Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя;
члены Комиссии:
<_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_>- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок кворум соблюден,
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи
в присутствии:
представителя ООО СК "Грандстрой" (далее - Общество) <_> (доверенность от 11.03.2022 N1),
в отсутствие:
представителей заказчика - ФГБОУ ВО "Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко" (далее - Заказчик), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (уведомление от 05.03.2022 NАА01-17-05/1064э),
в результате рассмотрения обращения Заказчика о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки - ООО СК "Грандстрой" (ИНН 6311191969) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт аудитории N 204 учебного корпуса N 3" (номер извещения в ЕИС - 0313100006921000120, далее - Аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
26.10.2021 Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение и документацию о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 2 628 923,88 рублей.
03.11.2021 - дата окончания срока подачи заявок.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 12.11.2021, поступило три заявки на участие в Аукционе, признанные соответствующими требованиям Аукционной документации, победителем признано ООО СК "Грандстрой".
По результатам проведения Аукциона между Заказчиком и ООО СК "Грандстрой" заключен контракт от 23.11.2021 (далее - Контракт).
Согласно решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 30.12.2021 N02-12/2794 (далее - Решение), Заказчик расторг Контракт в одностороннем порядке в связи с существенным нарушением условий контракта со стороны ООО СК "Грандстрой".
При рассмотрении дела представитель ООО СК "Грандстрой" пояснил, что умысла на уклонение от исполнения Контракта у Общества не имелось, при исполнении Контракта сотрудники Заказчика создавали препятствия для его исполнения Обществом, не допуская сотрудников ООО СК "Грандстрой" к помещениям, которые необходимо отремонтировать по Контракту. Заказчик не уведомил в установленном порядке ООО СК "Грандстрой" о составлении актов о несоответствии работ, фактически данные акты составлены единолично Заказчиком, у Общества не имелось возможности сделать замечания в данных актах, кроме этого, данные акты в установленном порядке Обществу не направлялись, следовательно, Общество не может устранить замечания, существо которых не знает. О том, что Заказчик проводил независимую экспертизу, Общество узнало только при рассмотрении настоящего дела, Заказчик не сообщал Обществу о намерении провести данную экспертизу, представителей Общества для осмотра объектов не приглашал, заключение экспертизы в адрес Общества не направлял, следовательно, Общество не имеет возможности представить замечания в отношении данного заключения. Кроме этого, в решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта не конкретизируется, в чем именно выражены недостатки, допущенные со стороны Общества, в связи с чем у Общества фактически не имеется возможности устранить недостатки в десятидневный срок после получения решения об одностороннем отказе. В настоящее время ООО СК "Грандстрой" готовит исковое заявление в арбитражный суд для решения гражданско-правового спора, возникшего между Обществом и Заказчиком при исполнении Контракта. По мнению Общества, недобросовестное поведение со стороны ООО СК "Грандстрой" не допущено, оснований для включения сведений в РНП не имеется.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу абз. 4 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с ч. 2 ст. 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с актами, составленными Заказчиком в декабре 2021 г. - январе 2022 г., Заказчик полагает, что ООО СК "Грандстрой" ненадлежащим образом исполняет обязательства по Контракту.
При этом доказательств, подтверждающих направление данных актов в адрес Общества, либо подтверждающих направление Заказчиком уведомления о дате проведения осмотров помещений либо приглашения принять участие в составлении данных актов, не представлено. Как указано выше, представитель Общества при рассмотрении настоящего дела пояснил, что данные акты в адрес Общества не направлялись, о датах составления данных актов Обществу не было известно, возможность ознакомиться с данными актами и представить свои замечания по их содержанию у Общества не имелось. Данные акты составлены без участия представителей Общества, подписаны только представителем Заказчика, при этом в актах не указано, что при их составлении присутствовал представитель Общества, подпись представителя Общества либо отметка об отказе в подписании актов отсутствуют.
В письме Заказчика от 13.01.2022 N02-15/30 Заказчик сообщает Обществу, что Заказчик отказывается подписывать документы до устранения замечаний, при этом в данном письме фактически не конкретизируется, в чем именно выразились установленные Заказчиком замечания (Заказчик указывает, что представленные ООО СК "Грандстрой" документы содержат виды работ, которые фактически не исполнены, но не указано, какие именно виды работ).
Заказчик представил в адрес Удмуртского УФАС России заключение строительно-технического исследования от 25.02.2022, при этом, как пояснил представитель ООО СК "Грандстрой", о том, что Заказчик проводил независимую экспертизу, Общество узнало только при рассмотрении настоящего дела, Заказчик не сообщал Обществу о намерении провести данную экспертизу, представителей Общества для осмотра объектов не приглашал, заключение экспертизы в адрес Общества не направлял, следовательно, Общество не имеет возможности представить замечания в отношении данного заключения.
Доказательства, подтверждающие направление указанного заключения строительно-технического исследования в адрес Общества, со стороны Заказчика не представлены.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 ст. 95 Закона.
Также при рассмотрении настоящего дела принимается во внимание, что в решении Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, также не конкретизируется, в чем именно выразилось существенное нарушение условий контракта со стороны Общества, следовательно, Общество не может достоверно определить, каким образом возможно устранить данное существенное нарушение.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Антимонопольный орган не уполномочен давать оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства (данный вывод подтверждается судебной практикой: Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019 по делу NА73-4467/2019, Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2020 по делу NА40-184406/2019 и др.).
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение, которое предполагает недобросовестное поведение лица, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины в уклонении от заключения контракта.
Наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в РНП, поскольку включение в РНП является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана, что подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2021 по делу NА40-177069/2020, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.04.2019 по делу NА05-4547/2018 и др.).
При рассмотрении настоящего дела Комиссия Удмуртского УФАС России, принимает во внимание, что в материалы дела не представлено достаточных доказательств, подтверждающих направление в адрес Общества актов недостатков выполненных работ, либо возможность Общества принять участие в осмотре помещений, а также принести замечания относительно содержания данных актов, подтверждающих направление в адрес Общества заключения строительно-технического исследования; в переписке с Обществом Заказчиком не конкретизируются недостатки выполненных работ, в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта также не указано, в чем выразилось существенное нарушение условий Контракта; фактически между сторонами имеется гражданско-правовой спор, связанный с выполнением условий Контракта, который может быть разрешен в судебном порядке; доказательств, подтверждающих умысел ООО СК "Грандстрой" на уклонение от исполнения Контракта, либо подтверждающих недобросовестное поведение со стороны Общества, не имеется.
В связи с вышеизложенным, оснований для включения в РНП сведений об ООО СК "Грандстрой" не установлено.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО СК "Грандстрой" (ИНН 6311191969) в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт аудитории N 204 учебного корпуса N 3" (номер извещения в ЕИС - 0313100006921000120), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
<_>
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 14 марта 2022 г. N 018/06/104-173/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2022