Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
- <_> - председателя Комиссии Управления, руководителя Управления,
- <_> - заместителя председателя Комиссии Управления, начальника отдела контроля закупок,
- <_> - члена Комиссии Управления, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
со стороны подателя жалобы - ИП <Ж_>: <_>, <_> - представителя по доверенности от 11.03.2022,
со стороны заказчика - администрации Спасского района Пензенской области: <_> - представителя по доверенности от 11.03.2022 N 750, <_> - представителя по доверенности от 11.03.2022 N 749,
рассмотрев жалобу ИП <Ж_> на действия аукционной комиссии при проведении аукциона в электронной форме "Поставка благоустроенного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Спасском районе Пензенской области" (извещение N 0155300001022000004 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 18.02.2022), проводимого заказчиком - администрацией Спасского района Пензенской области, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
04.03.2022 года в Пензенское УФАС России поступила жалоба ИП <Ж_> на действия аукционной комиссии при проведении заказчиком - администрацией Спасского района Пензенской области аукциона в электронной форме "Поставка благоустроенного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Спасском районе Пензенской области" (извещение N 0155300001022000004 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 18.02.2022).
Лицам, участвующим в деле, направлены уведомления о дате рассмотрения жалобы. Заказчику направлено требование о приостановлении заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба была принята и назначена к рассмотрению на 14.03.2022 в 11 часов 30 минут.
Согласно письму ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20 ЦА (ТО) ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрении жалоб при проведении закупок в порядке Закона о контрактной системе в дистанционном порядке посредством интернет-видеоконференции, без очного участия представителей субъектов контроля, заявителя, заинтересованных лиц.
По мнению заявителя, аукционной комиссией необоснованно признана несоответствующей требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки/Закона о контрактной системе, заявка участника закупки N 151 (ИП <Ж_>).
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 11.03.2022 N 759, просили в удовлетворении заявленных в жалобе требований отказать.
В результате рассмотрения жалобы, материалов дела и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
18.02.2022 заказчиком на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0155300001022000004 о проведении электронного аукциона "Поставка благоустроенного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Спасском районе Пензенской области".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 400 000,00 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок - 18.02.2022 14:34 (МСК).
Дата и время окончания подачи заявок - 28.02.2022 08:00 (МСК).
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 28.02.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 01.03.2022.
Идентификационный код закупки: 223580700333758070100100030014120412.
Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, определенную указанной частью.
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, следующие электронные документы (часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе):
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
Описание объекта закупки представлено в Приложении N 3, размещенном в единой информационной системе.
В соответствии с Приложением N 3 жилое помещение на момент совершения сделки не должно быть никому продано, подарено, заложено, не должно состоять в споре, под арестом или запрещением, не должно быть обременено рентой, арендой, наймом или какими-либо иными обязательствами, в т.ч. задолженностью по оплате электроэнергии, коммунальных услуг и прочего. Жилое помещение не должно являться предметом судебного спора, не должно быть передано в доверительное управление, в качестве вклада в уставной капитал юридических лиц, должно быть свободно от прав и притязаний третьих лиц, не являющихся ее собственниками, не должно быть закреплено за находящимися под опекой или попечительством лицами, либо оставшимися без родительского попечения несовершеннолетними лицами.
До заключения муниципального контракта лицо, признанное по результатам проведения электронного аукциона победителем или иным участником, с которым заключается муниципальный контракт, обязано предоставить Покупателю следующие документы:
- копию документа-основания возникновения права собственности (правоустанавливающий документ);
- копию свидетельства о государственной регистрации права или выписки об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
- копию справки по форме N 9, подтверждающую отсутствие зарегистрированных лиц в указанном жилом помещении;
- документ, подтверждающий технические характеристики жилого помещения (кадастровый паспорт);
- документы, подтверждающие отсутствие задолженности по оплате за жилое помещение.
Общие требования к составу заявки на участие в закупке определены статьей 43 Закона о контрактной системе.
Во исполнении указанной нормы заказчиком установлены требования к содержанию, составу заявки (Приложение N 4).
Так, согласно подпункту "в" пункта 2 Приложения N 4 заявка должна содержать документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Как следует из материалов по жалобе ИП <Ж_> в составе заявки были представлены следующие документы:
1) конкретные показатели жилого помещения, предлагаемого к приобретению;
2) происхождение товара;
3) выписка из ЕГРН;
4) технический паспорт;
5) свидетельство о государственной регистрации права;
6) выписка из ЕГРЮЛ;
7) декларация по ст. 31;
8) карточка участника и поставщика (ИП <Ж_>, <К_>);
9) агентский договор между ИП <Ж_> и <К_>;
10) согласие;
11) решение о крупной сделке;
12) паспорт ИП <Ж_>;
13) нотариальная доверенность, выданная ИП <Ж_> от <К_>;
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт).
Подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 52 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и принимают решение о соответствии заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным частями 5 и 12 статьи 48 (в случае проведения электронного конкурса), пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 (в случае проведения электронного аукциона) настоящего Федерального закона, а также подписывают усиленными электронными подписями сформированный заказчиком с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнителя.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 01.03.2022 N 0155300001022000004-П заявка N 151 (ИП <Ж_>) отклонена на основании п. 1 ч. 12 ст. 48 - несоответствие информации и документов, требованиям, установленным в извещении и документах об осуществлении закупки (Жилое помещение на момент совершения сделки не должно быть никому продано, подарено, заложено, не должно состоять в споре, под арестом или запрещением_ ).
При этом пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Представители заказчика пояснили, что при рассмотрении первой части заявки Заявителя было установлено, что квартира, предлагаемая в рамках указанной закупки, располагается по адресу Пензенская область, Спасский район, г. Спасск, ул. <_>. В составе заявки ИП <Ж_> была представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 26.02.2022, согласно которой на предлагаемое в рамках указанной закупки жилое помещение наложено ограничение прав и обременение объекта недвижимости на основании постановлений судебного пристава-исполнителя ОСП Ленинского района г. Барнаула и Спасского РОСП.
Заказчиком 28.02.2022 был направлен запрос в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пензенской области на предоставление сведений из ЕГРН (NКУВИ-001/2022-27085796).
В соответствии с полученным ответом на 28.02.2022 на указанный объект недвижимости наложено ограничение прав и обременение объекта недвижимости в виде запрещения регистрации на основании постановлений судебных приставов-исполнителей ОСП Ленинского района г. Барнаула и Спасского РОСП.
Таким образом, при рассмотрении заявки Заявителя комиссией было установлено несоответствие информации и документов, требованиям, установленным в извещении и документах об осуществлении закупки.
Комиссия Управления, проанализировав положения извещения о проведении закупки, а также документы, размещенные в единой информационной системе, заявки участников закупки пришла к следующему.
Исходя из положений Закона о контрактной системе, аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в закупке с точки зрения их соответствия или несоответствия требованиям, установленным извещением о закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (часть 2 статьи 432 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
В силу части 3 статьи 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с частью 1 статьи 460 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц, за исключением случая, когда покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц.
Неисполнение продавцом этой обязанности дает покупателю право требовать уменьшения цены товара либо расторжения договора купли-продажи, если не будет доказано, что покупатель знал или должен был знать о правах третьих лиц на этот товар.
Частью 2 статьи 460 ГК РФ предусмотрено, что правила, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, соответственно применяются и в том случае, когда в отношении товара к моменту его передачи покупателю имелись притязания третьих лиц, о которых продавцу было известно, если эти притязания впоследствии признаны в установленном порядке правомерными.
В соответствии с частью 2 статьи 558 ГК РФ договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Как следует из Приложения N 3 жилое помещение на момент совершения сделки не должно быть никому продано, подарено, заложено, не должно состоять в споре, под арестом или запрещением, не должно быть обременено рентой, арендой, наймом или какими-либо иными обязательствами, в т.ч. задолженностью по оплате электроэнергии, коммунальных услуг и прочего. Жилое помещение не должно являться предметом судебного спора, не должно быть передано в доверительное управление, в качестве вклада в уставной капитал юридических лиц, должно быть свободно от прав и притязаний третьих лиц, не являющихся ее собственниками, не должно быть закреплено за находящимися под опекой или попечительством лицами, либо оставшимися без родительского попечения несовершеннолетними лицами.
Таким образом, исходя из анализа Приложения N 3 к извещению о проведении электронного аукциона в полной их совокупности, можно прийти к выводу, что данные положения не устанавливают обязанности участников закупки на момент подачи заявки на участие в аукционе (в рассматриваемом случае ИП <Ж_>), обеспечить свободу предлагаемого жилого помещения от прав третьих лиц.
Указанная обязанность возникает на момент совершения сделки, подписания контракта и передачи жилого помещения, а не при подаче заявки на участие в указанном аукционе.
В жалобе указано, что заявитель в случае определения его победителем в рассматриваемой закупке планировал обеспечить снятие обременений и к моменту заключения контракта добросовестно исполнить свои обязательства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении аукционной комиссии заказчика - администрации Спасского района Пензенской области требований подпункта "а" пункта 2 части 2 статьи 52 Закона о контрактной системе, и соответственно об обоснованности доводов жалобы.
