Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "Ренессанс-Мед" на действия Заказчика - КГБУЗ "Владивостокская клиническая больница N4" при проведении электронного аукциона на поставку системы ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы (извещение N 0820500000822000658) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), так как описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
Также заявитель считает, что заказчик допустил нарушение порядка разъяснения положений извещения о проведении закупки.
Заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 23 Закона 44-ФЗ установлено, что наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных данным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу части 6 статьи 23 Закона 44-ФЗ правила использования КТРУ устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 12.04.2018) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
В силу и. 4 Правил использования КТРУ заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
При формировании извещения Заказчик, руководствуясь вышеуказанными нормами обязан установил код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару.
Объектом закупки является "Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы" исходя из своих клинических потребностей.
Описание объекта закупки не противоречит указанным областям исследования.
Сердечно-сосудистая система помимо исследования сердца включает и исследование сосудов организма, которые расположены по всему телу человека.
Заказчик пояснил, что исходя из описания в каталоге товаров, услуг и работ данная система может представлять собой комплект работающих от сети (сети переменного тока) изделий, разработанных для проведения экстракорпоральных и/или интракорпоральных процедур визуализации сердца и кровеносных сосудов (эндосонографии или эндоскопии). Включает систему программного обеспечения, которая поддерживает целый ряд статистических исследований и специфических кардиологических исследований в режиме реального времени для диагностирования анатомических дефектов сердца. определения характеристик потока крови и функциональных/анатомических проблем, ассоциированных с инфарктом миокарда. Генерирует ультразвуковые импульсы, направляет их в область воздействия, определяет ультразвуковое эхо и обрабатывает полученную информацию для вывода на дисплей статистических или динамических двух- или трехмерных (3-D) изображений.
В полном соответствии с указанным назначением заказчик привел перечень необходимых пакетов специализированных программ.
С использованием специализированной программы для абдоминальных исследований планируется проводить ультразвуковые исследования таких сосудов, как дуплексное сканирование брюшной аорты, данное исследование позволяет в реальном режиме оценить эхоструктуру стенок сосудов и исследовать внутрипросветный кровоток. Дуплексное сканирование позволяет выявить аневризматические расширения и расслоения грудной или брюшной аорты; аномалии, тромбозы, сдавление, атеросклеротические и др. поражения ветвей аорты: определять локализацию патологии, протяженность и степень нарушения кровотока.
С использованием специализированной программы для акушерства планируется проводить ультразвуковые исследования сердечно-сосудистой системы плода, такие исследования позволяют исключить врожденные пороки сердца и сосудов плода, оценить состояние сосудов пуповины.
Заказчик не применил КТРУ 26.60.12.132-00000036, в связи с тем, что описание предложенное в данном КТРУ не отражает полностью потребность Заказчика, т.к. планируется проводить ультразвуковые исследования сосудов малого таза. Состояние сосудов, находящихся в области малого таза, имеет значение при постановке диагноза варикозное расширение вен, а также помогает выявить нарушения репродуктивной функции женщин, связанные с кровообращением в сосудах.
С использованием специализированной программы для урологии планируется проводить ультразвуковые исследования сосудов мужских половых органов, например, мошонки, полового члена. Это информативная диагностическая процедура, благодаря которой можно оценить состояние кровотока в данных структурах и выявить вероятные отклонения, независимо от степени тяжести патологического процесса.
Специализированная программа для биопсии позволяет проводить такие инвазивные процедуры, как катетеризация сосудов под контролем УЗИ, данная методика существенно снижает риск возникновения таких осложнений, как перфорация артерии и, возможно, пневмоторакс.
Указанные пункты из описания объекта закупки присущи и могут быть использованы для любого диагностического ультразвукового оборудование, в том числе для описания систем ультразвуковой визуализации сердечнососудистой системы: в состав необходимого Заказчику УЗА, включена специализированная тележка для безопасного хранения и перемещения аппарата, что позволяет проводить исследования пациентов, которые ограничены в перемещении по территории учреждения и в пределах отделений. Также данная тележка позволяет использовать одновременно несколько портов для подключения датчиков (3 датчика), переключение которых при исследовании производится электронной кнопкой и предотвращает ручное переключение датчиков, что позволяет предотвратить поломку и увеличить износостойкость как датчиков, так и портов.
Пунктом 5 Правил предусмотрено право заказчика указать в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства.
Тем самым заказчик не допустил нарушение Правил использования КТРУ.
Вместе с тем, пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Заявитель указывает, что проведя анализ медицинского рынка по данному направлению в линейке экспертного класса среди производителей, занимающих одну ценовую категорию, ни один производитель не соответствует описанию Заказчика, кроме производителя Philips.
Тем самым по совокупности установленных показателей товара в извещении о проведении закупки Заказчика подходит продукция единственного производителя - Philips.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Комиссия Приморского УФАС России, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае исполнением требований Закона N 44-ФЗ должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Данная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.). При этом вывод, приведенный в указанном Обзоре, называет нарушением именно необоснованное ограничение количества участников до дилеров одного производителя.
Следовательно, Заказчик допустил нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, т. к. извещение о проведении закупки содержит описание объекта закупки не в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Ответственность за вышеуказанные нарушения предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 5 статьи 42 Закона N 44-ФЗ любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
В извещении о проведении закупки отсутствует информация о сроке гарантии.
Заказчик на запрос о разъяснении положений извещения о проведении закупки в части срока гарантии разъяснил: "Гарантия Поставщика на поставленное Оборудование составляет 12 месяцев. Гарантия производителя на Оборудование составляет 12 месяцев. Гарантийный срок начинает исчисляться со дня подписания Заказчиком документа о приемке".
Тем самым заказчик допустил нарушение части 5 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, т.к. разъяснения изменяют суть извещения об осуществлении закупки.
Ответственность за данное нарушение предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России не выявила нарушение Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ренессанс-Мед" на действия Заказчика - КГБУЗ "Владивостокская клиническая больница N4" при проведении электронного аукциона на поставку системы ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы (извещение N 0820500000822000658) обоснованной в части нарушения пункта 1 части 2 статьи 42 и части 5 статьи 42 Закона N 44-ФЗ.
2. Признать, что заказчик допустил нарушение:
- пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ;
- части 5 статьи 42 Закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона N 44-ФЗ.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 15 марта 2022 г. N 025/06/49-223/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2022