Резолютивная часть объявлена 14.03.2022 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 17.03.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Михайлова О.Н. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления;
- Молостов С.М. - Эксперт отдела Управления,
от Заявителя - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Павлюк В.П. по доверенности N 71 от 01.01.2022,
рассмотрев жалобу ООО "Лаборатория ремонта" (ИНН: 5260474040; ОГРН: 1205200038966) от 04.03.2022 N2151/22, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нефтеюганская окружная клиническая больница имени В.И. Яцкив", при проведении электронного аукциона, предметом которого
является поставка постельных принадлежностей (извещение N 0387200030522000011) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "Лаборатория ремонта" (ИНН: 5260474040; ОГРН: 1205200038966) от 04.03.2022 N2151/22, на действия Заказчика, при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка постельных принадлежностей (извещение N 0387200030522000011).
В доводах жалобы Заявитель указал следующее:
1. П.1. Требование ТЗ: Заказчик требует соответствия товара неизменяемому значению ГОСТ 31307-2005.
Гигроскопичность, при относительной влажности воздуха 98%, % не менее 14,0 не соответствует ГОСТ 31307-2005. Содержание свободного формальдегида, мкг/г не более 76 не соответствует ГОСТ 30386
2. Представленные требования Заказчика, которые встречаются в каждой позиции:
Воздухопроницаемость, дм3/м2
Гигроскопичность, при относительной влажности воздуха 98%, %
Содержание свободного формальдегида, мкг/г
Плотность ткани, гр/кв.м:
Изменение линейных размеров после мокрой обработки, %
Идут в разрез с письмом ФАС РОССИИ от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16
3. П.3. Требование ТЗ: Белизна ткани, % Не менее 80.
При этом Заказчик требует соответствия ГОСТ 29298-2005, что в свою очередь не соответствует данному ГОСТу.
4. П.5. Требование ТЗ:
Длина (без учета отклонения), см 200 и < 205
Ширина (без учета отклонения), см 140 и < 150
Соответствие ГОСТ: 9382-2014.
Длина может иметь значение только 205 мм и даже с учетом предельного отклонения 200 мм быть никак не может. Заказчик же предлагает участникам возможность указания значения 200 мм, что напрямую нарушает положения стандарта, о соответствии которому указано выше. Заказчик снова вводит участников в заблуждения, для возможности отклонения за несоответствие стандарту в своих корыстных интересах.
Так же не ясно, что значит длина без учета отклонения_Гостом предусмотрено номинальное значение 205 мм. Указать значение, удовлетворяющее требования Заказчика можно ТОЛЬКО С УЧЕТОМ ОТКЛОНЕНИЯ +/- 3 см, например 204 см.
Тоже самое качается пункта 6 требований Заказчика.
5. П.6.
Требование Заказчика:
Одеяло байковое 1,5-спальное, цветное. Изделие соответствует ГОСТу 9382-2014.
Данный стандарт распространяется: на готовые чистошерстяные, шерстяные и полушерстяные одеяла бытового назначения.
При чем тут байковое одеяло не совсем понятно_Далее они требуют содержание хлопка 100%, а где же шерсть?!
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
1 Относительно первого и третьего доводов жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Первый и третий доводы жалобы рассматриваются одновременно, так как они взаимосвязаны.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу положений пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В пункте 1 подпункты 1.2.3 Требование ТЗ: Заказчик требует соответствия товара неизменяемому значению ГОСТ 31307-2005.
При этом в подпунктах 1.2.3 Заказчиком установлено следующее "Гигроскопичность, при относительной влажности воздуха 98%, % не менее 14,0".
В соответствии с ГОСТ 31307-2005:
Пункт 4.1.3 Материалы, используемые для изготовления детского постельного белья, по показателям: гигроскопичность, воздухопроницаемость, удельное поверхностное электрическое сопротивление должны соответствовать требованиям НД [1], предъявляемым к материалам первого слоя одежды:
воздухопроницаемость, дм/м с, не менее |
100; |
|||
удельное поверхностное электрическое сопротивление, Ом, не более |
1·10; |
|
||
гигроскопичность, %, не менее |
15. |
4.1.4 Гигроскопичность трикотажных полотен, используемых для постельного белья, должна быть не менее 6%.
В пп. 1.2.4 Заказчиком установлено следующее "Содержание свободного формальдегида, мкг/г не более 76"
В соответствии с ГОСТ31307-2005:
Пункт 4.1.5 Содержание свободного формальдегида в материалах должно удовлетворять нормативам ГОСТ 30386.
ПО ГОСТ 30386: К одежде и изделиям 1-го слоя относятся изделия, имеющие непосредственный контакт с кожей пользователя, такие, как нательное и постельное белье:
Исходя из вышесказанного: крайнее значение количества свободного формальдегида для постельного белья должно быть не более 75.
Между тем, Заказчик требует не более 76.
По позиции 3 Технического задания - Требование ТЗ: Белизна ткани, % Не менее 80.
При этом Заказчик требует о соответствии товара ГОСТу 29298-2005.
