Резолютивная часть объявлена 11.03.2022 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 16.03.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Михайлова О.Н. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления;
- Молостов С.М. - Эксперт отдела Управления,
от Заявителя - посредством видеоконференц-связи Якунов К.А. по доверенности N 007 от 09.03.2022, Гараева А.М. по доверенности N 007 от 09.03.2022;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Белоусова Э.С. по доверенности N 3 от 10.03.2022;
от Уполномоченного органа - посредством видеоконференц-связи Пойлова Е.А. по доверенности N 1 от 14.01.2022,
рассмотрев жалобу ИП Шаманова Н.А. (ИНН: 025904851409; ОГРНИП: 321200000025041) от 03.03.2022 N2103/22, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр адаптивного спорта", Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка спортивного инвентаря (извещение N 0187200001722000013) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ИП Шаманова Н.А. (ИНН: 025904851409; ОГРНИП: 321200000025041) от 03.03.2022 N2103/22, на действия Заказчика, Уполномоченного органа, при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка спортивного инвентаря (извещение N 0187200001722000013).
В доводе жалобы Заявитель указал следующее:
В результате проведения торгов, ИП Шаманов Н.А. был признан победителем.
Исходя из информации, опубликованной в общем доступе на сайте ЕИС, Заказчиком были установлены ограничения, согласно Приказу Минфина России N 126н от 04.06.2018.
На этапе подписания контракта Заказчик применил снижение на 15% итоговой суммы контракта к Заявителю.
Заявитель считает, что применение к нему 15% понижающего коэффициента неправомерно ввиду того, что под требования пунктов 3, 4 технического задания подходят товары исключительно иностранного производства и одним из участников предоставлена ложная (недостоверная) информация о происхождении товаров по п. 3, 4 из России.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
15) информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона Заказчиком установлены ограничения: Запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона N 44-ФЗ.
Вид требования |
Нормативно-правовой акт |
Примечание |
Условие допуска |
Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 |
Установлено |
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены условия допуска товаров из иностранных государств, за исключением стран-членов ЕАЭС.
Согласно Приложению N 1 к Приказу Минфина N 126н Перечень содержит следующий вид ОКПД на который распространяется действие Приказа Минфина N 126н:
28.1 (за исключением 28.11.9, 28.12.9, 28.13.9, 28.14.9, 28.15.9) |
Машины и оборудование общего назначения |
и
32.30.15 |
Снаряды, инвентарь и оборудование прочие для занятий спортом или для игр на открытом воздухе; плавательные бассейны и бассейны для гребли |
Данные коды ОКПД2 являются соотносимыми с примененными Заказчиком/уполномоченным органом кодам позиции КТРУ по данной закупке, указанным в Извещении.
В описании объекта закупки, в частности, указаны следующие требующиеся Заказчику товары (выдержка по пунктам 3 и 4):
3 |
Мяч волейбольный |
3.1 |
Характеристики из КТРУ: |
Наличие |
3.1.1 |
Вид мяча |
Любительский |
||
3.1.2 |
Количество панелей, штука |
|
||
3.1.3 |
Материал покрышки |
Синтетический |
||
3.1.4 |
Наличие сертификата FIVB |
Нет |
||
3.1.5 |
Размер |
5 |
||
3.1.6 |
Тип соединения панелей |
Машинная сшивка |
||
4 |
Мяч баскетбольный |
4.1 |
Характеристики из КТРУ: |
Наличие |
4.1.1 |
Вид мяча |
Любительский |
||
4.1.2 |
Камера с армированной нейлоновой нитью |
Да |
||
4.1.3 |
Материал камеры |
Бутил |
||
4.1.4 |
Материал покрышки |
Синтетический |
||
4.1.5 |
Наличие сертификата FIBA |
Да |
||
4.1.6 |
Размер |
7 |
||
4.1.7 |
Тип соединения панелей |
Клееный |
Согласно пункту 1.1. Приказа Минфина 126н При проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки (окончательные предложения) которых признаны соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза.
В соответствии с пунктом 1.3 Приказа Минфина 126н При проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза.
В силу пункта 1.6 Приказа Минфина 126н Подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
В пункте 2 Приказа Минфина 126н установлено:
Положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 настоящего приказа не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений в случаях, если:
а) конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений признается не состоявшимся в случаях, предусмотренных Федеральным законом;
б) все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, содержат предложения о поставке товаров, указанных в Приложениях и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза;
в) все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, содержат предложение о поставке указанных в Приложениях товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
Согласно подпункту б) пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе Для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать:
2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом а) пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.02.2022 NИЭА1 все участники закупки были признаны соответствующими и допущены до участия в аукционе.
Изучив заявки участников аукциона установлено, что заявка N 7 (ИП Алещенко А.С.) содержит перечень предлагаемых к поставке товаров, в котором указано, что страна происхождения товаров по пунктам 3 (мяч волейбольный) и 4 (мяч баскетбольный) - Россия.
Заявка Заявителя содержит перечень предлагаемых к поставке товаров, в котором указано, что страна происхождения товаров по пункту 3 (мяч волейбольный) - Китай и по пункту 4 (мяч баскетбольный) - Тайланд.
