Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, руководитель управления;
- Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, государственный инспектор;
при участии представителя управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области:
- Репниковой Оксаны Николаевны (доверенность от 29.12.2021 года N2),
при участии представителей департамента дорожной деятельности Воронежской области:
- Сорокиной Елены Александровны (доверенность от 05.07.2021 года N36),
- Восковой Лидии Вячеславовны (доверенность от 09.03.2022 года N11),
при участии представителя ООО "ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕМОНТ":
- Карзанова Владимира Петровича (доверенность от 27.05.2019 года N36 АВ 2857463),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕМОНТ" (далее - Заявитель) на действия департамента дорожной деятельности Воронежской области (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в муниципальных районах Воронежской области (1 очередь) (номер извещения 0131200001022000685) (далее - Конкурс).
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены положения Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в обоснование своей позиции, ООО "ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕМОНТ" приведены следующие доводы:
1. Данная закупка не является закупкой только для СМП и СОНКО, следовательно, сокращение сроков оплаты до 10 дней по договорам подряда не предусмотрено действующим законодательством и нарушает права Участника, с которым заключается контракт по итогам закупки.
2. В проекте контракта документации конкурса Заказчик изменил условие, утвержденное в типовой форме контракта и неправомерно исключил из обязанностей Заказчика самостоятельное проведение экспертизы результатов работ и ее оплату.
Более подробные доводы Заявителя, представлены в жалобе ООО "ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕМОНТ".
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами, изложенными в жалобе не согласны и считают их необоснованными, предоставлены письменные возражения на жалобу Заявителя.
Изучив пояснения сторон, рассмотрев представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
Предметом рассматриваемого конкурса является выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в муниципальных районах Воронежской области (1 очередь) (номер извещения 0131200001022000685).
Начальная (максимальная) цена контракта - 122 589 467 рублей 00 копейки.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путём проведения открытого конкурса в электронной форме.
В силу части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе, под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в том числе, электронный документ: Проект контракта.
Приложением N 3 Заказчиком представлен электронный документ - Проект контракта.
Частью 11 статьи 34 Закона от контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
При этом, в соответствии с частью 12 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона), до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) типовых условий контрактов.
05.02.2019 года Приказом Министерства транспорта РФ от 5 февраля 2019 г. N37 утверждены типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений (реестровый номер - 1400700000419005) (далее - Типовые условия).
Как следует из извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме от 24.02.2022 N0131200001022000685 Заказчиком применялись данные типовые условия.
Пунктом 1.3.3 Типовых условий установлено, что в случае установления в контракте требования о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
Извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме от 24.02.2022 N0131200001022000685 предусмотрено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе.
При этом, пунктом 6.15.4 Проекта контракта предусмотрена обязанность подрядчика оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 10 рабочих дней с даты подписания Подрядчиком документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
Вместе с тем, Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что Закон о контрактной системе не регулирует отношения (подрядчика и субподрядчика в части оплаты, оказанные услуг, поставленных товаров, выполненных работ), в тоже время, при разработке типовых условий контракта, федеральный орган исполнительной власти руководствует в том числе нормами Закона о контрактной системе.
В частности, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 07.01.2019, действовавшей на момент утверждения типовых условий контракта) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусматривал общий срок оплаты - "не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке", иной срок оплаты, устанавливался в следующих случаях (часть 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе ред. от 07.01.2019 года):
- для контрактов, заключенных по результатам закупок среди СМП и СОНКО срок оплаты составлял - не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
- Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Вместе с тем, действующей, на момент размещения Извещения, редакцией Закона о контрактной системе от 30.12.2021 года предусмотрены следующие сроки оплаты: Общий срок оплаты - не более 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документов о приемке этапа или контракта в целом.
А также иные случаи, установления иного срока оплаты (ч. 13.1. ст. 34 Закона о контрактной системе):
- для контрактов, заключенных по результатам закупок среди СМП и СОНКО срок оплаты составляет - не более 10 рабочих дней с момента подписания документов о приемке (часть 8 статьи 30 Закона о контрактной системе);
- при оформлении документа о приёмке без использования ЕИС - срок оплаты составляет - не более 30 дней с даты подписания такого документа;
- Законодательством Российской Федерации установлен иной срок оплаты;
- Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Таким образом, пункт 1.3.3 Типовых условий основан на нормах Закона о контрактной системе, который на момент размещения Извещения, претерпел значительные изменения, в частности Закон о контрактной системе, в нынешней редакции, предусматривает иные сроки оплаты, как общие, так и специальные.
Кроме того, Комиссия Воронежского УФАС России при принятии решения, также учитывает, что в целях реализации Национального проекта к 2024 году, предусматривающего доведение годового объёма закупок у субъектов МСП до 5 трлн рублей, реализуется комплекс мер, в том числе в части создания условий для успешного участия субъектов МСП в закупках крупнейших заказчиков, определяемых Правительством Российской Федерации, в том числе, контроль соблюдения Заказчиками обязательного объёма закупок у субъектов МСП.
При этом, статьёй 30 Закона о контрактной системе регламентировано участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках.
В том числе, частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при:
1) проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществлении закупок, при которых Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, повышение годового объёма закупок у субъектов МСП реализуется в том числе, при проведении закупок с учётом пункта 1 и пункта 2 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Следовательно, преимущества МСП, СОНКО, предусмотренные в том числе частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, предоставляются при осуществлении закупок как в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, так и с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя N1.
В силу части 3 статьи 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2.8 Типовых условий установлена обязанность Заказчика - Проводить проверку предоставленных подрядчиком результатов работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта. В случаях, предусмотренных контрактом, заказчик проводит экспертизу результатов работ самостоятельно или с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе.
Пунктом 5.1 Проекта контракта предусмотрена обязанность Заказчика - Осуществлять контроль за соответствием объема, стоимости и качества работ по контракту нормативным актам, техническим условиям, государственным стандартам и другим нормативным документам, действующих в РФ, а также за соответствием применяемых материалов, изделий и конструкций государственным стандартам и техническим условиям. Проводить проверку предоставленных Подрядчиком результатов работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.
Таким образом, пункт 5.1 Проекта контракта не противоречит ни требованиям Закона о контрактной системе, ни Типовым условиям. В следствии чего, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу, что довод заявителя N2 не нашёл своего фактического подтверждения и является необоснованным.
Кроме того, Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что указанные, по мнению Заявителя, нарушения не нарушают права и законные интересы, как ООО "ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕМОНТ", так и иных участников рассматриваемой закупки, доказательств обратного не предоставлено.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕМОНТ" на действия департамента дорожной деятельности Воронежской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в муниципальных районах Воронежской области (1 очередь) (номер извещения 0131200001022000685) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Д.Ю. Чушкин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии И.А. Тельпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 16 марта 2022 г. N 036/06/34-311/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2022