Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
- <_> - заместителя председателя Комиссии Управления, начальника отдела контроля закупок,
- <_> - члена Комиссии Управления, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
- <_> - члена Комиссии Управления, специалиста-эксперта отдела контроля закупок
со стороны подателя жалобы - ООО "КОНТРАКТ" представитель не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
со стороны заказчика - МКУ "Департамент ЖКХ г. Пензы": <_> - представителя по доверенности от 10.01.2022 N 01,
рассмотрев жалобу ООО "КОНТРАКТ" на положения извещения при проведении заказчиком - МКУ "Департамент ЖКХ г. Пензы" электронного аукциона "Обустройство регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов улично-дорожной сети г. Пензы" (извещение N 0355300034022000001 от 22.02.2022 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
03.03.2022 года в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО "КОНТРАКТ" на положения извещения при проведении заказчиком - МКУ "Департамент ЖКХ г. Пензы" электронного аукциона "Обустройство регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов улично-дорожной сети г. Пензы" (извещение N 0355300034022000001 от 22.02.2022).
Лицам, участвующим в деле, направлены уведомления о дате рассмотрения жалобы. Заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу приостановлено.
В соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба была принята и назначена к рассмотрению на 10.03.2022 в 16 часов 00 минут.
Согласно письму ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20 ЦА (ТО) ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрении жалоб при проведении закупок в порядке Закона о контрактной системе в дистанционном порядке посредством интернет-видеоконференции, без очного участия представителей субъектов контроля, заявителя, заинтересованных лиц.
По мнению заявителя, извещение об электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе поскольку:
- к участникам закупки установлены дополнительные требования, не относящиеся к объекту закупки в соответствии с позицией 11 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571;
- требование к составу заявки о предоставлении декларации о соответствии участника закупки требованию, предусмотренному частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе противоречит подпункту "о" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе;
- срок возврата заказчиком денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, установленный в пункте 9.8 проекта контракта противоречит требованиям части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика поддержала позицию, изложенную в отзыве на жалобу от 09.03.2022 N 5-1070/1, просила в удовлетворении заявленных в жалобе требований отказать.
В результате рассмотрения жалобы, материалов дела и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
22.02.2022 заказчиком на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0355300034022000001 о проведении электронного аукциона "Обустройство регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов улично-дорожной сети г. Пензы".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 003 084,56 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 04.03.2022 11:00 (МСК).
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 04.03.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 09.03.2022.
Идентификационный код закупки: 223583601336158360100100600014211243.
1. В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, определенную указанной частью.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) (часть 5 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 установлены Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям (далее - Постановление Правительства РФ N 2571).
В соответствии с позицией 11 раздела II Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям при закупке работ по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением работ, предусмотренных позицией 18 настоящего приложения, работ по капитальному ремонту автомобильной дороги к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Документами, подтверждающими соответствие участника указанному дополнительному требованию, являются:
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Учитывая предмет закупки, а также НМЦК заказчиком установлено в извещении о проведении электронного аукциона дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 11 раздела II Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности.
По мнению заявителя, объект закупки не является линейным объектом, в связи с чем дополнительные требования к участникам закупки не могут быть установлены в соответствии с позицией 11 раздела II Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (пункт 5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Представитель заказчика на заседании Комиссии Управления пояснила, что в рамках проводимой закупки надлежит выполнить работы по устройству металлического пешеходного ограждения, по установке световозвращающих дорожных знаков, а также по установке светофора трехсекционного (транспортного), двухсекционного (пешеходного), транспортного и пешеходного видов, которые относятся к линейным объектам, включающие специальные технические средства предусматривающие подключение к кабельным линиям передач, в связи с чем, требования к участникам закупки были установлены в соответствии с позицией 11 раздела II Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности.
Заявитель заявку на участие в электронном аукционе не подавал, запросов о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки не направлял. Вместе с тем, податель жалобы не обосновал и не представил документов и сведений, подтверждающих, что закупаемый предмет закупки не относится к линейным объектам.
Комиссия Управления, проанализировав документы, размещенные в единой информационной системе, пришла к выводу, что действия заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
2. При применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки (часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать электронные документы, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Общие требования к составу заявки на участие в закупке определены статьей 43 Закона о контрактной системе, так, заявка должна содержать:
1) информацию и документы об участнике закупки;
2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки;
3) предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей части);
4) предложение участника закупки о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона);
5) информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Подпунктом "о" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в закупке должна содержать декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичное требование установлено заказчиком в части 1 документа "Содержание и состав заявки на участие в закупке".
Согласно доводам жалобы, заказчиком необоснованно включено в состав декларации о соответствии участника закупки требованиям, установленным частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона, так как данное требование не предусмотрено частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а соответствует части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона предусмотрено частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика пояснила, что заказчиком допущена техническая ошибка, которая не может свидетельствовать о нарушении законных прав и интересов участников закупок.
Заявитель заявку на участие в электронном аукционе не подавал, запросов о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки не направлял.
На основании изложенного Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности указанного довода, так как допущенная ошибка (опечатка) не свидетельствует о нарушении законодательства в сфере закупок.
3. Согласно пункту 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о размере обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона).
Заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта возвращаются муниципальным заказчиком, в срок не превышающий тридцать дней с даты подписания окончательного документа о приемке.
При этом, согласно пункту 9.8 проекта контракта срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется Подрядчиком, в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не превышает 30 рабочих дней, после исполнения им обязательств по контракту.
На заседании Комиссии Управления представитель заказчика пояснила, что в пункте 9.8 проекта контракта допущена техническая ошибка (опечатка) в части исчисления срока возврата денежных средств в рабочих днях.
Комиссия Управления отмечает, что подобные разночтения являются по сути нарушением требований части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, учитывая, что заказчик указал о допущенной технической ошибке, а также тот факт, что рассматриваемый аукцион признан несостоявшимся (ни подано ни одной заявки), следовательно, отсутствует нарушение законных прав и интересов участников закупки, данный довод признается Комиссией Управления необоснованным.
Изучив материалы дела, руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "КОНТРАКТ" на положения извещения при проведении заказчиком - МКУ "Департамент ЖКХ г. Пензы" электронного аукциона "Обустройство регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов улично-дорожной сети г. Пензы" (извещение N 0355300034022000001 от 22.02.2022 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 10 марта 2022 г. N 058/06/106-193/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2022