Комиссией Управления, с целью рассмотрения данной жалобы, был направлен участнику закупки с идентификационным номером заявки N7 (ИП Алещенко А.С.) запрос о предоставлении информации и ответов на следующие вопросы (исх. NАМ/1799/22 от 11.03.2022):
"Какой товар предлагает поставить ИП Алещенко Александр Сергеевич Заказчику по результатам проведенной закупки (извещение N0187200001722000013), а именно: какую марку, страну происхождения имеет товар "Мяч баскетбольный" и "Мяч волейбольный"?
В случае ошибочного указания страны происхождения в своей заявке по пунктам N3, N4 Мяч баскетбольный" и "Мяч волейбольный", просим отразить в данном ответе".
Ввиду направления вышеуказанного запроса в адрес ИП Алещенко А.С., Комиссией Управления объявлен перерыв до 15:00 11.03.2022.
Заседание комиссии продолжено после объявленного перерыва в 15:00 11.03.2022.
В ответ на запрос (исх. NАМ/1799/22 от 11.03.2022) от ИП Алещенко А.С. 11.03.2022 в 14:00 поступил ответ следующего содержания (выдержка из текста):
"При подаче заявки на участие в электронном аукционе, предметом которого является поставка спортивного инвентаря (извещение N 0187200001722000013) была совершена техническая ошибка при указании страны происхождения для товара "Мяч волейбольный" и "Мяч баскетбольный". Правильной страной происхождения товара "Мяч волейбольный" и "Мяч баскетбольный" является Китай, марка MIKASA".
Таким образом, заявка участника N7 (ИП Алещенко А.С.) подлежала отклонению ввиду представления недостоверной информации.
Указанное правонарушение аукционной комиссии нарушает положение пункта 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ставит Победителя закупки, правомерно указавшего страну происхождения товара по пункту 3 (мяч волейбольный) - Китай и по пункту 4 (мяч баскетбольный) - Тайланд в невыгодное положение, ввиду применения к последнему положений Приказа Минфина N 126н о 15 процентном понижающем коэффициенте.
Комиссия Управления, в том числе, основывается на ответе ИП Алещенко А.С. от 11.03.2022 поступивший на запрос Управления (исх. NАМ/1799/22 от 11.03.2022) о том, что ИП Алещенко А.С. ошибочно указало страну происхождения товара как Россия, ИП Алещенко А.С. указывает, что ему следовало указывать страну товара "Мяч волейбольный" и "Мяч баскетбольный" Китай, марка MIKASA.
Комиссия Управления, при рассмотрении вопроса о виновности аукционной комиссии приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке
В Техническом задании указано, что мяч волейбольный и баскетбольный должен иметь соответствующий сертификат, например по волейбольному мячу сертификат FIVB - данное требование установлено заказчиком и является для него существенным иначе бы он не ставил такое требование, следовательно, аукционная комиссия должна обладать знанием о способе проверки предоставленных сведений участниками. В рассматриваемом случае начать производство мячей волейбольных в России или странах ЕАЭС и получить сертификат FIVB теоретически возможно в любой момент, обладать точной информацией о наличии или отсутствии таких мячей в РФ или странах ЕАЭС объективно невозможно иначе членам аукционной комиссии пришлось бы запрашивать информацию у каждого производителя волейбольных мячей в данных странах и в принципе обладать информацией о таких производителях. Информационного письма об отсутствии производства мячей с сертификатом FIVB на территории стран-членов ЕАЭС в распоряжении Комиссии Управления не имеется, в общем доступе не размещено, заявителем, уполномоченным органом, заказчиком не представлено.
Запрашивать документы о подтверждении страны-происхождения товара согласно положениям Закона о контрактной системе и Приказа Минфина N 126н не предусмотрено, права у Заказчика/уполномоченного органа не имеется.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что субъективной стороны правонарушения в действиях аукционной комиссии отсутствует.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу, выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Жалоба ИП Шаманова Н.А. (ИНН: 025904851409; ОГРНИП: 321200000025041) от 03.03.2022 N2103/22 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Шаманова Н.А. (ИНН: 025904851409; ОГРНИП: 321200000025041) от 03.03.2022 N2103/22, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр адаптивного спорта", Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка спортивного инвентаря (извещение N 0187200001722000013) обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр адаптивного спорта", Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры нарушение положений пункта 8 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр адаптивного спорта" обязательное для исполнения предписание.
4. Материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности не передавать ввиду отсутствия таковых нарушений в действиях лиц.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Михайлова О.Н.
Молостов С.М.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК РАССЫЛКИ
N |
Корреспондент |
Адрес |
1 |
ИП Шаманов Николай Александрович |
366108,Чеченская Республика, р-н Шелковский, ст.Шелковская, ул.Мажатова, д.1Б, кв.12 |
2 |
АО "ЕЭТП" |
115114, Россия, Москва, ул. Кожевническая, 14, стр. 5. |
3 |
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ЦЕНТР АДАПТИВНОГО СПОРТА" |
ул. Студенческая 21, г. Ханты-Мансийск 628011 |
4 |
Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
628011, Ханты-Мансийский АО - ЮГРА АО, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 14А |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 16 марта 2022 г. N 086/06/48-339/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2022