Резолютивная часть решения оглашена 15 марта 2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме 17 марта 2022 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ИП Желтикова В.А. на открытый конкурс на выполнение работ по реконструкции объектов внешней инженерной инфраструктуры ОЭЗ ППТ "Моглино": 1. Канализационные насосные станции перекачки хозяйственно-фекальных вод (КНС N1 и КНСN2). 2.Канализационный хозяйственно-фекальный коллектор до точки подключения к системе водоотведения города Пскова. Участок N 6 (номер извещения:0457000000222000001), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
14.02.2021 года Заказчиком объявлен открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по реконструкции объектов внешней инженерной инфраструктуры ОЭЗ ППТ "Моглино": 1. Канализационные насосные станции перекачки хозяйственно-фекальных вод (КНС N1 и КНСN2). 2.Канализационный хозяйственно-фекальный коллектор до точки подключения к системе водоотведения города Пскова. Участок N 6 (номер извещения:0457000000222000001).
Извещение N0457000000222000001 о проведении вышеуказанного открытого конкурса в электронной форме размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 14.02.2022 15:34.
Начальная (максимальная) цена контракта - 31 625 936,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе (с учетом изменений от 24.02.2022) - 09.03.2022 12:00.
Оператор электронной площадки ЭТП Газпромбанк.
09.03.2022 (вх.N229-з) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 15.03.2022 года в 12 часов 30 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх.N229-з от 09.03.2022 г.):
Заказчик неправомерно установил требования к участникам закупки по части 2.1. статьи 31 Закона о контрактной системе, поскольку Постановлением Правительства РФ N2571 от 29.12.2021 года установлены дополнительные требования к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта (пункт 8).
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменные объяснения б/н от 14.03.2022, в материалах дела):
Постановление Правительства РФ N2571 от 29.12.2021 года "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации", при этом объектом закупки являются работы по реконструкции объекта для собственных нужд, находящегося в собственности Общества. Таким образом, данные работы нельзя считать государственными или муниципальными нуждами, требования Постановления на нужды Общества е распространяются.
В результате рассмотрения жалобы установлены следующие нарушения:
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, определенную указанной частью.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) (часть 5 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 установлены Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям (далее - Постановление Правительства РФ N2571).
В соответствии с позицией 8 раздела II Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям при закупке работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 настоящего приложения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять:
не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей
Документами, подтверждающими соответствие участника указанному дополнительному требованию, являются:
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что объектом закупки является выполнение работ реконструкции объектов внешней инженерной инфраструктуры, канализационные насосные станции перекачки хозяйственно-фекальных вод, что в соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 ГрК РФ относится к линейным объектам.
В соответствии с ГрК РФ линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с ГрК РФ канализационные сети как разновидность трубопроводных сооружений являются линейными объектами, подлежащими государственной регистрации в качестве объекта недвижимого имущества.
По общему правилу линейные объекты являются недвижимостью, так как они относятся к сооружениям. При этом они должны быть прочно связаны с землей, а их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначению (п. 1 ст. 130 ГК, п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ). В иных случаях линейные сооружения не будут относиться к недвижимости.
По мнению Заказчика, объект закупки не относится к государственным или муниципальным нуждами, в связи с чем дополнительные требования к участникам закупки не могут быть установлены в соответствии с позицией 8 Постановления Правительства РФ N2571.
Комиссия, проанализировав документы, размещенные в единой информационной системе, позиции сторон пришла к выводу, что Заказчиком не правомерно установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, поскольку необходимо было установить требования к участником закупок в соответствии с позицией 8 Постановления Правительства РФ N2571.
Таким образом, довод Заявителя является обоснованным, в действиях Заказчика содержаться нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки нарушения части 1.4. статьи 7.30 КоАП РФ.
В ходе проведения внеплановой проверки установлены следующие нарушения:
Согласно части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял п при проведении электронных конкурсов - не менее десяти дней.
24.02.2022 года Заказчиком внесены изменения в положение конкурсной документации, при этом дата и время окончания приема заявок 09.03.2022 года в 12.00.
В силу статьи 193 Гражданского кодекса РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 09.03.2022 (с учетом того, что 06.03.2022 - воскресенье) должен быть последним днем приема заявок. Однако последний день Заказчиком были установлены ограничения - "только до 12.00".
Исходя из вышеизложенного, установленный частью 4 статьи 42 Закона о контрактной системе 10-дневный срок является минимальным и не должен уменьшаться.
Действия Заказчика нарушают требования части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки нарушения части 8 статьи 7.30 КоАП РФ.
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Желтикова Виктора Алексеевича обоснованной.
2. Установить в действиях заказчика нарушение части 6 статьи 31 и части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения конкурса и внесение изменений в извещение, с учетом настоящего решения.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для возбуждения административного производства в отношении виновного должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 17 марта 2022 г. N 060/06/31-123/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2022