В соответствии с данным ГОСТом установлено следующее:
Заказчик вводит участников в заблуждение, используя нестандартные показатели с целью ограничения конкуренции в закупке, вводя участников закупки в заблуждение. Аналогичные нарушения допущены также в пункте 9 и 10 Технического задания.
В силу вышеизложенного, первый и третий доводы Заявителя являются обоснованными, Заказчиком нарушены положения части 3 статьи 7, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Относительно второго довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Частями 2, 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено следующее:
2. Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Представленные требования Заказчика в Техническом задании, которые встречаются в каждой позиции:
Воздухопроницаемость, дм3/м2
Гигроскопичность, при относительной влажности воздуха 98%, %
Содержание свободного формальдегида, мкг/г
Плотность ткани, гр/кв.м:
Изменение линейных размеров после мокрой обработки, %
Идут в разрез с письмом ФАС РОССИИ от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16:
3. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В соответствии с ГОСТ 31307-2005 указанные характеристики получаются посредством испытаний партий товара:
Заказчик хочет, чтобы участники указывали конкретные значения, что будет являться предоставлением явно недостоверной информации.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем Заказчиком не учтено, что согласно инструкции по заполнению заявки, размещенной в Приложении N 3 к извещению о проведении электронной закупки, участник должен указать конкретные показатели "Воздухопроницаемость", "Гигроскопичность" "Плотность ткани", "Изменение линейных размеров после мокрой обработки" и "Содержание свободного формальдегида" в виде одного числового значения, а не диапазона значений.
Такое требование к описанию используемых участниками закупки товаров, учитывая, что согласно положениям ГОСТа 31307-2005 данные показатели определяются при приемке готовой партии товара, лишает их возможности указать достоверную информацию о спорных показателях.
Согласно пункту 3 письма Федеральной антимонопольной службы России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон N 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 N АКПИ16-1287 указано, что нарушение такого запрета, а именно установление заказчиком в документации, извещении о закупке не предусмотренных федеральным законом требований к описанию участниками закупки товаров, имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке, так как, по сути, влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
В силу вышеизложенного, довод Заявителя является обоснованным, Заказчиком нарушены положения части 3 статьи 7, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Относительно четвертого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Относительно указания Заказчиком в позиции 5 и позиции 6 Технического задания длины и ширины одеяла Комиссия Управления отмечает следующее.
В соответствии с требованиями части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Письму Минэкономразвития России от 09.02.2017 N Д28и-1152 установлено, что в соответствии с пунктом 2 Правил под каталогом понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя коды каталога, соответствующие указанным кодам товары, работы, услуги, являющиеся объектами закупки, единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги.
Согласно пункту 19 Правил в позиции каталога в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с 1 октября 2017 г. может включаться дополнительная информация о конкретных товарах, работах, услугах, в том числе информация о характеристиках таких товаров.
В техническом задании по позиции 5 и 6 Заказчиком был применен код КТРУ N 13.92.11.000-00000006, где длина и ширина указаны конкретными значениями с параметрами 200 и < 205 и
140 и < 150, что в полной мере соответствует требованиям КТРУ.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя не находит своего подтверждения, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе по данному доводу.
Довод является необоснованным.
4. Относительно пятого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу положений пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с требованиями Заказчика по позиции 6 Технического задания установлено следующее:
"Одеяло байковое 1,5-спальное, цветное. Изделие соответствует ГОСТу 9382-2014. Тип окраски согласован с Заказчиком, предпочтительно темные тона, клетка. Фиксация красителя - особо прочная (ОПК). Изделие выдерживает: высокотемпературную обработку паром и сухим воздухом, стирку с различными стиральными средствами и дезобработку при 90° без усадки и деформации. Обрезанные края одеяла прочно обметаны через край на специальных обметочных машинах хлопчатобумажными швейными нитками. Цвет ниток гармонирует с основным тоном одеяла. Концы строчек прочно закреплены".
Данный стандарт (ГОСТ 9382-2014) распространяется: на готовые чистошерстяные, шерстяные и полушерстяные одеяла бытового назначения.
Однако, в описании объекта закупки по позиции 6 Технического задания требуется байковое одеяло, а не шерстяное.
В силу вышеизложенного, довод Заявителя является обоснованным, Заказчиком нарушены положения части 3 статьи 7, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления решила выдать обязательное для исполнения предписание.
Жалоба ООО "Лаборатория ремонта" (ИНН: 5260474040; ОГРН: 1205200038966) от 04.03.2022 N2151/22 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лаборатория ремонта" (ИНН: 5260474040; ОГРН: 1205200038966) от 04.03.2022 N2151/22, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нефтеюганская окружная клиническая больница имени В.И. Яцкив", при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка постельных принадлежностей (извещение N 0387200030522000011) частично обоснованной (первый, второй, третий и пятый доводы являются обоснованными).
2. Признать в действиях Заказчика - Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нефтеюганская окружная клиническая больница имени В.И. Яцкив" нарушение положений части 3 статьи 7, пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нефтеюганская окружная клиническая больница имени В.И. Яцкив" обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Михайлова О.Н.
Молостов С.М.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 17 марта 2022 г. N 2151/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2022