В рамках внеплановой проверки Комиссией Управления также установлено следующее.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 01.03.2022 N 0155300001022000004-П заявка N 94 (<Ш_>) отклонена на основании п. 1 ч. 12 ст. 48 - несоответствие информации и документов, требованиям, установленным в извещении и документах об осуществлении закупки (В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" участником закупки может выступать только лицо в единственном числе и контракт заключается с победителем закупочной процедуры. В документации о закупке сказано о наличии свидетельства о государственной регистрации права или выписки об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в единственном числе.)
Как следует из материалов внеплановой проверки <Ш_> в составе заявки были представлены следующие документы:
1. конкретные показатели жилого помещения, предлагаемого к приобретению;
2. декларация по ст. 31 <Ш_> и <Ш_>;
3. свидетельство о постановке на учет в налоговом органе <Ш_> и <Ш_>;
4. документы об отсутствии задолженности;
5. паспорт <Ш_> и <Ш_>;
6. выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию прав <Ш_> и <Ш_>;
7. выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости <Ш_> и <Ш_>;
8. выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (земельный участок) <Ш_> и <Ш_>;
9. договор купли-продажи квартиры и земельного участка от 17.10.2016;
10. СНИЛС <Ш_> и <Ш_>;
11. реквизиты банка <Ш_> и <Ш_>;
12. справка об отсутствии зарегистрированных лиц на объекте, предлагаемого в рамках данной закупки;
13. технический паспорт;
14. нотариальная доверенность, выданная <Ш_> от <Ш_>.
На заседании Комиссии Управления представители заказчика пояснили, что при рассмотрении заявки участника было установлено, что предлагаемое жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности <Ш
> и
<Ш
>, т.е. при указанных обстоятельствах <Ш
> и <Ш
> признаются участниками рассматриваемой закупки, что противоречит Закону о контрактной системе, так как участником закупки может выступать только лицо в единственном числе и контракт заключается с победителем закупочной процедуры.
В силу пункта 1 статьи 182 ГК РФ предусмотрено, что сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Согласно положениям пункта 4 статьи 3 и части 5 статьи 24.2 Закона о контрактной системе любое юридическое лицо или любое физическое лицо, зарегистрированное в единой информационной системе и аккредитованное на электронной площадке, вправе участвовать во всех электронных процедурах, проводимых на электронной площадке в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 27 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно письму ФАС России от 07.08.2019 N АК/68293/19 физическое лицо (собственник квартиры или жилого помещения) вправе принимать участие в закупках лично либо через своего представителя (при наличии соответствующей доверенности) после аккредитации такого лица на электронной площадке в порядке, установленном Законом о контрактной системе, в том числе подписывать контракт при наличии соответствующей доверенности.
Как следует из представленных документов заявка на участие подана <Ш_>, аккредитованной электронной площадке.
В рассматриваемом случае, <Ш_> в составе заявки были представлены документы, свидетельствующие о том, что данное лицо действует как от имени и в <Ш_>, так и от своего имени, как сособственников жилого помещения.
В соответствии с письмом Федерального казначейства Российской Федерации от 30.11.2020 N 14-00-05/24558 функционал ЕИС реализован в соответствии с нормами действующего законодательства, возможность регистрации в едином реестре участников закупки (далее - ЕРУЗ) представителя участника, являющимся физическим лицом (не являющимся индивидуальным предпринимателем) не предусмотрена.
Согласно письму ФАС России от 20.02.2021 N ПИ/12688/21 в случае участия в закупке Собственника через своего Представителя, заявка на участие в закупке, подается Представителем от имени и в интересах Собственника, при этом непосредственное участие Собственника в закупке осуществляется через Представителя.
На основании вышеизложенного, действия аукционной комиссии заказчика - администрации Спасского района Пензенской области противоречат требованиям законодательства в сфере закупок и свидетельствуют о нарушении требований подпункта "а" пункта 2 части 2 статьи 52 Закона о контрактной системе.
Частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Учитывая выявленное нарушение Комиссия Управления считает целесообразным выдать предписание об устранении нарушений путем пересмотра заявки участника закупки.
Изучив материалы дела, руководствуясь частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП <Ж_> на действия аукционной комиссии при проведении заказчиком - администрацией Спасского района Пензенской области аукциона в электронной форме "Поставка благоустроенного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Спасском районе Пензенской области" (извещение N 0155300001022000004 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 18.02.2022), обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию заказчика - администрации Спасского района Пензенской области нарушившей требования подпункта "а" пункта 2 части 2 статьи 52 Закона о контрактной системе, ответственность за что установлена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы по жалобе должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 14 марта 2022 г. N 058/06/106-200/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2022