведен в 2021 году.
Условия извещения и документации, предъявляющие дополнительные требования к объекту закупки, его объективным качественным характеристиками сами по себе не могут быть признаны противоречащими Закону о контрактной системе либо антимонопольному законодательству, если у Комиссии отсутствуют доказательства того, что соответствующее условие включено в документацию специально, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующего субъекту и фактически исключает возможность участия в закупке какого-либо иного лица.
Подателем жалобы не было представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки документации о проведении электронного аукциона требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Вышеизложенные обстоятельства дают основание Комиссии полагать, что довод подателя жалобы о наличии в Описании объекта закупки электронного аукциона требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, не нашел своего подтверждения в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу.
Относительно третьего и пятого доводов подателя жалобы, Комиссией поясняет, что согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе, следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145), следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
На основании вышеизложенного, Комиссия отмечает, что при формировании извещения заказчик, руководствуясь приведенными нормами, обязан установить код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару.
Комиссией установлено, что предметом рассматриваемой закупки является поставка и монтаж спортивно - технологического оборудования для создания малой спортивной площадки.
Комиссия, проанализировав извещение о проведении рассматриваемой закупки, а также электронные документы, являющиеся приложением к данному извещению, установила, что заказчиком в извещение электронного аукциона, в разделе "Информация об объекте закупки" заказчиком на все с 1 по 26 наименования применен только код ОКПД 32.30.14.119 - Инвентарь для занятий физкультурой, гимнастикой и атлетикой прочий, не включенный в другие группировки.
Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать в том числе идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 Закона о контрактной системе, указание на соответствующую часть статьи 15 42 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой осуществляется закупка (при осуществлении закупки в соответствии с частями 4 - 6 статьи 15 42 Закона о контрактной системе), а так же наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В описании объекта закупки (техническое задание), заказчиком указаны конкретные наименование товара и только частично присутствует код КТРУ по наименованиям закупаемого оборудования.
При этом Комиссия установила, что закупаемый заказчиком вид оборудования присутствует в каталоге товаров, работ и услуг которые являются действующими, бессрочными и обязательными к применению. Таким образом, заказчиком при формировании извещения необходимо было выбрать из перечня КТРУ позиции наиболее релевантные позиции и руководствоваться их описанием по всему ассортименту закупаемого товара.
При этом в силу частей 5,6 Правил N 145 заказчики вправе указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (далее - Дополнительная информация). В таком случае в описание товара, работы, услуги заказчикам надлежит включить обоснование необходимости использования Дополнительной информации.
В описании объекта закупки заказчиком установлено обоснование невозможности применения КТРУ: "Применение параметров, условных обозначений и терминологии, касающихся технических, функциональных (потребительских свойств) и качественных характеристик товара, не учтенных каталогом товаров, работ, услуг обусловлено необходимостью поставки товара надлежащего качества, с параметрами в наибольшей степени удовлетворяющими потребности заказчика. Применение параметров, условных обозначений и терминологии, касающихся технических, функциональных (потребительских свойств) и качественных характеристик товара, не учтенных Техническими Регламентами Таможенного Союза и национальными стандартами обусловлено необходимостью поставки товара надлежащего качества, с параметрами в наибольшей степени удовлетворяющими потребность Заказчика".
Комиссией установлено, что необходимые заказчику КТРУ не запрещают указывать дополнительные характеристики, таким образом, их наличие не противоречит Закону о контрактной системе в данном случае.
Таким образом, действия заказчика нарушают требования, установленные статьей 42 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО Строительно-монтажное управление "ПРОГРЕСС"
частично обоснованной.
2. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившим требования статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика.
4. Передать материалы по жалобе ООО Строительно-монтажное управление "ПРОГРЕСС" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении заказчика.
Председатель Комиссии |
А.А. Овчар |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
А.П. Безруких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 14 марта 2022 г. N 024/06/105-607/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2022