Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Капчикаева А. А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Рашидханова К.Л. - государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в отсутствие представителей:
рассмотрев жалобу ООО "Сибирский Тендер" (ИНН 2204080657) на положения документации - утвержденной Комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации МО городской округ "Смирныховский" Сахалинской области при проведении аукциона в электронной форме по объекту: "Поставка оборудования и запасных частей для объектов коммунального хозяйства МО ГО "Смирныховский"" (извещение N 0161300003321000144) (далее - аукцион).
УСТАНОВИЛА:
10.01.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба заявителя на положения закупочной документации, которая, по его мнению, не соответствует положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Рассмотрение жалобы по существу назначено на 13.01.2022 в 11 часов 30 минут.
Комиссия Сахалинского УФАС России, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок пришла к следующим выводам.
Статьей 6 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
На основании статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 2 указанной выше нормы определено, что конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Как установлено на заседание Комиссии и следует из материалов дела, 23.12.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликовано извещение о проведении электронного аукциона (извещение N 0161300003321000144).
В силу пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
По мнению ФАС России, установление обязанности участника закупки указывать в заявке показатели товара, относящиеся не к показателям самого товара, а к его составным частям, химическим показателям составных частей товара, к результатам испытаний товара и другим физико-химическим свойствам, которые не могут быть известны участнику закупки на момент подачи заявки, ограничивает количество участников закупки, создает дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влечет формальные отклонения заявок, поскольку участник закупки не обязан иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, а также являться производителем товара, чтобы обладать информацией о результатах испытаний товара и химических составляющих товара, которые используются при его изготовлении.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Проанализировав положения технического задания, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.
1. В п. 2 описания объекта закупки Заказчиком установлено следующее требование к поставляемой цепи.
Шаг t, мм: 100
Диаметр ролика d3, мм: 36
Ширина между внутренними пластинами bЗ min, мм: 36
Диаметр втулки d2, мм: 25
Диаметр валика d1, мм: 18
Длина валика b1 mах, мм: 85
Высота пластины h max, мм: 45
Толщина пластины S, мм: 7
Разрушающая нагрузка Q min, кН/кгс: 160/16000
В инструкции по заполнению заявки Заказчиком не установлено, как предоставлять в первой части заявки показатели предлагаемой к поставке цепи, указанные с символами "min" и "mах" - данные показатели оставить в редакции заказчика с данными символами или требуется указать конкретное значение, например: Ширина между внутренними пластинами 100 мм, что будет не менее 36 мм или Высота пластины h 10 мм, что будет не более 45 мм.
Отсутствие надлежащей инструкции не позволяет заполнить первую часть заявки на участие в электронном аукционе.
Комиссия считает первый довод Заявителя обоснованным, Закон о контрактной системе не содержит императивных требований, какие именно сведения должны быть отражены в инструкции, указанной в пункте 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. При этом инструкция должна позволить участникам аукциона правильно заполнить заявку в целях соответствовать потребностям заказчика в конкретном товаре с соответствующими характеристиками и в дальнейшем принять участие в проводимых торгах.
2. В п. 3 Описания объекта закупки Заказчик не указывает единицу измерения указанных размеров, что не позволяет идентифицировать поставляемый товар и определить, длина должна быть 1515 мм или 1515 см или 1515дм, а также высота должна быть 560 мм или 560 см. Однако в инструкции по заполнению заявки (п. 5 Исключающие и дополняющие положения) Заказчиком установлено, если в описании объекта закупки не указаны единицы измерения размеров, следует считать, что они указаны в миллиметрах.
Комиссией сделан вывод о том, что данный довод Заявителя является необоснованным.
3. В п. 5 Описания объекта закупки Заказчик устанавливает, что должна поставляться Шурующая планка топки "ТШПМ-2,0", при этом указывает следующее наименование поставляемого товара и его размеры:
Наименование |
L, мм |
L1, мм |
ТШПМ 2,0 |
1834 |
1740 |
ТШПМ 2,5 |
2320 |
2235 |
Наличие данного факта не позволяет определить, какое наименование должно быть поставляемого товара - ТШПМ 2,0 или ТШПМ 2,5, что не позволяет точно определить, должна быть поставлена ТШПМ 2,0 или ТШПМ 2,5 или должно быть поставлено Заказчику оба наименования - ТШПМ 2,0 и ТШПМ 2,5, на основании вышесказанного, соответственно не позволяет определить, какие размеры должны быть поставляемого товара по размерам L и L1. Кроме этого, если Заказчик требует поставить ТШПМ 2,0 и ТШПМ 2,5, то невозможно определить в каком количестве необходимо каждого наименования.
Комиссией сделан вывод о том, что данный довод Заявителя является обоснованным.
