Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии- заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
членов Комиссии:
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 07.04.2021 N 39 и на основании подпункта "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении внеплановой проверки в отношении заказчика - Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл при проведении электронного аукциона на поставку лесопожарного оборудования (реестровый номер извещения в единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru 0108200001621000010 от 18.03.2021),
УСТАНОВИЛА:
Приказом заместителя министра природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл от 16.03.2021 N 101 принято решение о проведении аукциона в электронной форме на поставку лесопожарного оборудования.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 1 статьи 16 Закона о контрактной системе планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
Планом-графиком закупок заказчика на 2021 год предусмотрена закупка на поставку лесопожарного оборудования с ИКЗ 212121511761012150100100180012830244.
Извещение N 0108200001621000010 о проведении указанного электронного аукциона размещено заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 18.03.2021.
В извещении о проведении электронного аукциона заказчиком указано:
начальная (максимальная) цена контракта 312 200, 00 рублей;
дата и время окончания подачи заявок 26.03.2021 10:00;
дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников 29.03.2021;
дата проведения аукциона в электронной форме 30.03.2021;
электронная площадка для проведения торгов http://www.etp-ets.ru;
преимущества: субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям;
ограничение и запреты: закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 4 статьи 59 Закона о контрактной системе для проведения электронного аукциона заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе.
Так, действующая редакция аукционной документации утверждена приказом от 16.03.2021 N 101, размещена заказчиком ЕИС 18.03.2021, при ее изучении на соответствие требованиям законодательства установлено следующее.
Из части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с вышеуказанной нормой закона Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н (ред. от 10.07.2020) "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к настоящему приказу.
Согласно приложению N 1 условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены для машин и оборудование для сельского и лесного хозяйства (код по ОКПД2 28.30 (за исключением 28.30.99)).
Из извещения о проведении электронного аукциона следует, что заказчиком установлен код ОКПД2 28.30.86.130 (Оборудование для лесного хозяйства, не включенное в другие группировки).
Исходя из указанного, заказчиком при осуществлений данной закупки должны были быть установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Исключение (при закупке товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе), предусмотренное, частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе в рассматриваемом случае не применяется в виду следующего.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В соответствии с указанной нормой закона постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 (ред. от 31.12.2020) "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению.
Согласно приложению запрет применяется для закупок машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства с кодом ОКПД2 28.30 (пункт 46 перечня).
Однако, пунктом 3 Постановления N 616 установлено, что указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления запреты не применяются, в том числе в случае закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 123, 125 - 127 перечня).
Из извещения о проведении электронного аукциона следует, что цена за единицу товара установлена заказчиком 31 220 рублей, общая цена товара 312 200 рублей.
Следовательно, указанный запрет не применяется к рассматриваемой закупки, что также указано в пункте 13 информационной карты аукционной документации.
Таким образом, в нарушение части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе и приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н (ред. от 10.07.2020) "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" документация об электронном аукционе не содержит условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1.
Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания отсутствуют поскольку из протокола рассмотрения единственной заявки от 29.03.2021 N 0108200001621000010-1 следует, что на участие в аукционе подана одна заявка ООО "Лесхозснаб", предложившее к поставке продукцию российского производства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика - Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл при проведении электронного аукциона на поставку лесопожарного оборудования (реестровый номер извещения в единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru 0108200001621000010 от 18.03.2021) нарушение части 4 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении должностных лиц заказчика, допустивших нарушение законодательства дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Решение Комиссии Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 23 апреля 2021 г. N 012/06/99-357/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2022