4. Заказчик устанавливает, что должна поставляться Рейка зубчатая для топки "ТШПМ 2,0" в сборе, при этом указывает следующее обозначение поставляемого товара и его размеры:
Обозначение |
Применяемость |
L |
L1 |
L2 |
n |
B |
B1 |
B2 |
Модуль |
Число зубьев |
Масса, кг |
Km248AMI.01.09.00.001 |
ТШПм-1,45 |
427 |
388 |
401,92 |
16 |
120 |
99 |
75 |
8 |
17 |
4,4 |
00.4260.001 |
ТШПм-1,5;2,0;2,5 |
327 |
305 |
301,44 |
12 |
110 |
80 |
46 |
8 |
13 |
3,6 |
Наличие данного факта не позволяет определить, какое обозначение должно быть поставляемого товара - Km248АМI.01.09.00.001 или 00.4260.001, что не позволяет точно определить, должна быть поставлена рейка Km248AMI.01.09.00.001 или 00.4260.001 или должно быть поставлено Заказчику оба обозначения рейки - Km248AMI.01.09.00.001 и 00.4260.001, на основании вышесказанного, соответственно не позволяет определить, какие размеры должны быть поставляемого товара, число зубьев, его масса. Кроме этого, если Заказчик требует поставить Кm248АМI.01.09.00.001 и 00.4260.001, то невозможно определить в каком количестве необходимо каждого обозначения.
Наличие данного факта не позволяет идентифицировать поставляемый товар, что не позволяет принять решение об участии в данном аукционе, а также не позволяет заполнить первую часть заявки.
Комиссией сделан вывод о том, что данный довод Заявителя является обоснованным, а Заказчиком нарушена ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
5. В п.7 Описания объекта закупки Заказчиком установлено следующее требование к поставляемой Рейке зубчатой:
7 |
Рейка зубчатая для топки "ТШПМ 2,0" в сборе. |
Рейка зубчатая в сборе 2,0 устанавливается в топках ТШПМ мощностью 2,0 Рейка зубчатая в сборе 2,0 это стальная опора, на киторую крепятся сегменты зубчатой рейки, крепится к секторному питателю и приводится в движение через зубчатое колесо приводом топки. Движущаяся зубчатая рейка открывает шибер угольного бункера топки ТШПМ, а также приводит в движение каретку и шурующую планку. |
10 шт |
Согласно п. 3,4 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт.
Заказчик вводит в заблуждение участников о том, что Рейка зубчатая должна быть исключительно производителя (KVZR - Котельный завод РЭП, указанный на картинке приложенной к п.7), либо возможны аналоги.
Таким образом, установление в описании объекта закупки требования о том, что Рейка зубчатая должна быть одного конкретного производителя является ограничением конкуренции, что не позволяет поставить товар другого производителя, который полностью соответствует требованиям Заказчика.
Комиссией сделан вывод о том, что данный довод Заявителя является обоснованным, так как Заказчиком нарушены п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
6. В п.9 Описания объекта закупки Заказчиком установлены требования к поставляемому Редуктору, при этом не указывает единицу измерения данный размеров, что не позволяет определить, данные размеры указаны в миллиметрах или сантиметрах.
Наличие данного факта не позволяет идентифицировать поставляемый товар, а также заполнить первую часть заявки.
Комиссией сделан вывод о том, что данный довод Заявителя является необоснованным, ввиду того, что в инструкции по заполнению заявки участником установлено, если в описании объекта закупки не указаны единицы измерения размеров, следует считать, что они указаны в миллиметрах.
7. В п.9 Описания объекта закупки Заказчиком установлены требования к поставляемому Редуктору, а именно к размеру диаметров валов d: 35k6 и 85m6.
Набор данных символов 35k6 и 85m6 не позволяет идентифицировать поставляемый товар и определить размеры d.
В п.9 описания объекта закупки Заказчиком установлены размеры диаметров валов d: 35k6 и 85m6 в соответствии с ГОСТ "12080-66 (СТ СЭВ 537-77) Концы валов цилиндрические. Основные размеры, допускаемые крутящие моменты"
Комиссией сделан вывод о том, что данный довод Заявителя является необоснованным.
Учитывая изложенное, Заказчик признается нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия Сахалинского УФАС России, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сибирский Тендер" (ИНН 2204080657) на положения документации - утвержденной Комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации МО городской округ "Смирныховский" Сахалинской области при проведении аукциона в электронной форме по объекту: "Поставка оборудования и запасных частей для объектов коммунального хозяйства МО ГО "Смирныховский"" (извещение N 0161300003321000144) - частично обоснованной.
2. Признать заказчика - Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации МО городской округ "Смирныховский" Сахалинской области нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Комитету по управлению муниципальной собственностью администрации МО городской округ "Смирныховский" Сахалинской области обязательное для исполнения предписание об аннулировании закупки.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в пункте 2, 3 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председателя Комиссии К.В. Солонин
Члены Комиссии: А.А. Капчикаев
К.Л. Рашидханов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 13 января 2022 г. N 065/06/106-5/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2022